Методические материалы для студентов
Заочной формы обучения
Языкознание
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1
Природа и сущность языка.
1. Язык как:
— социальное явление;
— биологическое явление;
— психосоциальное явление.
2. Функции языка:
— основные;
— производные.
3. Теории происхождения языка:
-логосическая;
— звукоподражательная;
— междометная;
— трудовых выкриков;
— социального договора;
— жестов;
— эволюционная;
— социальная.
Семинар 2
1. Семиотика как наука о знаковых системах:
— аспекты семиозиса;
— типы знаков:
2. Характеристика языкового знака:
— понятие языкового знака;
— свойства языкового знака;
— структура языкового знака.
3. Характеристика языковой системы.
4. Язык как струртурно-функциональное единство трех основных сторон:
— фонетического строя;
— лексического строя;
— грамматического строя.
5. Уровни и единицы языка:
— фонематический уровень, функции фонемы;
— морфематический уровень, функции морфемы;
— лексический уровень, функции слова;
— синтаксический уровень, функции предложения.
6. Типы отношений между языковыми единицами:
— иерархические;
— парадигматические;
— синтагматические.
Семинар 3
Язык и общество. Проблема развития языка
1. Язык как общественное явление особого рода.
2. Формы существования языка.
— Территориальная дифференциация языка. Диалектология как наука
— Социальная дифференциация языка. Социолингвистика.
3. Социальные типы языков:
— народность и ее язык;
— нация и национальный язык;
— языки межнационального и международного общения;
— языки-посредники, естественные и искусственные (лингва франка, койне, пиджины, креольские языки, эсперанто).
4. Языковая ситуация и ее типы:
— социальные аспекты билингвизма;
— понятие диглоссии;
— языковая ситуация в странах изучаемого языка.
5. Языковая политика и ее проблемы.
4. Внешние законы развития языка. Внутренние законы развития языка.
5. Дивергенция как один из основных процессов развития языка.
6. Конвергенция как один из основных процессов развития языка:
— языковой союз;
— субстрат;
— суперстрат;
— адстрат.
7. Этапы развития языка и общественное развитие:
— родовой язык;
— племенной язык;
— язык народности;
— национальный язык.
8. Литературный язык как высшая форма существования языка.
9. Понятие литературно-языковой нормы.
Семинар 4
Классификация языков.
1. Принципы классификация языков.
2. Характеристика генеалогической классификации языков:
— языковая семья, группа, подгруппа;
— основные семьи языков;
— индоевропейская семья и ее основные группы.
3. Типологическая классификация языков:
— фонетическая классификация;
-морфологическая классификация: изолирующие, агглютинативные, флективные синтетического и аналитического строя, инкорпорирующие (полисинтетические) языки.
— синтаксическая классификация.
4. Ареальная классификация языков:
лингвистическая карта мира;
— понятие языкового союза.
5. Функциональная классификация языков, принципы ее выделения:
— по связи языка с этнической общностью (язык племени, народности, нации);
— по распространенности языка за пределами этнической общности (местные, региональные, межнациональные);
— по функциям, выполняемым в обществе (литературные языки и диалекты, государственные языки, культовые и т.д.).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
К экзамену
- Языкознание в системе наук.
- Литературный язык, его стилистические разновидности.
- Дифференциальные признаки функциональных стилей языка.
- Принципы территориального деления языка.
- Особенности межкультурной коммуникации.
- Языковая и культурная (понятийная) картины мира. Истоки культурных стереотипов.
- Принципы классификации языков.
- Предмет ареальной лингвистики.
- Основы сравнительно-исторической классификации языков мира и структурно-типологическое их разнообразие.
- Механизм порождения речи.
- Особенности речемыслительной деятельности.
- Коммуникативные возможности текста.
- Понятие системы и структуры в языкознании, соотношение уровней языка.
- Аспекты изучения звуков языка.
- Сильные и слабые позиции звуков в потоке речи.
- Комбинаторные изменения звуков.
- Грамматическое значение и грамматическая категория.
- Морфологическое строение слова.
- Типология морфем.
- Способы словообразования.
- Понятие словообразовательного типа.
- Способы выражения синтаксических связей в словосочетании и предложении.
- Системный характер лексики.
- Лексема как единица лексического уровня языка.
- Внутренняя форма слова.
- Лексические микросистемы. Полисемия слов.
- Типы фразеологических единиц.
- Истоки сравнительно-исторического подхода к изучению языков.
- Разнообразие языков мира.
- Принципы объединения языков в языковые семьи.
- Предпосылки развития письма.
- Внутренняя эволюция системы письма.
- Разновидности систем письменности.
- Виды специального письма.
Список литературы.
1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. — 5-е изд., — М.: Академия, 2005.
2. Вендина Т. И. Введение в языкознание. / 2-е изд. М.: Высшая школа, 2005. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – 3 изд. – М., 2004
3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973
4. Гречко В.А. Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003
5. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Либроком, 2010.
6. Корчажкина О. М.. Тихонова Р. М. Фонетико – орфографический справочник английского языка. – М., 2009
7. Кошевая И. Г. Проблемы языкознания и теории английского языка. Лимитативная сущность языковых категорий. — М., Книжный дом «ЛИБРОКООМ», 2012
8. Кошевая И. Г. Проблемы языкознания и теории английского языка. Грамматический строй современного английского языка. — М., Книжный дом «ЛИБРОКООМ», 2012
9. Кошевая И. Г. Проблемы языкознания и теории английского языка. Части речи и категории речи. — М., Книжный дом «ЛИБРОКООМ», 2012
10. Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. – М.: Высшая школа, 2005.
11. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. — 4-е изд., стер. — СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005.
12. Письменная О. А. Окна в англоязычный мир. – М., 2005
13. Реформатский А.А. Введение в языковедение. — 4-е изд., стер. — М.: Аспект-Пресс, 2007.
14. Сусов И. П. Введение в языкознание. М.: Восток-Запад, 2007
14. Реформатский А.А. Введение в языкознание: Учебник для вузов. – 5-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2004.
15. Рождественский Ю.В., Блинов А.В. Введение в языкознание. – М., 2005
Преподаватель О. А. Шумакова