Преподаватель о. а. шумакова

Методические материалы для студентов

Заочной формы обучения

Языкознание

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1

Природа и сущность языка.

1. Язык как:

— социальное явление;

— биологическое явление;

— психосоциальное явление.

2. Функции языка:

— основные;

— производные.

3. Теории происхождения языка:

-логосическая;

— звукоподражательная;

— междометная;

— трудовых выкриков;

— социального договора;

— жестов;

— эволюционная;

— социальная.

Семинар 2

Язык как знаковая система.

1. Семиотика как наука о знаковых системах:

— аспекты семиозиса;

— типы знаков:

2. Характеристика языкового знака:

— понятие языкового знака;

— свойства языкового знака;

— структура языкового знака.

3. Характеристика языковой системы.

4. Язык как струртурно-функциональное единство трех основных сторон:

— фонетического строя;

— лексического строя;

— грамматического строя.

5. Уровни и единицы языка:

— фонематический уровень, функции фонемы;

— морфематический уровень, функции морфемы;

— лексический уровень, функции слова;

— синтаксический уровень, функции предложения.

6. Типы отношений между языковыми единицами:

— иерархические;

— парадигматические;

— синтагматические.

Семинар 3

Язык и общество. Проблема развития языка

1. Язык как общественное явление особого рода.

2. Формы существования языка.

— Территориальная дифференциация языка. Диалектология как наука

— Социальная дифференциация языка. Социолингвистика.

3. Социальные типы языков:

— народность и ее язык;

— нация и национальный язык;

— языки межнационального и международного общения;

— языки-посредники, естественные и искусственные (лингва франка, койне, пиджины, креольские языки, эсперанто).

4. Языковая ситуация и ее типы:

— социальные аспекты билингвизма;

— понятие диглоссии;

— языковая ситуация в странах изучаемого языка.

5. Языковая политика и ее проблемы.

4. Внешние законы развития языка. Внутренние законы развития языка.

5. Дивергенция как один из основных процессов развития языка.

6. Конвергенция как один из основных процессов развития языка:

— языковой союз;

— субстрат;

— суперстрат;

— адстрат.

7. Этапы развития языка и общественное развитие:

— родовой язык;

— племенной язык;

— язык народности;

— национальный язык.

8. Литературный язык как высшая форма существования языка.

9. Понятие литературно-языковой нормы.

Семинар 4

Классификация языков.

1. Принципы классификация языков.

2. Характеристика генеалогической классификации языков:

понятие языка-основы;

— языковая семья, группа, подгруппа;

— основные семьи языков;

— индоевропейская семья и ее основные группы.

3. Типологическая классификация языков:

— фонетическая классификация;

-морфологическая классификация: изолирующие, агглютинативные, флективные синтетического и аналитического строя, инкорпорирующие (полисинтетические) языки.

— синтаксическая классификация.

4. Ареальная классификация языков:

лингвистическая карта мира;

понятие языкового союза.

5. Функциональная классификация языков, принципы ее выделения:

— по связи языка с этнической общностью (язык племени, народности, нации);

— по распространенности языка за пределами этнической общности (местные, региональные, межнациональные);

— по функциям, выполняемым в обществе (литературные языки и диалекты, государственные языки, культовые и т.д.).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

К экзамену

  1. Языкознание в системе наук.
  2. Литературный язык, его стилистические разновидности.
  3. Дифференциальные признаки функциональных стилей языка.
  4. Принципы территориального деления языка.
  5. Особенности межкультурной коммуникации.
  6. Языковая и культурная (понятийная) картины мира. Истоки культурных стереотипов.
  7. Принципы классификации языков.
  8. Предмет ареальной лингвистики.
  9. Основы сравнительно-исторической классификации языков мира и структурно-типологическое их разнообразие.
  10. Механизм порождения речи.
  11. Особенности речемыслительной деятельности.
  12. Коммуникативные возможности текста.
  13. Понятие системы и структуры в языкознании, соотношение уровней языка.
  14. Аспекты изучения звуков языка.
  15. Сильные и слабые позиции звуков в потоке речи.
  16. Комбинаторные изменения звуков.
  17. Грамматическое значение и грамматическая категория.
  18. Морфологическое строение слова.
  19. Типология морфем.
  20. Способы словообразования.
  21. Понятие словообразовательного типа.
  22. Способы выражения синтаксических связей в словосочетании и предложении.
  23. Системный характер лексики.
  24. Лексема как единица лексического уровня языка.
  25. Внутренняя форма слова.
  26. Лексические микросистемы. Полисемия слов.
  27. Типы фразеологических единиц.
  28. Истоки сравнительно-исторического подхода к изучению языков.
  29. Разнообразие языков мира.
  30. Принципы объединения языков в языковые семьи.
  31. Предпосылки развития письма.
  32. Внутренняя эволюция системы письма.
  33. Разновидности систем письменности.
  34. Виды специального письма.

Список литературы.

1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. — 5-е изд., — М.: Академия, 2005.

2. Вендина Т. И. Введение в языкознание. / 2-е изд. М.: Высшая школа, 2005. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – 3 изд. – М., 2004

3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973

4. Гречко В.А. Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003

5. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Либроком, 2010.

6. Корчажкина О. М.. Тихонова Р. М. Фонетико – орфографический справочник английского языка. – М., 2009

7. Кошевая И. Г. Проблемы языкознания и теории английского языка. Лимитативная сущность языковых категорий. — М., Книжный дом «ЛИБРОКООМ», 2012

8. Кошевая И. Г. Проблемы языкознания и теории английского языка. Грамматический строй современного английского языка. — М., Книжный дом «ЛИБРОКООМ», 2012

9. Кошевая И. Г. Проблемы языкознания и теории английского языка. Части речи и категории речи. — М., Книжный дом «ЛИБРОКООМ», 2012

10. Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. – М.: Высшая школа, 2005.

11. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. — 4-е изд., стер. — СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005.

12. Письменная О. А. Окна в англоязычный мир. – М., 2005

13. Реформатский А.А. Введение в языковедение. — 4-е изд., стер. — М.: Аспект-Пресс, 2007.

14. Сусов И. П. Введение в языкознание. М.: Восток-Запад, 2007

14. Реформатский А.А. Введение в языкознание: Учебник для вузов. – 5-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2004.

15. Рождественский Ю.В., Блинов А.В. Введение в языкознание. – М., 2005

Преподаватель О. А. Шумакова

Шумакова Ю. И. Дискуссионный клуб «Человек читающий»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: