Для эффективной профилактики патологических состояний и заболеваний необходимо знать причины их возникновения. В предыдущем разделе показано, что патологические состояния и заболевания у спортсменов возникают при выполнении чрезмерных физических (эмоциональных) нагрузок. Вместе с тем очевидно, что для одного и того же человека конкретная нагрузка может быть и оптимальной и чрезмерной в зависимости от его состояния в данный момент. Функциональное состояние человека, в свою очередь, зависит от многих внутренних и внешних причин. Физическая нагрузка сама по себе по объему и интенсивности может превышать человеческие возможности вообще. Влияние нагрузки зависит от материально-технических, климатических, гигиенических и других условий и факторов. Патологические состояния возникают при наличии конкретных причин, которых, очевидно, большое количество, поэтому их можно и целесообразно объединить в отдельные группы:
1) недостатки в организации и методике проведения занятий, тренировок и соревнований;
2) неудовлетворительное материально-техническое обеспечение мест занятий;
3) неблагоприятные метеорологические и гигиенические условия;
4) недостаточный медицинский контроль за физическим состоянием спортсменов;
5) неправильные действия и недисциплинированность занимающихся.
Первую группу составляют причины, зависящие от неправильных действий тренера:
а) объединение в одну группу лиц с различной степенью физической подготовленности;
б) неправильное планирование тренировок, когда объем и интенсивность физической нагрузки опережают функциональные возможности занимающихся;
в) несоблюдение дидактических принципов обучения (постепенности, по-следовательности, доступности), отсутствие индивидуального подхода и т.п.;
г) пренебрежение общей физической подготовкой,
д) проведение учебных занятий или спортивных тренировок без предварительной разминки;
е) недостаточная страховка или помощь при выполнении упражнения;
ж) выполнение упражнений в местах, не приспособленных для занятий;
з) проведение тренировочных занятий в поздние часы, непосредственно после приема пищи и других занятий с повышенным физическим напряжением.
Вторую и третью группы причин можно с полным основанием рассматривать как отдельные причины в составе первой группы, так как их учет при планировании и организации занятий обязателен. Вместе с тем, для придания значимости в профилактике заболеваний и травм их выделяют в самостоятельные группы.
Ко второй группе относятся:
а) плохая подготовка помещений, площадок, стадионов;
б) низкое качество спортивных снарядов, снаряжения и других предметов материально-технического оснащения и индивидуального пользования.
В третью группу, объединяющую неблагоприятные гигиенические и метеорологические условия, входят:
а) нарушения режима труда и отдыха, питания и т. д.;
б) наличие вредных привычек (курение, алкоголь);
в) сочетание интенсивной тренировки с напряженной учебой, в частности, с экзаменационной сессией;
г) проведение занятий без учета температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также без предварительной акклиматизации;
д) плохая освещенность мест занятий.
Весьма обширный перечень причин составляет четвертую группу под объединенным названием Недостаточный медицинский контроль за физическим состоянием занимающихся физической культурой и спортом:
а) допуск к занятием физической культурой и спортом без предварительного медицинского обследования;
б) занятия физической культурой и спортом при наличии заболеваний или повреждений, а также в состоянии переутомления или перенапряжения;
в) преждевременный допуск к занятиям лиц в период выздоровления (реконвалесценции) после болезни и травмы;
г) допуск к занятиям после болезни без предварительного врачебного осмотра, пренебрежение врачебными рекомендациями.
Последняя, пятая группапричин квалифицируется как неправильные действия и недисциплинированность занимающихся. В эту группу входят:
а) диссимуляция, т.е. сокрытие занимающимися жалоб на недомогание, заболеваний и т. п.;
б) курение и злоупотребление алкоголем;
в) отношение к спортивной тренировке или соревнованию во время сессии как к активному отдыху;
г) нарушение предписанийтренера и врача в отношении режима тренировок, отдыха, питания и т. д.;
д) чрезмерный азарт, грубость;
е) несоблюдение техники безопасности на занятиях;
ж) другие формы проявления недисциплинированности.
Как видно, некоторые из причин, перечисленных в данной группе, названы в предыдущих. Это свидетельствует о некоторой условности выделения соответствующих групп. Но именно такая классификация причин возникновения патологических состояний, заболеваний и травм способствует наиболее успешной разработке и проведению профилактических мер среди занимающихся физической культурой и спортом.
Контрольные вопросы
1. Понятие о физиологических нагрузках.
2. Понятие о чрезмерных нагрузках.
3. Понятие о повреждающих нагрузках.
4. Понятие о разрушающих нагрузках.
5. Основные функциональные состояния при занятиях физическими упражнениями.
6. Острое и хроническое переутомление.
7. Острое и хроническое перенапряжение.
8. Основные группы причин возникновения травм и заболеваний занимающихся физическими упражнениями.
9. Основные недостатки в организации и методике проведения занятий, тренировок и соревнований.