Приёмы и средства изучения теоретического материала.

Теоретический материал может излагаться в виде:

*Объяснения –монологическое, целостное, аргументированное изложение существенных признаков исторических событий, явлений процессов, причинно-следствен. Связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Объяснение подводит школьников к усвоению понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, к осознанию целей, мотивов и результатов деятельности людей в прошлом, к анализу и оценке культ.-ист. Наследия, к формированию собственных идей и убеждений. О. самый компактный и самый экономичный по времени способ передачи сложной и объёмной информации. Самый распространённый приём обучения истории.

*Рассуждение – приём монологического изложения теоретических сведений, представленный логической цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы. Р. обучает школьников приёмам анализа, сравнения, типологизации, обобщения. Способствует активизации внимания и мышления учащихся постановкой оригинальных вопросов, предложением не одного, а нескольких вероятных ответов, вытекающих из факта следствия, выдвижением собственных версий и оценок.

*Обобщающая характеристика – приём краткого, сжатого, простого перечисления существенных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и законов общественного развития.

По содержанию и направленности содерж.В них выводов обобщ. Хар. Можно условно разделить на:

1)Обобщ. Хар. С выводами-перечислениями главных исторических фактов.

2)Об. Хар. Аналитического плана, выделяющие существенные признаки факта, изложенного прежде приёмом объяснения, аналитического описания или образной характеристики.

3)Обоб. Хар. С оценочными выводами, которые могут следовать за этими же приёмами или опережать их, и содержать суждения об ист. Роли и значении характериз. Событий, явлений, процессов.

*Различные Бесседы.

Можно использовать в работелогические схемы, графики, диаграммы, карты, схемы и таблицы.

65 Основные приемы изложения главных исторических фактов При изучении главных исторических фактов используются приемы повествования и описания. Остановимся в начале на приемах повествования. Приемы повествования. При подготовке к уроку учитель решает, каким будет способ изложения учебного материала. Выбор определяется задачами, которые ставит учитель, составом учеников и их подготовленностью. Он зависит также от содержания фактов и наглядных средств обучения. На уроке возможно сочетание различных способов или приемов изложения. Один из приемов изложения — повествование. В преподавании истории это сжатое сообщение или рассказ об исторических событиях. Одно из требований к рассказу — отражение в нем конкретной исторической характеристики времени, пространства, людей, что способствует развитию у учащихся представления о специфичности каждого исторического факта по сравнению с другими. Сюжетный повествовательный рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как правило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка — кульминация — развязка. Такой рассказ применяется при изложении наиболее крупных событий, например: восстание Спартака. В него включаются яркие эпизоды, детали исторических событий, характеристики их участников. По ходу рассказа учитель привлекает учебные событийные картины, аппликации, схемы военных действий. Сюжет рассказа может быть правдивым, реалистическим, возможен частичный вымысел. Форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека называется персонификацией (олицетворением). В ее основе — придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках. Сюжетное повествование выступает как способ объяснения сложных исторических явлений. Чтобы разъяснить их, учитель вводит прием персонификации. Свой рассказ учитель дополняет рисунками и надписями, фрагментами сюжетного диафильма. Другая форма сюжетного повествования — драматизация. Здесь повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытающихся разрешить конфликтную ситуацию. В ходе диалога раскрывается сущность типичного социального явления. Часто учащиеся бывают участниками этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется то, что выявлено при активном личном участии. Мини-постановки успешно применяются в современной школе, например при изучении законов Хаммурапи . Образное повествование. В отличие от сюжетного повествования, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содержит больше теоретических сведений и передает главные исторические факты в спокойной бесконфликтной форме. Такой прием чаще всего применяется для изложения явлений и процессов экономической жизни общества. Причем сочетается он, как правило, с графической наглядностью, например схемой «Древнерусская феодальная вотчина». Возможно также применение педагогических рисунков, аппликаций {-возникновение средневекового города), учебных типологических картин («В мастерской средневекового оружейника»). Включение в рассказ такой наглядности создает образные представления об изучаемом явлении, что помогает ученикам выявить его существенные черты. Конспективное повествование и информативное сообщение учитель использует на уроках при изложении неглавных фактов. Для конспективного повествования характерно лишенное образности перечисление фактов, их пространственных, временных и количественных характеристик. Такое краткое освещение фактов без их анализа необходимо для установления связей между основными фактами, для создания целостного представления о событиях. При помощи карт, схем, графиков конспективно излагаются события политической жизни, военной истории, народных восстаний. Информативное сообщение применяют для перечисления фактов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с другом и с главным фактом урока. По ходу изложения ученики составляют календари событий. Приемы описания. Картинное описание. Описание позволяет раскрыть существенные черты, детали, признаки или состояния. В нем есть объект, но нет развития сюжета. Описание бывает картинным и аналитическим. Картинным описанием называется прием устного изложения материала, когда с помощью слова в эмоционально-художественной форме создаются образы того или иного факта, т.е. происходит образное воспроизведение фактов в виде целостных картин. Этот вид описания применяется для воссоздания картин природы, быта людей,’ географической среды, а также типичных явлений культурной, общественной, хозяйственной жизни. Прием описания позволяет использовать документальные фотографии местности, материалы реконструкции исторических памятников, локальные схемы, документы, художественно-историческую литературу.

Аналитическое описание Это прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения; передаются внешние признаки создаваемых целостных образов, показывается взаимодействие их существенных сторон, составных частей. Применяется он при описании орудий труда, оружия, памятников архитектуры, военных и хозяйственных объектов, а также при разъяснении устройства государства, его военной организации. Рассказ сочетаете» с меловыми рисунками, схемами и чертежами, с демонстрацией макетов и моделей, с применением кодоскопа.

Образная характеристика — разновидность описания. Образной называют характеристику типичных представителей общества конкретного периода: купца, помещика, рабочего, фабриканта. Часто образная характеристика сочетается с заданиями для учащихся. Характеристика исторической личности дается на уроках истории наряду с образной характеристикой. Для этого есть специальные памятки. Вот одна из них:

1.Обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черты лица, манеру держаться, говорить, одеваться).

2.Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим).

3.Приведите наиболее яркие и важные факты из жизни.

4.Сделайте вывод о вкладе личности в историю.

Для характеристики типичных черт выдающихся исторических личностей (политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) привлекается документальный материал, портреты, фотографии, художественная литература.

Часто факты, помогающие охарактеризовать личность, учитель берет из научной или художественной литературы. Например, книга А.З. Манфреда помогает дать характеристику Наполеону Бонапарту.

Метод проектов как технология ХХI века, отражающая требования ФГОС


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: