Приложение к ответу на вопрос билета: устав антифонов и трапарей

БИЛЕТ 14

1. Символическое значение молитвословий и священнодействий вседневной вечерни (103 пс., светильничные молитвы, ектении, стихиры). 2. Устав о пении антифонов за Божественной Литургией. 3. В какой двунадесятый Господний праздник на Литургии не поются праздничные антифоны?

1. Символическое значение молитвословий и священнодействий вседневной вечерни (103 пс., светильничные молитвы, ектении, стихиры.

  • Воспоминается творение мира и прославляется Промысл Божий во всем творении. Псалом рисует картину начала мира… Последовательно воспоминаются пребывание прародителей в раю, их грехопадение и изгнание из рая, раскаяние их и приготовление к искуплению людей чрез пришествие на землю Христа Спасителя мира и само это пришествие.

  • Изображая скорбящего, плачущего пред вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем при закрытых Царских вратах (в вечерних молитвах) молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей.

Общее значение светильничных молитв, следующее: после падения, но прежде еще изгнания из рая, Адаму обещая Ходатай и Искупитель всего рода человеческого, Христос, Сын Божий, как сказана змию: Той сотрет главу (Быт. 3 гл.} Священник, образуя этого Ходатая и как бы принимая на себя его звание, выходит перед царские двери и перед ними, как перед затворенными раем, приносит Богу молитву о всех людях, тайно читая молитвы светильничные

Число этих молитв, есть священное число, соответствующее семи дням творения и промышления. Зажигание в это время светильников — прекрасный символ ветхозаветных упований, откровений и пророчеств -так же как наступающая ночь — символ сумерек, окутавших человечество после грехопадения

  • После на вечерне следует Великая ектения: Миром Господу помолимся, в которой диакон велегласно произносит прошения, подобные тем, какие священник тайно возносит к Богу в светильничных молитвах. В ектений испрашивается то, чего лишились люди и в чем нуждаются по грехопадении, а именно: мира с Богом, мира с ближними и мира с самим собою.

В такое состояние мира трудно, а иногда и невозможно привести себя без помощи Божией, поэтому далее следуют прошения, в которых испрашивается у Господа, чтобы Он водворил в нас мир.

  • Плач Адама у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в 140, 141 пс.Но Творец не покинул людей и после их грехопадения. Он дал обетование о Господе Спасителе, Который придет и сотрет главу змия. Это обетование находит свой отзвук в дальнейших песнопениях вчерни. Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражается радость человека, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихирами на Господи, воззвах.

2. Устав о пении антифонов за Божественной Литургией.

(21 Глава 1 отдела типикона)

Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя ликами (хорами) после мирной ектиньи. Антифон – появился в IVвеке, как ничто иное, как храмовый тропарь.

Существует три вида литургийных антифонов:

Vвседневные ,

Vизобразительные

V праздничные – песнопения празднику.

Вседневные поются в седмичные дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника с красным знаком или пред-, или по-праздников и пения Цветной триоди. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмологии. И нет тропарей святых на блаженнах.

Стихи из 142,145 –это Изобразительные антифоны поются во все субботы и воскресные дни, а также в седмичные дни, когда бывает Богородичный праздник, в дни всей Пятидесятницы (от Антипасхи до Пятидесятницы) или праздника с красным знаком или пред-, или по-праздников и пения Цветной триоди. А также и в шестиричные, если в Минее показано: «песнь от канона на Блаженнах» Помещены они в Часослове (в чине изобразительных и в Ирмологии).

Праздничные антифоны состоят из стихов псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним. Например:

в первом антифоне за каждым стихом следует припев: «Молитвами Богородицы, Спaсе, спаси? нас»;
во втором антифоне припев: «Спаси ны, Сыне Божий, рождeйся от Девы… во Иордане крести?выйся…» и т. Д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: «Спаси ны, Утeшителю Благи?й, поющия Ти: аллилуиа» (один раз).
На «Слава, и ныне» поется песнь «Единородный Сыне…».
На третьем антифоне за каждым стихом – тропарь празднику.

Праздничные антифоны поются во всю Неделю (седмицу) Пасхи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду.

В честь Пресвятой Троицы антифоны отделяются от друг друга 2-мя малыми ектиньями.

1. Во время Мирной Ектиньи читается молитва 1 антифона. Священник к общей молитве ектении присоединяется в молитве первого антифона и просит Господа, чтобы Он призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их Своих щедрот и милостей

2. После Первой малой Ектиньи и до 2 антифона читается молитва Второго антифона, похожая на начало заамвонной молитвы.Бог сам захотел явить Себя и не только явил, но и соединил их с Собою, сделал их Своими. Эту принадлежность Церкви Богу иисповедует«молитва второго антифона»

3.Вторая малая ектинья, после которй читается молитва Третьего антифона – дерзновенная молитва,в которой священник напоминает Богу, что там где 2 или 3 собрались во Имя Бога, то их молитвы тех будут услышаны о Вечном.

В время пения 3 — го антифона поют о Исповедании благоразумного разбойника, предваряя священнодействия Входа. Тут мы в преддверии входа в открытые двери рая, куда первым входит разбойник.

Предваряет Малый вход пение Заповедей Блаженств, как напоминание условия нашего Спасения, исполнение которых дает возможность войти в Царство Божие. Господь подаёт возможность, силы исполнить эти заповеди.

(далее читай Билет 15)

ПРИЛОЖЕНИЕ к ответу на вопрос билета: УСТАВ АНТИФОНОВ И ТРАПАРЕЙ

1. 3-й антифон составляет Блаженны. Он начинается словами исповедания благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем…» Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блажени из Октоиха.

2. Эти тропари служат подтверждением примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству.

4. В воскресные дни число тропарей Блаженн бывает не более двенадцати и не менее восьми.

4.1. Если святому не положены Блаженны, то тропари берутся на восемь из Октоиха;

4.2. если святому или празднику положены Блаженны (Минеи), то тропари читаются на шесть из Октоиха, и на четыре из Минеи;

4.3. Если два святых или два праздника, причем каждому указаны Блаженны, то на четыре из Октоиха и на восемь из Минеи (каждому на четыре).

5. Если святому не положены Блаженны, то тропари – на шесть из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи – на шесть.

6. Если случится святой со славословием, полиелеем, бдением, то тропари на восемь из Минеи.

7. Тропари на Блаженнах чередуются в следующем порядке:

На 12-м – Блажени нищий духом… Блажени лачущи… На 10-м – Блажени кротции… Блажени алчущии и жаждущии… На 6-м – Блажении миротворцы… Блажени изгнали… На 4-м –Блажени есте, егда поносят вам… Радуйтеся и веселитеся… «Слава» – тропарь канона. «И ныне» – Богородичен канона.

3. В какой двунадесятый Господний праздник на Литургии не поются праздничные антифоны.

В праздник Сретения Господня.

Видео урок № 3 антифон 1


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: