Пример сочинения на основе текста демоверсии гиа 2012 года

Как выглядит задание?

Напишите сочинение — рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают. Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и нрамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений и применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Как писать сочинение на лингвистическую тему?

1. В первом абзаце формулируем тезис. Начать можно непосредственно с предложенного высказывания.

2. Во втором абзаце поясняем значение понятия словарь и приводим в качестве иллюстрации одно лексическое явление из текста.

Лексические явления для аргументации

синонимы, антонимы;

фразеологизмы;

лексика с точки зрения стилистической окраски (слова книжные и разговорные, просторечные);

лексика с точки зрения эмоциональной окраски (эмоционально окрашенные слова, экспрессивные)

лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы);

лексика с точки зрения происхождения (исконно русские слова и иноязычные);

лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы).

Чтобы выделить какое-либо лексическое явление, лучше сначала выполнить задание А1 теста и сориентироваться по нему, в чем главная мысль текста. Например, текст, предложенный в демоверсии, о том, как дороги были героине письма сына; какую сильную боль она испытала, утратив их; о бессердечии детей, укравших письма. Теперь нужно посмотреть, какие слова в тексте указывают на это. Ценность писем для героини подчеркивается словами бесценные листочки (бесценный — книжное слово, листочки — синоним к слову документы с уменьшительно-ласкательным оттенком значения). Боль героини от утраты последней памяти о сыне выражена в словах: он (голос) угас (слово угас употреблено в переносном значении, это метафора). На жестокость детей указывают слова: «вызывающая» агрессия, «официально-нечеловеческий» голос. Они являются экспрессивными (т.е. выразительными).

3. В третьем абзаце объясняем значение термина грамматика и приводим пример из текста.

Грамматические явления для аргументации

однородные члены предложения (усиливают выразительность речи: воссоздают зримые картины, служат средством создания яркого описания (ряд прилагательных), динамических картин (ряд глаголов);

обособленные члены предложения (обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения);

вводные конструкции (выражают оценку и придают экспрессивную окраску высказыванию);

обращения (отражают свойственные разговорной речи интонации (нежности, участия и т.д.), служат для придания речи эмоциональности);

разные типы односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);

разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные).

Удобнее всего находить и комментировать предложения с вводными конструкциями, обращениями, однородными членами. Они есть в каждом тексте и, кроме того, обычно упоминаются в тестовых заданиях к тексту (задания В4,В5).

В четвертом абзаце — вывод.

Шаблон сочинения

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», — писал известный лингвист Г.Степанов. Попытаюсь доказать справедливость этого высказывания.

Во-первых, словарь языка – это лексика, то есть те слова, которыми пользуются люди, чтобы выражать свои мысли. Например, автор использует …, чтобы заставить нас задуматься о ….

Во-вторых, термином «грамматика» обозначается грамматический строй языка, то есть закономерности употребления в речи словоформ, словосочетаний, предложений, текстов. Без знания грамматики невозможно построить связное высказывание. Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, автор использует …, чтобы выразить ….

Таким образом, лексические и грамматические явления помогают понять, о чем и как думает человек, свидетельствуют о тесной связи языка и мышления.

Пример сочинения на основе текста демоверсии ГИА 2012 года

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», — писал известный лингвист Г.Степанов. Попытаюсь доказать справедливость этого высказывания.

Во-первых, словарь языка – это лексика, то есть те слова, которыми пользуются люди, чтобы выражать свои мысли. Например, автор использует экспрессивную лексику: «вызывающая» агрессия, «официально-нечеловеческий» голос (предложение 24). Эти слова заставляют нас задуматься о жестокости и бессердечии детей, укравших у старой женщины дорогие ей письма — последнюю память о погибшем сыне.

Во-вторых, термином «грамматика» обозначается грамматический строй языка, то есть закономерности употребления в речи словоформ, словосочетаний, предложений, текстов. Без знания грамматики невозможно построить связное высказывание. Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, автор использует предложения с однородными членами («Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел», «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда), чтобы выразить нарастающее психологическое напряжение, усилить эмоциональный отклик на прочитанное.

Таким образом, лексические и грамматические явления помогают понять, о чем и как думает человек, свидетельствуют о тесной связи языка и мышления.

Задание: Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

СОЧИНЕНИЕ

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику (трус несчастный) и разговорные слова ( пикни, устроим), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово пожалуйста употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова должны (предложение № 19).

ВАРИАНТ_2

Задание: Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

СОЧИНЕНИЕ

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику (трус несчастный) и разговорные слова ( пикни, устроим), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово пожалуйста употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова должны (предложение № 19).

Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», –

утверждает известный лингвист Г. Степанов.

С этим высказыванием нельзя не согласиться. Действительно, словарь языка, то есть его лексический состав, содержит много слов, необходимых для того, чтобы назвать предмет и описать его. Люди бережно хранят слова. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек. Но слова сами по себе не смогут выразить мысль. Для этого нужна грамматика. Чтобы эта мысль была выражена, человек должен не только правильно подобрать слова, но и поставить их в нужную форму, правильно их связать и расставить в соответствующем порядке. Если человек не имеет представления о том, как использовать слова, чтобы получилось связное высказывание, то и мысли свои он изложить не сможет или сумеет выразить лишь «обрывки» мысли.

В приведенном отрывке из сочинения учащийся прокомментировал слова Г.Степанова и трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено.

______________________________

Сделаем вывод из написанного выше. На примере этого текста можно убедиться, что Степанов был действительно прав. Нет ничего вокруг человека и в нем самом, чего нельзя было бы назвать словом. И для всего, что для человека важно и значительно, было подобрано слово. Человек не останавливается в своем стремлении найти более точное название всему, что представляет для него интерес. Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использования синтаксических конструкций, в которые должны будут «вложены» нужные слова.

На примере этого отрывка мы видим, что экзаменуемый привел комментарий к исходному тезису, но расположил его в конце сочинения. Тем не менее, в работе представлено собственное понимание слов Г.Степанова и оснований для понижения балла по данному критерию нет.

___________________________

Таким образом, личный словарь автора помогает читателю понять, что именно этот автор хочет сказать, о чем он думал, размышлял, каков круг его интересов. Например, о широте интересов А.С. Пушкина, на мой взгляд, может свидетельствовать не только содержание его гениальных произведений, но и его словарь. Словарь языка А.С. Пушкина составил более двадцати тысяч слов.

Комментарий слов Г. Степанова, как и в предыдущем примере, дан в конце сочинения. При этом рассуждение построено только на особенностях лексики.

________________

«Словарь свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают» – так считал известный лингвист Г.Степанов. Просмотрев данный текст, я согласился с мнением этого человека. Для подтверждения нужно обратиться к словам книги «Страницы жизни Ландау».

Отсутствие комментария и речевое оформление «преамбулы» к последующему рассуждению свидетельствуют о том, что учащийся не смог проникнуть в смысл высказывания Г.Степанова и не имеет четкого представления о том, для каких целей ему следует «обратиться к словам книги».

_________________________

Г.Степанов говорил: «Словарь языка свидетельствует о чем говорят люди, а грамматика – как они думают».

Я согласен с выражением автора, потому что при общении с человеком он раскрывает себя как

личность. При общении он высказывает свои мысли, свою точку зрения, раскрывает свой духовный мир.

В приведенном отрывке учащийся приводит рассуждение на бытовом уровне, не конкретизируя различий использования лексических и грамматических средств языка.

________________________________

«Авторское отношение к ситуации… помогают понять многие лексические средства.

Рассмотрю это в следующей фразе: «Загорелся спор…» (предложение 16). Слово «загорелся» здесь

используется в переносном значении, спор сравнивается с горением костра, так как он начался

очень быстро, как зажигается костер, и такой спор не прекратится, пока все не «сгорит». Ис-

пользуемое здесь в переносном значении слово помогает читателю лучше понять атмосферу

происходящего…

Из грамматических явлений в этом тексте я бы хотела рассмотреть восклицание. Мысль о важности стремления к своей цели и обязательного получения результата после затраченных усилий автор подчеркивает с помощью восклицательного знака. Докажу это следующим предложением: «Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!» (предложение 31). То, насколько важно, что Лев Ландау это понял и теперь сам будет стремиться к тому, что раньше считал недостижимым, и показывает нам восклицание.

________________________

«Вначале это его чрезвычайно угнетало», – так пишет М. Бессараб об отношении Ландау к тому, что он оказался самым молодым в институте первокурсником. Обратим внимание на выбор слова «угнетало». Используя это слово, М. Бессараб хотела показать, как мучительно Ландау переживал тот факт, что он оказался самым юным студентом, как это его тяготило. Именно об этом она размышляла, поэтому и употребила не только этот яркий глагол, а еще и наречие «чрезвычайно».

Автор текста мыслит ясно, точно. Это обнаруживается в умении использовать грамматические средства, позволяющие точно, кратко и одновременно емко эти мысли выражать.

Смерть пришло примереть платя


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: