Основная ошибка, которую допускают многие при конспектировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений и возможны пропуски. Кроме того, человек тратит силы на подробную запись (а скорость письма значительно меньше скорости речи — в среднем 60 знаков вминуту), поэтому ему некогда думать над содержанием лекции. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнить с грамотными сокращениями.
Основное правило,которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязанные, обрывочные фрагменты.
Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты.
При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:
1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше. Используйте упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.
2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор делает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.
3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на запись к минимуму.
4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.
5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п. (89:)
6. Периодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно.
Техника записи
Принципы записи устного выступления основываются на уже упоминавшемся свойстве речи — ее избыточности, в силу которой некоторые слова и даже части выступления не несут существенной смысловой нагрузки, а являются как бы связывающим звеном, «заполнителем» речи. Поэтому при конспектировании необходимо уметь осуществлять два вида упрощений: 1) свертывание фраз, 2) сокращение слов.
1. Свертывание фраз.Под свертыванием фраз понимается процедура смысловой компрессии, то есть выделение во фразе наиболее важных, ключевых слов, и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть зафиксированы в конспекте. Эта процедура была подробно рассмотрена в предыдущей главе при обучении навыкам рационального чтения.
Кратко напомним основные принципы свертывания фраз. Главное правило: следует отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста. Часто можно отбрасывать без потери смысла следующие слова в предложении:
1) группу подлежащего, если она повторяется из предложения впредложение (или заменять ее соответствующим местоимением);
2) синонимичные прилагательные, которые используются в функции определения;
3) наречия степени (очень, совершенно, весьма, вполне и т.д.);
4) некоторые глаголы, выполняющие функцию связок (является, представляет собой и т.п.), заменяя их тире;
5) сложноподчиненные придаточные предложения причины можно заменять сочетанием предлога с существительным.
2. Сокращение слов.Как уже говорилось, при конспектировании необходимо использовать удобные и привычные сокращения слов, так как думать над способом сокращения во время записи некогда. Если навыки сокращений слов развиты мало, необходимо работать над их совершенствованием, добиваясь (90:) автоматизма. При этом следует помнить основные принципы сокращения слов:
1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов.
2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении (например, у существительных — падеж и число, у глаголов — лицо и время).
3. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в данном контексте (например, сокращение след. может относиться к различным словам: следовательно, следующий, следовать, следователь, следствие и т.д.).
4. Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук.
5. Незнакомые слова надо записывать полностью.
При конспектировании можно использовать следующие способы сокращения слов:
1) сокращение по первой букве.
Такой способ рекомендуется для частотных слов:
- XX в., XIX—XX вв.,
- 1996 г., 1995—1996 гг.,
- с.120,
- н.э. (нашей эры),
- г. Москва, р. Ока,
- т.е. (то есть), т.к. (так как),
- ж.д. (железная дорога), ж.-д. (железнодорожный),
- с.х. (сельское хозяйство), с.-х. (сельскохозяйственный);
2) сокращение по нескольким первым буквам (отбрасываются суффикс и окончание).
Такой способ применим для сокращений прилагательных и причастий, за которыми следуют определяемые ими существительные:
центр, место, офиц. сообщение, геогр. название, истории, событие и т.п.;
3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис. (91:)
Этот способ применим ко многим словам:
ин-т, ун-т, док-во, док-ть, з-д, р-н, д-р, стр-ра, общ-во, пром-сть, хоз-во и т.п.
Необходимо подчеркнуть, что использование таких сокращений индивидуально и в большой степени зависит от сложившейся привычки;
4) использование аббревиатур.
Аббревиатура — сокращение по начальным буквам слов. Аббревиатуры удобно использовать для обозначения ключевого понятия, о котором идет речь. Такой принцип применяется в энциклопедиях, когда слово, обозначающее заголовок статьи, сокращается одной заглавной буквой. Например, если тема лекции — культура речи, то при конспектировании можно пользоваться аббревиатурой KP;
5) использование математических символов.
Существует много математических символов, которыми можно заменять слова при конспектировании: ,