Приобщение ребенка к труду взрослого

Номер занятия Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
Сентябрь
Тема: «Овощи, фрукты». Задача: познакомить детей с трудом овощеводов и садоводов Оборудование: натуральные овощи и фрукты или их муляжи; корзинки; семена овощей, макеты фруктовых деревьев Игры: «Посадка овощей», «Посадка фруктовых деревьев», «Сбор овощей», «Сбор фруктов»
Октябрь
Тема: «Домашние животные». Задача: формировать понимание значения труда взрослых (живот- новодов) Оборудование: муляжи (игрушки) домашних животных (корова, лошадь, коза); стол с песком; большой конструктор Игры: «Построй дом для домашних животных» (из песка, конструктора), «Накорми животных»
Ноябрь
Тема: «Дикие животные». Задача: познакомить детей с трудом работников зоопарка Оборудование: постройка из боль- шого конструктора «Зоопарк»; салфетки, кормушки Игры: «Зоопарк» (почистить домики для животных), «Накорми зверей»
Декабрь
Тема: «Игрушки». Задачи: – стимулировать желание держать игрушки в чистоте; – проявлять интерес к желанию видеть результат своего труда Оборудование: игрушки пластмассовые, таз с водой, мыло, салфетки Практическая работа «Моем, моем чисто, чисто»

Продолжение табл.

Январь
Тема: «Одежда, обувь». Задачи: – прививать желание помогать маме, убирать, вешать одежду на место, содержать её в чистоте; – упражнять детей в посильной помощи взрослым Оборудование: вешалки для одежды; влажные салфетки, щетки для чистки одежды Игры: «Наводим порядок в шкафу», «Чистим одежду, обувь»
Февраль
Тема: «Посуда, мебель». Задачи: – воспитывать интерес и внимание к работе помощника воспитателя, повара; – прививать интерес к результату и качеству своего труда и труда взрослого Оборудование: посуда кукольная, таз с водой, полотенце; кровать кукольная, постель, стол с песком Игры: «Накрываем стол для гостей», «Моем посуду», «Учимся заправлять постель», «Печём куличи», «Убираем свою комнату»
Март
Тема: «Птицы». Задачи: – принимать посильное участие в труде взрослых; – воспитывать желание помогать взрослым Оборудование: кормушки для птиц (корм для птиц); клетка попугая; салфетки, вода, корм Игры: «Готовим кормушку для прилета птиц», «Держим клетку попугая в чистоте», «Покорми птиц»

Окончание табл.

Апрель
Тема: «Транспорт». Задача: формировать интерес к труду шофера, капитана, летчика, понимать значение их труда Оборудование: атрибуты к ролевым играм; элементы костюма шофера, капитана, летчика Игры: «Я – шофер», «Капитаны», «Я – летчик»
Май
Тема: «Растения». Задачи: – упражнять детей в правильном уходе за растениями; – воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослого Оборудование: лейки, грабельки, совочки, ведерки, лопатки Игры: «Посади цветы», «Полей цветы», «Взрыхли землю вокруг цветка», «Разровняй грядку»

Наблюдение на улице

Номер занятия Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
Сентябрь
Тема: «Учимся ходить парами». Задача: уметь ходить по тро- туару парами, соблюдать дистанцию Оборудование: флажки-ограни-чители, звуковые сигналы Игры: «Иди к флажку», «Иди по сигналу»
Октябрь
Тема: «Осень». Экскурсия вокруг детского сада. Задача: закрепить знания о временах года и изменениях в природе Оборудование: лупы (для рас-сматривания листьев, трав, цветов) Практическая работа. 1. Рассмотреть растения, опавшие листья через лупу. 2. Собрать опавшие листья. 3. Наблюдать за состоянием погоды, повадками животных в осенний период
Ноябрь
Тема: «Путешествие в лес». Задача: уметь выделять звуки зверей и подражать этим звукам в процессе наблюдения, восприятия и в играх Оборудование: муляжи диких животных; звукозапись голосов зверей; макет леса; мультфильмы про зверей Игры: «Кто где живет?», «Чей голос», «Кто как передвигается?», «Найди к зайке дорогу». Просмотр мультфильмов про животных

Продолжение табл.

Декабрь
Тема: «Зима». Задачи: – закреплять знания о временах года, состоянии погоды; – знать названия детских игр в зимнее время года; – знать названия зимних видов спорта Оборудование: вата, бумажные снежинки, ведёрки, лопатки Задание. Наблюдать за животными и птицами в зимний период, состоянием погоды. Наблюдать за людьми. Вопросы: – Как одеты люди? – Что делают люди? (Идут, спешат, стоят и т. д.) – Какое небо? – Что делают дети? – В какие игры играют дети? – Какой снег на ощупь? – Что можно сделать из снега?
Январь
Экскурсия в ближайший парк. Задачи: – формировать интерес к явлениям и изменениям природы; – формировать умение пересказа, активизировать словарь Сопровождающие: тифлопедагог, воспитатель, помощник воспи- тателя. Оборудование: звуковые сигналы (свисток), флажки сопровождения (можно привлекать свободных от работы родителей, бабушек) Задание. 1. Наблюдать за состоянием погоды, деревьями, птицами, животными. 2. Наблюдать за людьми, их поведением, одеждой. 3. Игры со снегом. 4. Рассказывать о своих впечатлениях
Февраль
Экскурсия по детскому саду. Задачи: – уметь ориентироваться в поме-щении детского сада; Маршрут: музыкальный зал, врачебный кабинет, кухня, прачечная Практическая работа. «Отгадай по звуку маршрут». «Отгадай по одежде, куда мы пойдем?» «Отгадай по запаху, где мы?»

Продолжение табл.

– уметь оценивать окружающую обстановку по звуку и запаху «Отгадай по обстановке, что делают машины, где мы»
Март
Экскурсия «Я и мой город». Задачи: – познакомить с разнообразными строениями и зданиями на улице; – уметь выделять части здания; – наблюдать за трудом городских служб, воспитывать бережное отношение к результатам труда на городских улицах Сопровождающие: тифлопедагог, воспитатель, помощник воспитателя (можно привлекать свободных от работы родителей, бабушек). Оборудование: звуковые сигналы (свисток), флажки сопровождения; конструктор (выносной) Задание. 1. Рассмотреть здания и строения на улице. 2. Сравнить здания и строения по величине. 3. Правильно назвать части здания. 4. Наблюдать за работой городских служб, составить рассказ о своих впечатлениях. Игра на участке «Построй свой город»
Апрель
Экскурсия к автобусной оста-новке. Задачи: – формировать умение правильно заходить в транспорт и выходить из него; – наблюдать за сигнальными огнями светофора, знать и называть их цвет; – уметь выделять звуки машин на улице, знать правила движения Сопровождающие: тифлопедагог, воспитатель, помощник воспитателя (можно привлекать свободных от работы родителей, бабушек). Оборудование: звуковые сигналы (свисток), флажки сопровождения; сигналы светофора (красный, желтый, зеленый) Задание. 1. Осмотреть на улице остановку городского транспорта (остановочную площадку, здания около остановки). 2. Наблюдать за поведением людей на остановке, как они заходят и выходят из транспорта, обратить внимание на переход улицы. Практическое занятие (на детской пло- щадке). Изучение правил дорожного движения и перехода улицы по сигналу светофора.

Окончание табл.

Подражание звукам машин в игре: «Прокати машину», «Я – шофер», «Автобус и пассажиры», «Проследи, как едет машина» (медленно, быстро)
Май
Экскурсия вокруг сада (в ближайший парк). Задачи: – закреплять представления о временах года, о пробуждении природы после зимнего сна; – закреплять знания о явлениях природы весной; – уметь выделять голоса птиц; – закреплять умение кормить птиц, поливать растения и проращивать семена Сопровождающие: тифлопедагог, воспитатель, помощник воспитателя (можно привлечь свободных от работы родителей, бабушек). Оборудование: звуковые сигналы (свисток), флажки сопровождения; лупы Задание. 1. Рассмотреть ветки и почки кустов, деревьев через лупу. 2. Правильно называть части дерева и куста (ствол, ветки, почки). 3. Сравнить деревья, ветки по высоте, ширине, длине. 4. Составить рассказ о своих впечатлениях. Практическая работа на участке. 1. «Покорми птиц». 2. «Посади и полей растение». Игра «Посадка картофеля»

Ребенку о нем самом

Номер занятия Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
Сентябрь
Тема: «Будем знакомы». Задачи: – упражнять детей в назывании своего имени, фамилии; – уметь назвать и показать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза) Оборудование: куклы разные по размеру, с разным цветом волос и глаз 1. Игра «Будем знакомы» (педагог имитирует голос куклы). 2. Назвать и показать части тела по инструкции педагога
Октябрь
Тема: «Здравствуйте, это – я». Задача: упражнять детей в игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали прически: бантик, косички и т. д.) Оборудование: зеркала на каждого ребенка; большое настенное зеркало Задание. 1. Рассмотреть себя в зеркало. 2. «Знакомство с отражением в зеркале». 3. Описать свой внешний вид (цвет и форма глаз, цвет и длина волос, детали прически, цвет одежды и другое). 4. Показать и назвать части своего тела в зеркальном отражении (большое зеркало)
Ноябрь
Тема: «Обезьянки». Оборудование: индиви-дуальные зеркала; большое настенное зеркало Задание. 1. Составить рассказ о своём отражении в зеркале.

Продолжение табл.

Задача: уметь следить за своим отображением в зеркале и понимать мимику лица 2. Назвать части своего тела в отражении большого зеркала. Игры: «Обезьянки», «Кто больше скажет ласковых слов», «Имитация движений диких зверей» (в большом зеркале)
Декабрь
Тема: «Вот я какой (какая)». Задачи: – формировать знания о возможностях своего тела и организма: я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, плакать, смеяться, дышать; – формировать интерес к дальней- шему познанию себя Оборудование: большое настенное зеркало; цветное изображение действий человека; цветное изображение различных поз и мимики людей Задание. 1. Посмотреть на своё отражение в зеркале. 2. Выполнить действия по инструкции педагога. «Я умею… прыгать», «Я умею… петь», «Я умею… смотреть» и т. д. 3. Ответить на вопрос педагога: «Что ты умеешь?» 4. Выбрать картинки с теми действиями, которые ты можешь выполнить самостоятельно
Январь
Тема: «Что умеют глаза». Задача: формировать знания о важной функции глаз: они всё видят, моргают, плачут, смеются; их надо беречь от травм, грязи, пыли, бережно к ним относиться Оборудование: цветное изображение глаз (смотрят, полузакрытые, моргают, плачут, смеются); цветные кар-тинки «На приеме у врача» Задание. 1. Рассмотреть цветные изображения глаз и назвать их действия (смотрят, моргают, плачут, смеются). 2. Ответить на вопросы педагога: Что могут глаза? Когда глаза плачут? Когда глаза смеются? Когда глаза моргают? 3. Рассмотреть цветные картинки «На приеме у врача» Обучить правилам бережного отношения к глазам «Когда глаза хорошо смотрят»

Продолжение табл.

Февраль
Тема: «Что умеют руки». Задачи: – дать детям представление о возможностях человеческих рук, что они выполняют важную функцию: могут держать, брать, давать, открывать, закрывать и т. д.; – воспитывать у детей положительное отношение к гигиене рук. Показывать на примере, что быть «чумазым» – плохо и стыдно Оборудование: цветное изображение руки, кистей рук (держит мяч, берет чашку, открывает дверь, закрывает дверь (кран)) Задание. 1. Рассмотреть цветные изображения. 2. Правильно назвать различные действия рук. Практическая работа. 1. Выполнить действия по инструкции педагога «Объясни, что умеют твои руки?». 2. А.и П. Барто «Девочка чумазая». Послушать стихотворение и пересказать. 3. Выучить правила гигиены рук (заворачивать рукава, намыливать мылом руки, правильно мыть руки, вытирать руки полотенцем)
Март
Тема: «Что умеют ноги». Задачи: – формировать представление о возможностях функций ног (сгибаться, разгибаться, ходить, прыгать, бегать, скакать, лежать, ходить на носках, на пятках, на внутренних и внешних сводах стопы); – закрепить знания о правилах поведения, беречь ноги от травм Оборудование: цветное изображения ног детей, взрослых (идет, бежит, лежит, прыгает, скачет через скакалку и т. д.); цветные изображения травмированных детей Задание. 1. Рассмотреть цветные изображения различных действий ног (человек идет, мальчик бежит, девочка лежит, девочка прыгает через скакалку). 2. Правильно назвать действия человека на картинках. 3. Выполнить задания по инструкции педагога «Твои ноги идут», «Твои ноги бегут», «Твои ноги скачут», «Твои ноги прыгают», «Что могут твои ноги?». 4. Согнуть и разогнуть ноги в коленях «Что делают твои ноги?». 5. Ходить по инструкции педагога «Что делают ноги?».

Окончание табл.

6. Выучить правила поведения «Береги ноги от травм», «Что бывает, если…» (посмотреть изображения травмированных детей)
Апрель
Тема: «Заболела кукла Маша». Задачи: – знать правила общения с окружающими; – уметь сопереживать и сочувствовать окружающим людям Оборудование: кукла; атрибуты одежды доктора; детский набор «Больница» Задание. 1. Обозначить правила игры «Заболела кукла Маша». 2. Распределить роли в игре «Больница». 3. Практические упражнения (стук в дверь, приветствие, выслушать жалобы больного, отношение врача к больному; лечение, говорить ласковые слова больному и т. д.)
Май
Тема: «Я все умею». Задачи: – закреплять знания детей о себе (правильно называть своё имя, фамилию); – закреплять знания о своём теле (правильно называть и показывать слева и справа части своего тела); – закреплять умение красиво улы-баться, понимать мимику лица Создание игровой ситуации. Оборудование: большое зеркало; цветные изображения людей с разной мимикой (улыбка, печаль, злость, радость, плачь) 1. Игра «Давай знакомиться». 2. Игра «Назови части своего тела». 3. Составить рассказ «Что умеют глаза», «Что умеют руки», «Что умеют ноги». 4. Игры с зеркальным отражением цветных изобра- жений. 5. Посмотреть на своё отражение в зеркале: – улыбнись так же; – сделай печальное лицо, как в зеркале; – сделай злое лицо, как в зеркале; – сделай радостное лицо, как в зеркале; – сделай плачущее лицо, как в зеркале. 6. Ответь на вопрос «От чего может быть таким лицо?»

Как повысить самооценку ребенка? Воспитание детей. Формируем уважение ребенка


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: