Проба на запоминание 10 слов.

Тест зрительной памяти.

Методиказаключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия — 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с. одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря. Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино. Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, расческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь. После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый.

Инструкция: «Сейчас вам будут предъявлены 2 серии картинок по 30 штук в каждой. Ваша задача запомнить как можно больше картинок и в последующем назвать их. Предметы можно называть в любом порядке».

Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.

При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.

Интерпретация: Полученные результаты могут быть подвергнуты количественному измерению в процентах. Так, успешность выполнения задания взрослыми приравнивается к 100% при воспроизведении 18-20 зрительных образов, к 80 %- 15-16 образов, к 60%-14 образов, к 40%- 12-13 образов, к 20 % — II-12 образов.

Тест слуховой памяти.

Исследование слуховой памяти с помощью специально подготовленных двух серий слов, произносимых с интервалом в 2 с.
Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.
Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, берег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.

Инструкция: «Сейчас вам будут предъявлены 2 серии слов. Ваша задача запомнить как можно больше слов и в последующем назвать их. Называть можно в любом порядке».

Интерпретация: Полученные результаты могут быть подвергнуты количественному измерению в процентах. Так, успешность выполнения задания взрослыми приравнивается к 100% при воспроизведении 20-22 слов, к 80 %- 15-16 слов, к 60%- 13-14 слов, к 40%- 13 слов, к 20 % — 9-II слов.

Проба на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний.

Обследуемому зачитывают 10 двухсложных звукосочетаний (“ролам”, “вакар”, “сига” и т. п.) и просят повторить те, которые он запомнил, безразлично в каком порядке. Затем исследующий повторно зачитывает эти звукосочетания.

Инструкция:«Сейчас я зачитаю Вам 10 звукосочетаний. Ваша задача запомнить их и повторить».

Интерпретация: Здоровые обследуемые полностью их воспроизводят после 5-7 повторений.

Проба на запоминание 10 слов.

При этом обследуемому зачитывают 10 слов. Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие — нибудь смысловые отношения. Если это не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя задание, использовав мнемотехнические приемы. Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 3 — 4 повторений (иногда, при тренированной памяти — после 2 повторений). Через 20 — 30 мин обследуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В случаях, где ослабление памяти определяется клинически, это проделывают раньше, через 10 — 15 мин. В этом промежутке желательно избегать заданий, связанных с запоминанием словеcного материала, можно провести исследование таблицами Шульте, корректурную пробу и т. д. В протоколе опыта отмечаются называемые больным (правильно и ошибочно) слова.

Инструкция: «Сейчас я зачитаю Вам слова. Ваша задача запомнит как можно больше слов и попытаться их воспроизвести».

Стимульный материал:гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила.

Выделяют следующие показатели: 1) количество воспроизведенных слов; 2) динамику воспроизведения слов (кривая произвольного запоминания).

Результаты теста свидетельствуют о следующих особенностях запоминания:

— Непосредственное запоминание не нарушено — если обследуемый непосредственно после зачитывания десяти слов воспроизводит в четырех-пяти попытках не менее 7 слов.

— Непосредственное запоминание нарушено — если обследуемый непосредственно после зачитывания десяти слов воспроизводит менее 7 слов. Чем меньше слов воспроизводится, тем более выраженными признаются нарушения непосредственного запоминания.

— Долговременная память не нарушена — если через 20-30 мин без предварительного предупреждения обследуемый воспроизводит не менее 7 запоминаемых слов.

Долговременная память снижена — если через 20-30 мин без предварительного предупреждения обследуемый воспроизводит менее 7 запоминаемых слов.

Патопсихология. Запоминание 10 слов


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: