Проблемы ахмада ибн ханбала

Одним из важных периодов в жизни Ахмада можно назвать период, относящийся к разрешению проблемы коранического слова, оно является творением или нет? Это началось с халифа Мамуна. Этот халиф приказал людям признавать то, что Коран является созданным. По его приказу в различных областях его представители экзаменировали учёных, и если кто-либо верил в несозданость Корана, то он подвергался наказаниям. В послании к своим представителям в различных областях халиф написал: «Для меня как халифа мусульман является обязательным сохранить религию от искажений, чтобы люди выполняли дела на основании истины. К сожалению, большинство людей являются невежественными, они не знают многих вещей и считают, что Коран и сам Всевышний Аллах одно целое…». Отсюда начались споры и дискуссии относительно того, был ли Коран созданным или нет? Когда настала очередь экзамена Ахмада ибн Ханбала, халиф Мутасим (Харун Рашид уже к этому времени скончался), поклялся, что не будет убивать Ахмада. Халиф сказал, что посадит его в тюрьму, если тот не признает созданость Корана, но Ахмад остался при своём мнении, несмотря на притеснения и наказание. В течение трёх дней Ахмада приводили для диалога в надежде, что тот признает свою ошибку, но тот оставался при своём мнении. Когда халиф потерял всякую надежду на то, чтобы переубедить Ахмада он приказал побить того розгами. Ему было нанесено 38 ударов, потом халиф приказал его отпустить. Это действие халифа может вызывать только удивление, т.к. его оказалось достаточным, чтобы из Ахмада сделать исторического героя, в то время как история является свидетелем того, что было множество людей терпевших намного больше мучений. В чём причина того, что были остановлены пытки над Ахмадом? Может, он изменил решение и принял мнение правителя? Некоторые говорят, что люди собрались вокруг дворца халифа с требованием освободить Ахмада, и тот вынужден был согласиться. Но это мнение противоречит действительности, во-первых, халиф Мутасим был известен как обладатель силы и большой власти, и люди не имели какого-либо влияния на его решение. Во-вторых, сам Ахмад не имел много сторонников, т.к. в тот период он ещё не был известен настолько, чтобы иметь таких смелых сподвижников, готовых выступить ради него против самого халифа! Если же они в действительности были его сподвижниками, то, как известно, сам Ахмад дал фетву на запрет вступать против халифа. Следовательно, его сподвижники выступили против воли своего учителя, что выглядит не совсем правдоподобно.

Более реальной выглядит версия того, что Ахмад признал решение халифа более правильным и отказался от своих прежних взглядов. Так, Джахиз обращаясь к Ахл Хадис после этих событий пишет: «Этот ваш господин (т.е. Ахмад ибн Ханбал) говорил, что не признаёт такийя[332], исключением может быть, по его мнению, только если это произошло в неисламской стране. Если же признание его что Коран создан, было на основании такийя, в то время как это произошло в исламской стране, значит, он обманывает самого себя! Если же его признание на основе его истинных убеждений, значит вы, о, его последователи, не с ним и он не с вами! Помимо всего над его головой не было меча, и ударов ему не сделали так много: более 30 не сильных ударов с большими промежутками. Его не пугали в собраниях и не притесняли, ему задавали вопросы, он же отвечал очень грубо, после чего они более жестко обратились с ним, так что он сразу покаялся в содеянном!»[333].

Помимо всего Якуби в «Тарих» также приводит, что, со слов Джахиза, Ахмад признал, что Коран — сотворенный в частности он пишет: «Мутасим испытывал Ахмада ибн Ханбала о сотворёности Корана. Ахмад сказал: «У меня есть знание, но то, о чем вы мне говорите, я не знаю». После чего некоторые из факихов приступили к дискуссии с Ахмадом. Но он не принял их утверждения. Потом ему нанесли несколько ударов розгами, тогда Исхак ибн Ибрахим сказал: «О, повелитель правоверных, разрешите мне вступить снова в дискуссию с Ахмадом?». После этого он сказал: «Эй, Ахмад! Знания, которые ты имеешь, ниспосланы тебе посредством ангела или ты получил их посредством других?». Тот сказал: «Я получил их от других!». Исхак ибн Ибрахим снова спросил: «Ты получил их постепенно или всё сразу?»

— Я получил их постепенно!

— Значит, осталось что-то, что ты ещё не выучил?

— Да, конечно, осталось…

Так это и есть то, чему тебя учит повелитель правоверных, и ты этого не знал.

— Я верю в то, во что верит и повелитель правоверных!

— Касательно созданности Корана?

— Да, касательно созданности Корана.

Тогда его отпустили, и он пошёл к себе домой»[334].

Те легенды, которые создали вокруг Ахмада его последователи, не соответствуют действительности, достаточно рассмотреть только историю с его испытанием и его быстрым признанием правоты халифа.

ᴴᴰ История из жизни имама Ахмада Ибн Ханбаля


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: