1. Для обучения потребуется чистый альбом для рисования формата А4, карточки из плотного картона 10Х3 см со словами, четко написанными печатными буквами (черным фломастером), а также, яркие и четкие картинки и фотографии, размером 10Х15 .
2. На каждой странице альбома располагается не больше четырех картинок.
3. Под каждой картинкой располагается подпись черным фломастером ( печатными буквами с таким же начертанием, как на отдельных карточках.)
Обучение глобальному чтению проходит по следующей схеме:
1. Рассматриваем вместе с ребёнком картинку и называем её. ( это утка)
2. Прочитываем с ребёнком слово, подписанное под картинкой, обязательно проводя по нему пальцем ребенка. Инструкция для ребенка: «Читай! Утка.»
3. Ищем карточку с таким же словом и подкладываем эту карточку под картинку на подпись (на написанное печатными буквами слово). Инструкция: «Ищи, где написано, утка. Молодец! Положи под картинку.»
4. Ещё раз внятно и медленно прочитываем слово, желательно, чтобы ребёнок назвал это слово сам.
Страница.
На первой странице должны быть приклеены фотографии членов семьи с подписями: мама, папа, имя ребёнка под его фотографией ( например, Катя), если есть братья и сестры, то их фото с именами.
Дополнительно нужно сделать таблички такого же размера, что подписи в альбоме, где будут написаны эти же слова без фотографий. Ребёнок рассматривает картинку (фотографию), а взрослый называет её. Затем взрослый берет указательный палец ребёнка и проводит им по слову, написанному под фотографией, прочитывая его. Потом взрослый предлагает ребенку карточку с таким же написанным словом и эта карточка накладывается на слово под картинкой. Инструкция для ребенка: «Где мама? Положи сюда! Молодец!» Таким образом накладываются все слова под все картинки. Через несколько занятий, которые должны проходить ежедневно, ребёнок должен вместе со взрослым прочитать слово на карточке, а потом самостоятельно положить слово под нужную картинку. В итоге ребенок должен самостоятельно прочитывать каждое слово на карточке, которую ему дают и правильно подкладывать это слово под картинку.
Страница.
На второй странице должны быть 4 картинки с подписями: дом, сок , нос, мяч. Ребёнок по той же схеме сначала за взрослым называет картинку, потом прочитывает под ней название, проводя по слову пальцем. Затем взрослый даёт ребёнку табличку с написанным словом и прочитывает его. Ребёнок смотрит на табличку со словом и повторяет его за взрослым. Необходимо добиться, чтобы через какое-то время ребёнок самостоятельно прочитывал слово по карточке, а затем подкладывал её под нужную картинку. Если ему это сложно сделать, или он сделал это неправильно, то необходимо вместе с ним прочитать табличку и положить её правильно, чтобы ребёнок запомнил.
Страница.
На 3 странице должны быть картинки : лиса, дядя, утка, часы. Работать необходимо по той же схеме.
Страница.
На 4 странице наклеены, или нарисованы картинки : лампа, муха, кошка, банан. Работа идёт по той же схеме.
Как только ребёнок усвоил как подписана каждая картинка и научился подкладывать нужные слова на эти подписи под картинками /подписи к картинкам в альбоме/, нужно сделать отдельные карточки с этими же картинками или такими же картинками , где на одной стороне будет подпись печатными буквами, а на другой — сама картинка. Вы наверняка видели подобные комплекты, их часто используют для изучения иностранных языков: на одной стороне изображение , а на другой – соответствующее слово. Сначала перед ребенком выкладываются 2 карточки, потом – 3, а потом — 4 штуки словами вверх, картинкой вниз. Выбираем по 1 карточке и даём ребёнку прочитать слово, после этого переворачиваем карточку и показываем картинку. Инструкция: «Читай, что написано?…. Правильно, дом! Молодец! Давай посмотрим! Дом!» Ребёнок должен увидеть, что прочитанное слово совпадает с картинкой. Если он ошибся, повторите всю процедуру. Инструкция: «Нет, не правильно! Посмотри, что нарисовано? Дом? А теперь читай: дом! Давай еще раз проверим! – Дом. Молодец!»
Страница.
На 5 странице должны быть 4 глагола: ест, спит, сидит, моет. Например: собака ест, девочка спит, кукла сидит, мама моет посуду или пол. Кто именно ест или спит в данном случае не важно, надо только, чтобы на картинке было изображено четкое действие. По той же схеме работаем с этими словами и карточками.
Страница.
На 6 странице должны быть 4 фотографии с подписями : Мама ест. Мама спит. Мама сидит. Мама моет ( чашку). В этом случае все действия должен совершать один персонаж. В нашем примере это – мама, и такие фотографии вполне можно сделать, ну, или подобрать картинки, где эти 4 действия будет делать, например, медведь или мальчик и т.д. Под каждой фотографией или картинкой надо написать соответствующее /написано/ предложение из 2-х слов. Первое слово напишите с /написано/ с большой буквы.
Схема работы такая:
1. Ребёнок вместе со взрослым называют действие на фотографии: Мама ест.
2. Проводят пальчиком по предложению и читают слова.
3. Взрослый даёт ребёнку слово «мама», ребенок называет слово и накладывает его на слово под картинкой. Если есть необходимость, взрослый помогает ему, НО НЕ ДЕЛАЕТ ЗА РЕБЕНКА!
4. Ребёнку дают слово «ест», он называет его и накладывает на написанное под картинкой. Получилось, что он выложил предложение из знакомых уже слов. Нужно ещё раз прочитать предложение вместе с ребёнком. В итоге он должен научиться самостоятельно раскладывать таблички со словами и прочитывать их.
Страница.
На 7 странице должны быть 4 картинки с глаголами: пьёт, наливает, бежит, едет. Работа идёт по той же схеме.
Страница.
На 8 странице должны быть 4 фото с подписями : Папа пьёт. Папа наливает. Папа бежит. Папа едет ( на велосипеде, на машине …). Работаем по той же схеме.
Страница.
На 9 странице должны быть 4 картинки с глаголами: играет, читает, рисует, смотрит. Работаем по той же схеме.
Страница.
На 10 странице должны быть 4 фотографии ребёнка с подписями: (Имя вашего ребёнка) Маша играет. Маша читает. Маша рисует. Маша смотрит ( телевизор). Работаем по той же схеме, подкладывая под каждое слово карточку.
Страница.
На 11 странице должны быть 4 картинки: Мама ест банан. Папа наливает сок… (Имя ребёнка) Маша пьёт сок. Маша рисует дом.
В предложение добавляется знакомое третье слово. Прочитываем предложение с ребенком, проводя по каждому слову пальцем, затем выбираем таблички и подкладываем под слово. Когда предложение составлено, прочитываем его ещё раз.
12, 13, 14 страницы произвольно заполняются словами, которые хорошо говорит ваш ребёнок. Например, ваш ребёнок произносит слова: дедушка, ёлка, корова, курица. Вы подбираете картинки на эти слова, наклеиваете их в альбом, подписываете и делаете карточки с этими словами. Дальше вы работаете по той же схеме.
Работать с альбомом нужно ежедневно, чтобы ребёнок запомнил написанные слова и мог легко их находить и соотносить с картинками. В среднем, темп работы — одна страница альбома за одну две недели. Вполне возможно, что ваш ребенок может усваивать материал чуть быстрее или чуть медленнее Так как у наших детей хорошая зрительная память, то они , как правило, достаточно быстро запоминают слова и начинают их читать целиком. Такое прочитывание очень положительно сказывается на правильном произношении слов, поскольку ребенок старается произнести все буквы в слове, и, стало быть, его речь постепенно будет становиться все более внятной.
(Эти упражнения выполняются, сидя за столом)
Камень ( кулачок),
солнышко ( кисти на столе с разведенными пальцами),
заборчик ( ладони на ребре) —
Стол ( ладошки соединяем вместе горизонтально),
стул ( кулачок прикладываем к ладошке другой руки),
табурет ( ладонь кладём на кулак),
Ковшик ( складываем ладошки в «чашечку),
мячик ( складываем ладони в круг),
пистолет ( выставляем указательный палец).
Пальчик о пальчик: тук, тук, тук.
Ладошки, ладошки: хлоп, хлоп, хлоп.
Кулачками, кулачками: ток, ток, ток. ( по столу )
Локотками, локотками: цок, цок, цок. ( локтями стучим по столу )
Лепим тесто, лепим тесто, ( сжимаем и разжимаем кулачки )
Получился колобок. ( двумя руками показываем круг )
Пальчик и пальчик, получился зайчик, ( выставляем два пальчика и шевелим ими )
Колечко, колечко, кудрявая овечка ( двумя пальцами показываем колечки, поочередно меняя их)
Вышла в поле погулять, травку хочет пощипать, ( двумя пальцами идем по столу, потом показываем, как щиплем травку)
Ей навстречу серый волк, ( показываем пасть волка )
Он зубами: щёлк, щёлк, щёлк, ( открываем и закрываем пасть )
Ты овечка, не зевай, побыстрее убегай! ( погрозить пальчиком )
Топай, топай козочка по горе, ( стучим кулачками по столу )
Выбежала козочка на заре. ( пальчики бегут по столу )
И топтала ножками мягкий луг ( играем как на пианино )
И бодала рожками всех подруг. (выставляем два пальчика вперед и бодаем )
Ушки длинные у зайки ( прикрываем одной рукой другую и высовываем оттуда пальчики) Из кустов они торчат, ( шевелим пальцами )
Он и прыгает, и скачет, ( пальцы прыгают по столу )
Веселит своих зайчат. ( ручки танцуют польку )
Птенчики в гнезде сидят, ( обхватить кулачок другой рукой и оттуда шевелить двумя пальцами )
Маму ждут и есть хотят ( тремя пальчиками показываем, как птички открывают клюв)
Мама, мама, поспеши ( ладонями зовём к себе)
Червячка нам принеси. ( выставляем указательный палец и крутим им)
Улитка, улитка, (указательным пальцем рисуем в воздухе круги)
Высунь рога (показываем пальцами рожки)
Дам тебе я пирога ( двумя ладонями лепим куличики)
Дам тебе лепёшки ( гладим одной ладонью по другой)
Ползи по дорожке ( попеременно ползём ладонями по столу)
Мы ладошки сложим вместе ( сложить ладони перед грудью)
Вот так, вот так
Наши пальцы разбежались ( соединить пальчик с пальчиком и развести)
Вот так, вот так
Мы ладошки оттянули ( пальцы вместе, а ладони отсоединяем)
Вот так, вот так
Мы на пальцы нажимаем ( пальцы вместе, нажимаем на них с прогибом)
Вот так, вот так
А теперь их покачаем ( соединёнными пальцами качаем к себе и от себя)
Вот так, вот так.
Наши пальчики гуляли ( ходим двумя пальцами по столу)
Сели-встали, сели – встали, ( подгибаем пальцы, потом выпрямляем)
Быстро быстро побежали ( имитируем бег по столу)
Бах! Упали! Снова встали. ( Переворачиваем пальцы, потом снова ставим на стол)
Желаем вам успехов!