Программа спецкурса «лингвистика речи»

Составитель: к. ф. н. доцент Е.В.Карпова

Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям

Цель дисциплины – сформировать у студентов представление о речи как объекте психолингвистического и риторического исследования, познакомить с условиями и механизмами порождения и восприятия речи, дать сведения о типологии речи. Практическая задача дисциплины – совершенствование коммуникативной компетенции студентов, т.е. привитие навыков теоретически обоснованного анализа чужих высказываний, а также развитие умений создавать собственные речевые произведения.

Студент должен иметь представление о психологическом содержании теории речевой деятельности и механизмах речи, о законах текстообразования; студент должен уметь выявлять качества речевых произведений с учетом их обусловленности компонентами коммуникативного акта, устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках текста; в результате изучения дисциплины студент должен свободно владеть терминологией речеведения, усвоить соответствующие понятия и овладеть навыками анализа дискурса и развертывания высказывания в соответствии с изученными композиционными схемами.

Курс рассчитан на 30 часов лекционных и 20 часов практических занятий в течение девятого семестра (на 2 ступени обучения). Форма отчетности – экзамен.

Содержание курса.

Введение.

Предмет, цели и задачи курса. Язык и речь. Области исследования речи. Теория речевой деятельности (ТРД) и теория речевых актов (ТРА). Лингвистика текста. Связь речеведческих дисциплин с другими науками.

Раздел 1.

Основы теории речевой деятельности.

ТРД, ее предмет, задачи, области исследования. Речь как коммуникативная деятельность человека. Модель коммуникации. Виды речи как деятельности. Внутренняя и внешняя речь. Мышление и речь. Социальный характер речевой деятельности. Речевая ситуация и дискурс.

Механизмы речи. Моделирование процесса порождения речи. Структура речевого действия. Моделирование процесса восприятия речи. Обратная связь. Языковая личность. Фоновые знания, их структура. Культурная грамотность. Межкультурная коммуникация.

Раздел 2.

Основы лингвистики текста.

Лингвистика текста, ее предмет и задачи исследования. Становление теории текста. Многоаспектность изучения текста. Текст как продукт речевой деятельности. План содержания и план выражения в тексте. Текст как речевое произведение, его основные признаки: членимость, цельность (целостность), связность. Единицы текста: высказывание, ССЦ (межфразовое единство), фрагмент. Компоненты высказывания – тема и рема. Смысловое развитие текста. Виды тематической прогрессии: простая линейная и прогрессия с константной темой. Смысловая и формальная связность. Внешние скрепы: лексические и грамматические средства связи. Образ автора, модальность текста.

Функционально-смысловые типы речи (способы изложения). Рематические доминанты и способы их выражения. Описание; коммуникативная цель, композиционная схема и ее реализации. Повествование; коммуникативная цель, композиционная схема и её реализации. Рассуждение; цель, композиционная схема, разновидности рассуждений. Определение понятий и объяснение; логические и стилистические требования к определениям. Смешанные типы изложения. Оценка как тип речи. Типология речи по цели высказывания: информационная, аргументационная, побуждающая и эпидейктическая речь, их коммуникативные цели, особенности построения, жанровые реализации.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Лингвистика речи».

1. Лингвистика речи. Предмет, задачи, области исследования. Определение речи.

2. Модель коммуникации.

3. Уровни владения языком. Коммуникативная компетенция.

4. Теория речевой деятельности (психолингвистика). Предмет, задачи, области исследования.

5. Речь как коммуникативная деятельность человека.

6. Психологическое содержание речевой деятельности.

7. Социальный характер речевой деятельности.

8. Внутренняя и внешняя речь.

9. Синтез речи (говорение, письмо). Структура речевого действия.

10. Устная спонтанная монологическая речь: формирование фразы, особенности словоупотребления.

11. Восприятие речи (аудирование, чтение). Структура речевого действия.

12. Механизмы восприятия сообщения.

13. Фоновые знания, их структура.

14. Языковая личность. Культурная грамотность.

15.Текст как продукт речевой деятельности. Дискурс.

16.Цельность текста.

17.Связность текста.

18.Смысловое развитие текста. Виды тематической прогрессии.

19.Рематическая домината и способы ее выражения.

20. Функционально-смысловые типы речи.

21. Композиционная модель описания и ее реализация.

22. Композиционная модель повествования и ее реализация.

23. Композиционная модель рассуждения. Схема индуктивного и дедуктивного рассуждения.

24. Оценка как тип речи.

25. Определение понятия.

26. Объяснение понятия как тип речи.

27. Речевые жанры.

28. Типология речи по цели высказывания.

Литература.

Основная литература.

Гойхман О.Я. , Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М. – 1997.

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М. – 1997.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. – М. – 1998.

Львов М.Р. Основы теории речи. – М. – 2000.

Карпова Е.В. Основы теории текста.- Калуга.- 2006.

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М. – 1991. – Ч.1.

Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – М. – 1998.

Дополнительная литература.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров.// Литературная учёба. – 1978. — № 1. — (или он же. Эстетика словесного творчества. – М. — 1979).

Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. – М. – 1989.

Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. Соч. в 6 т. – М. – 1962. – Т.2.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М. –1981 (или 2005).

Жинкин Н.И. Язык. – Речь. – Творчество: Избранные труды. – М.- 1998.

Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на Дону. – 1998.

Основы речевой деятельности. / Под ред. А.А.Леонтьева. – М. — 1974.

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М. – 1991.

Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. – С.-Пб. – 1997.

Войскунский А.Е. Я говорю…, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. – М. – 1990.

Горелов И.Н. Разговор с компьютером: Психолингвистический аспект проблемы. – М. — 1987.

Поварнин С.И. Как читать книги. – М. -1978.

Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. – М.- 1983.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М. — 1993.

Сопер П. Основы искусства речи. – М. – 1995.

ШКОЛЬНАЯ

Львов М.Р. Риторика. – М. – 1995.

Михальская А.К. Основы риторики. – М.- 1998.

Планы практических занятий

План-задание № 1

ТЕМА: Языковая и коммуникативная компетенция. Уровни владения языком.

Контрольные вопросы и задания:

1. Совпадают ли понятия «языковая» и «коммуникативная компетенция»? Дайте определение понятия «коммуникативная компетенция»

2. Что значит «владеть языком» на разных уровнях: 1) собственно языковом, 2) энциклопедическом, 3)национально-культурном (социально-культурном), 4) ситуативном ?

3. Расскажите о речевой ситуации и ее составляющих.

4. Каким образом социальные роли коммуникантов влияют на их речевое поведение?

Практическое задание

1. Соберите возможную лингвистическую и энциклопедическую информацию о словах, выделенных в данном ниже тексте. Какая из собранной информации релевантна (значима для понимания текста)? Какие еще слова и выражения Вы считали бы необходимым прокомментировать в названных аспектах?

М.Ю. Лермонтов

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет

(Романовская З.И. Живое слово: Книга для чтения. Второй класс.-Тула.-1995-с. 281).

2. Выберите из данного ниже текста слова для комментария. Составьте этот комментарий, учитывая разные аспекты информации и ориентируясь на адресата.

С. Есенин. Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

(Романовская З.И. Живое слово: Книга для чтения. Второй класс.-Тула.-1995 с.279-280

Литература

1. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения совр.русск.яз.–М.-1989.-с.120-144

2. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.-М.-1998. (Статьи «Речевая ситуация, «Коммуникативная компетенция», «Адресат»).

3. Толковые словари русского языка.

4. Энциклопедии. Энциклопедические словари.

Русский язык за 18 минут


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: