МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное
учреждениЕ высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
Утверждаю
_____________М.А. Червонный
декан физико-математического факультета
«___» ____________ 2012 года
Рабочая Программа учебной дисциплины
Б.3.В.18
Программное обеспечение ЭВМ
Трудоемкость (в зачетных единицах) 4
Направление подготовки 050100.62 – педагогическое образование
Профиль подготовки (магистерская программа)___ Математика и Информатика___
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
1. Цели изучения дисциплины:
Программное обеспечение играет важную роль в формировании общей информационной культуры современного педагога и представляет широкий набор компьютерных технологических средств используемых в образовании. Основная задача данного курса заключается в формировании общих представлений и понятий об организации и принципах построения, функционирования программных систем общего назначения. Отмечается важное место, которое занимает программное обеспечение в компьютерных науках.
Цель курса – систематизация знаний о современном программном обеспечении ЭВМ, овладение основными программными средствами информатики и приобретение практических навыков работы с программными продуктами на уровне квалифицированного пользователя.
Для достижения поставленной цели решались следующие учебные задачи:
– обеспечить прочное овладение студентами основами знаний о принципах строения и
использования программных продуктов;
– раскрыть роль информационных технологий в развитии современного общества;
– привить навыки сознательного и рационального использования современных инстру-
ментальных программных средств в профессиональной деятельности для решения
конкретных задач.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Дисциплина «Программное обеспечение ЭВМ» входит в (Б.3) профессиональный цикл, вариативная часть, устанавливаемая вузом (факультетом). Данная дисциплина тесно связана со следующими дисциплинами: информационные технологии в образовании, информационные технологии в математике, архитектура компьютера, программирование.
Студенты должны
- знать: состав, структуру и свойства информационных процессов, состав, структуру, основные виды и процедуры обработки информации,
- уметь: работать в качестве пользователя персонального компьютера, осуществлять
математическую и информационную постановку задач по обработке информации,
- владеть: навыками владения одной из технологий программирования.
Дисциплина оказывает решающее воздействие и является необходимым условием для овладения следующей группы дисциплин: архитектура компьютера, информационные системы, информационные технологии в образовании, программирование, компьютерное моделирование.
3. Требования к уровню освоения содержанию дисциплины:
Основные формируемые компетенции:
- Общекультурные компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОК-12.
Профессиональные компетенции:
- в области педагогической деятельности (ПК-5)
- в области культурно-просветительской деятельности (ПК-10)
- в области научно исследовательской деятельности (ПК-11, ПК-12)
В результате изучения данного курса студентам необходимо
Знать:
• основные понятия, виды и характеристики современного программного
обеспечения;
• основные понятия операционной среды;
• различные способы классификации и принципы проектирования современных ОС;
• назначение OC MS-DOS и этапы ее загрузки;
• возможности командного языка;
• функции и назначение файловой системы ОС и её функции;
• организацию структур данных на диске;
• виды пользовательских интерфейсов и его элементы;
• основные объекты пользовательского интерфейса;
• назначение и основные функции современных файловых менеджеров;
• основные приемы работы с файловой системой;
• возможности и принципы работы операционных систем Windows, Linux;
• принципы настройки операционной системы Windows, Linux;
• принципы доступа к файлу в системе управления файлами FAT 32;
• принципы обмена данными между приложениями;
• состав структурных элементов текстового документа;
• виды программного обеспечения для работы с текстовым документом;
• принципы настройки программного пакета Latex;
• состав аппаратных и программных средств компьютерной графики;
• основные операции при работе с векторным и растровым изображением;
• структуру электронной таблицы и типы используемых данных;
• назначение баз данных и основные элементы интерфейса СУБД Access;
• типы связей между объектами базы данных;
• признаки проявления компьютерных вирусов;
• классификацию вредоносных программ;
• правила защиты от вредоносных программ;
• основные методы сжатия дисков;
• принципы записи данных на оптический диск;
• структуру системы программирования;
• процесс создания программы;
• принципы функционирования системы программирования;
• назначение и возможности современных систем программирования;
• тенденции унификации процесса разработки программного обеспечения;
• состав пакета Microsoft Office;
Уметь:
• выбрать для конкретной предметной области необходимые программные продукты
и рационально с ними работать;
• пользоваться командами DOS;
• работать в режиме командной строки;
• использовать современные файловые менеджеры;
• пользоваться элементами графического интерфейса;
• работать с различными объектами;
• устанавливать связь документа с приложением;
• администрирование MS Windows;
• устанавливать ОС Windows, Linux на персональный компьютер;
• работать в режиме виртуальной машины VM Ware;
• использовать буфер обмена;
• создавать составной документ, используя средства технологии OLE;
• подготовить текстовой документ, оформленный с учетом стандартных требований;
• применять программные средства компьютерной графики при решении конкретной
задачи обработки данных;
• преобразовывать графические форматы;
• создавать графические образы с использованием пакетов компьютерной графики;
• редактировать растровые изображения с помощью растрового редактора PhotoShop;
• создавать мультимедийные презентации средствами PowerPoint;
• вводить, редактировать и форматировать данные табличного процессора;
• организовывать обработку числовых данных и строить диаграммы, графики;
• использовать СУБД Access для обработки массивов данных;
• использовать пакеты программных утилит;
• пользоваться антивирусными программами;
• пользоваться программами пакета Microsoft Office при разработке сложных до-
кументов;
• использовать пакет Latex для подготовки научных текстов;
• использовать программный статистический пакет Statistica для простейших стати-
стических расчетов;
• использовать программный пакет Mathcad для простейших вычислительных
расчетов;
• использовать программы для работы с Internet и электронной почтой;
• использовать программы для работы со звуковыми треками;
Владеть:
• основными навыками работы в ОС Windows, Linux;
• основными навыками работы c прикладным ПО под ОС Windows / Linux;
• основными навыками работы с СУБД;
• основными навыками работы с графическими пакетами;
• средствами редактирования и форматирования научного текста;
• средствами редактирования и форматирования текста;
• способами формирования графических образов и форматы графических данных;
• способами формирования цвета в компьютерной графике;
• программными средствами защиты от компьютерных вирусов;
• средствами автоматизации работы пользователя в среде Microsoft Office;
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 4 зачетных единици виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час) | Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом) (час) | ||
Аудиторные занятия | (в том числе в интера. ? 16) | (в том числе в интера. ? 16) | ||
Лекции | ||||
Практические занятия | ||||
Семинары | ||||
Лабораторные работы | ||||
Другие виды аудиторных работ | ||||
Другие виды работ | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Курсовой проект (работа) | ||||
Реферат | ||||
Расчётно-графические работы | ||||
Формы текущего контроля | ||||
Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом | экзамен |
5. Содержание учебной дисциплины