Субкультурам безденежья не чужды и некоторые формы производительной деятельности. Многие из них придают большое значение самодельным вещам, которые имеют у них более высокий статус, чем покупные. Так, особое отношение к фенькам (самодельным браслетикам из кожи, ниток, бисера) в системе объясняли так: «Все дарят друг другу шикарные украшения, а мы будем дарить то, что сделали сами». Есть версия, что хипы играли в карты, а поскольку ни у кого не было денег, то проигравший отдавал свою феньку. Самодельная вещь сохраняет часть души своего хозяина (того, кто ее сделал), и потому такой подарок ценнее, чем покупной (см. выше). У индеанистов принято самим шить одежду и обувь по этнографическим образцам. Во время Пау-Вау устраивают выставки, делясь друг с другом секретами мастерства. Этими вещами обмениваются, их дарят во время разных церемоний. Шитье одежды, обуви, изготовление игрового оружия и доспехов распространено у ролевиков и реконструкторов. В туристической среде шьют снаряжение: палатки, рюкзаки и проч. В молодежном сленге (особенно хипповском и к нему восходящем) имеется слово самострок, для обозначения собственноручно изготовленных (сшитых) вещей; в 1970-1980-е гг. им обозначались самодельные джинсы.
Некоторые самодельные продукты (не только материальные, но и, например, музыкальные) продаются за деньги, особенно в путешествии. Формой самообеспечения по пути, в чужих городах, служат выступления в качестве уличных музыкантов. «Я раньше панковала, поехала на «Алису» в Москву, конечно, на собаках – денег не было, десять копеек. Ехала на Арбат денег заработать: я на гитаре играю… А в Москве осталась еще на две недели, заработала денег на гитару и на обратный билет» (ПМ: Капран С.А. СПб., 2004). Ситуация воспринимается как близкая практике аска, но все-таки в большей мере позволяющая сохранить достоинство.
Другим средством самообеспечения является продажа атрибутики: людьми из системы — бисерных и кожаных браслетов, медальонов, кошельков-ксивников, — которые иногда специально делаются для продажи. Такие предметы изготовители обычно отличают от тех, что изготовляют для себя или специально для кого-то из «своих», предназначая в дар. Некоторый доход (впрочем, минимальный) от продажи атрибутики получают индеанисты, устраивающие «ярмарки» на Пау-Вау. Покупают вещи, в основном, новички или гости, в то время как между старыми знакомыми преобладают обмены и взаимные дары. Реконструкторские клубы имеют некоторый доход от продажи изготовленных их членами ремесленных изделий: украшений, предметов литья, оружия (реконструированного по историческим образцам). В устав таких клубов включается право на заключение от своего имени договоров на проведение театрализованных представлений и городских праздников, участие в киносъемках и т.п. В данном случае наблюдается переход от неформальной структуры межличностного общения (тусовки), где знаковые вещи выполняли только коммуникативную роль, к организации, позволяющей актуализировать материальную сторону вещи – ее стоимость. Следует отметить, что в подобных организациях, находящихся под влиянием субкультуры, преобладают коммунальные формы распределения получаемого дохода. В Уставе клуба исторической реконструкции «Северный путь» (СПб.) сказано, что все средства полностью поступают в казну клуба; из этих средств непосредственным участникам выступлений может быть выплачено жалованье по решению совета клуба (Тинга) (ПМ: Лубнина П.Ю., СПб, 2004–2005; ПМА, 2005). Основная часть заработанных средств идет на поддержание функционирования клуба (изготовление атрибутики, плату за помещение, поездки и т.д.). Таким образом, такое мелкое производство подчиняется целям коммуникации – используется для поддержания коммуникативной структуры.
Описывая соотношение практик даров и продаж субкультурной атрибутики, можно заметить следующую тенденцию: чем дальше социальная дистанция между изготовителем и получателем вещи, тем выше будет цена. По самой высокой цене вещи продаются чужим (и, как правило, это менее «личностно» или символически нагруженные вещи), а между близкими друзьями приняты дары, причем подаренная вещь воспринимается как несущая частицу души дарителя, ее смысл – напоминать о нем и поддерживать связь. Таким образом, через подаренную вещь усилия, вложенные в ее производство, направляются на поддержание структуры сообщества. Если вещь, снабженная субкультурной символикой и сама являющаяся символом, продается, то она способна нести две функции. Во-первых, получаемые за нее средства обеспечивают поддержание некоторых форм коммуникации в среде носителей субкультуры. Так, вещь, проданная на трассе, обеспечивает возможность путешествовать между городами и тем самым – распространение субкультуры по более широкой территории, чем зона каждодневной доступности. Большинство субкультур функционирует сейчас на базе не только межгородских, но и межгосударственных сетевых структур, в поддержании которых практика трассы (со всеми характерными для нее способами привлечения средств) играет не последнюю роль. Во-вторых, вместе в вещами, проданными в качестве сувениров, или музыкальным продуктом, купленным для отдыха и развлечения, распространяется субкультурная символика. Заинтересовавшиеся ею (пусть немногие) обратятся за интерпретациями к носителям традиции, что открывает путь к притоку новых членов в субкультурную среду, либо, по меньшей мере, к установлению связей между этой средой и ее ближайшим окружением.