Психологическое определение манипуляции.

Введение.

Свобода всегда была, есть и будет самым наивысшим благом, к которому стремиться человек. В гражданском обществе, основанном на защите прав человека, создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономности и независимости от любого незаконного вмешательства.

Каждый хочет быть свободным, независимым, не хочет, чтобы им пользовались, а как встать на этот путь свободного, равноправного общения не знает, не понимает, что нужно изменить в себе, в ситуации.

Одним из «тормозов» личностной свободы является использование одним человеком другого в личных целях, т.е. манипуляция.

Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашему мнению, должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос Как дела?, – ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого, задаем наводящий вопрос, например: У тебя все хорошо?

Предельно честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело бы просто смешно: «Давай я тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь». В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении.

Тема манипуляций – тема, касающаяся человеческих отношений, всегда была одной из самых важных в жизни. Ведь, как правило, мы не можем полноценно существовать в этом мире и взаимодействовать с ним, не усвоив, как правильно общаться. Манипуляция – часть процесса общения. Мы всегда неосознанно или осознанно применяем данный метод. Это – оружие «нон грата», обычно к нему относятся с некоторым презрением. Да, можно и так… Но гораздо полезнее иметь его в своём арсенале. И, если его использовать с чистыми намерениями, оно приносит много пользы и удовольствия.

Меня заинтересовала проблема ограничения личностной свободы подростков в общении с использованием манипуляций, и я предложила одноклассникам ее обсудить на уроках права. Такие уроки всегда помогают нам, подросткам, получить более широкое представление о своих правах, обязанностях и свободах. После этого, я настолько заинтересовалась, что решила провести исследование данной темы.

В ходе изучения самой разнообразной литературы, я выявила проблему, которую постаралась изучить: как манипуляция выступает барьером в достижении подростком свободы.

Цель моей работы: выявить проблемы становления личностной свободы подростков при различных стратегиях общения, в частности, при манипулятивном общении.

В ходе исследовательской работы я стремилась решить следующие задачи:

— собрать и изучить теоретический материал по данной теме и проанализировать различные точки зрения на явление манипуляции, существующие в современной литературе;

— выявить виды манипуляций, наиболее часто встречающихся в общении подростков;

— провести анкетирование подростков для определения их осведомлённости по данной проблеме; исследовать степень их участия в манипулятивном общении и причины манипулятивного воздействия на них;

— предложить конкретные шаги позволяющие использовать манипулятивное общение осознанно, не в ущерб другим и варианты поведения, при которых можно избежать отрицательного манипуляционного воздействия.

Что такое манипуляция?

В подростковом возрасте ребятам часто приходится сталкиваться с манипуляцией: в отношениях с родителями, со сверстниками, в школе и т.д. Боязнь потерять друзей, стать не таким, как все, нередко приводит к тому, что они вынуждены делать многие вещи против своего желания. Уметь распознать манипуляцию, противостоять ей, сказать «нет» и не потерять друзей хотел бы каждый подросток.

Понятие «манипуляция».

Единого, однозначного определения понятия «манипуляция» мне найти не удалось. Мнения различных авторов в чем-то схожи, а в чем-то нет, вот почему необходимо обратиться к исходному понятию слова «манипуляция». Термин «манипуляция» обозначает сложные виды действий, выполняемых руками: управление рычагами, произвольное обращение с предметами и т.п., требующие мастерства и сноровки при исполнении. Рассматривая метафору термина «манипуляция», можно понять ее, как стремление «прибрать к рукам», «приручить» другого, «поймать на крючок», то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку.

Полная метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака:

— идею «прибирания к рукам»,

— обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия,

— искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.

Для определения манипуляции большинство исследователей используют немало важные критерии: принуждение, контроль, управление, игра на слабостях, косвенное воздействие влияние, программирование мыслей намерений, скрыто, неявно, обман и прочие.

Можно добавить, что манипуляция — это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды. Здесь два ключевых слова. «Скрытое», то есть неочевидное, скрываемое манипулятором, со спрятанным смыслом. И второе ключевое слово «эмоции (чувства)». Чувства – инструмент манипуляции! Чем откровенней ведет себя подросток по отношению к определенному человеку, тем больше он подвержен воздействию со стороны этого человека.

Психологическое определение манипуляции.

В психологических исследованиях манипуляция в общении рассматривается как «вид психологического воздействия, искусное выполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Заставить человека захотеть сделать то, что вам нужно, — наивысшее искусство манипулирования.

Впечатлительному подростковому сердцу по душе, как авантюризм, так и страстная устремленность к цели, ради достижения которой порой допустимыми кажутся любые средства. Тем более что среди используемых героями средств уловки и хитрости, сноровка в их изобретении и исполнении занимают почетное место.

Как не восхититься находчивостью Тома Сойера, блестящая манипуляция которого над своими приятелями позволила ему, не прикладывая рук, побелить весь забор, да еще приобрести множество ценных для него безделиц. Том с помощью имитации (как фокусник или актер) удовольствия и вдохновенности в работе, которая самому ему представляется рутинной, достиг сразу двух целей. С одной стороны, обеспечил себе удобную позицию, защищающую его от насмешек приятелей, тем, что представил крашение забора не как работу, а как творческое увлекательное занятие: “Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?”. А с другой стороны, возбудил зависть и интерес к работе у друзей, чем добился основной манипулятивной цели — приятелям захотелось делать то, что Тома тяготило. Тонкость, на которой он сыграл, заключается в разном отношении к работе и к игре: “Работа есть то, что, мы обязаны делать, — говорит в авторском анализе данного эпизода Марк Твен, — а Игра есть то, что мы не обязаны делать”.

Приведу примеры представлений различных авторов о понятии манипуляции:

Авторы Определения
Бессонов Б.Н. Форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая насильственным путем
Волкогонов Д.А. Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира
Гудин Р. Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого
Йокояма О.Т. Обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора
Прото Л. Скрытое влияние на совершение выбора
Рикер У. Такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать
Рудинов Дж. Побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого
Сагатовский В.H. Отношение к другому как к средству, объекту, орудию
Шиллер Г. Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения
Шостром Э. Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей
Робинсон П.У. Мастерское управление или использование
Вывод….

Виды манипуляций.

Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных принципов:

— манипуляция любовью;

В детстве нам говорили: «Не кривляйся так, а то я тебя любить не буду». Хотя просто имели в виду: «Слушайся меня».

Данный вид чаще применяется в семьях и наиболее жесток. Ведь ребенок, привыкший к такому общению, решает, что в семье его рассматривают не целиком, а те действия, которые он сделал или не сделал.

— манипуляция страхом;

Подросткам говорят: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле не могут сказать: «Я не знаю, как еще заставить тебя делать уроки».

Использование людских страхов – один из самых любимых приемов всех манипуляторов. Очень часто они играют на недостаточной информированности жертвы.

— манипуляция неуверенностью в себе;

Проверяя уроки, родители говорят: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?» Хотя тем самым хотят показать нам: «Ты ни на что не способна без моей помощи».

Манипуляция – это всегда вопрос власти, который здесь проявляется наиболее остро. «Я – начальник, ты – дурак», — так можно перефразировать данный пример.

— манипуляция чувством вины;

«Мне лень мыть посуду, но не хочется тебя об этом просить» — это имеют ввиду родители говоря: «Снова получила двойку по химии, значит, будешь мыть посуду».

Данный принцип чаще используется в семье и начинается своеобразная игра – коллекционирование твоих провинностей. Хотя не ясно, почему нельзя распределить обязанности?

— манипуляция чувством гордости;

Нам говорят: «Почему ты не можешь прыгнуть с вышки, ты же отличник?» Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не трусь!»

— манипуляция чувством жалости.

Как это происходит у подростков: «Тебе меня совсем не жалко, я устала, а ты ничего не ешь», так это происходит и на работе, и в политике.

Это немного детская манипуляция, ведь подросткам более свойственно бесконечно обсуждать одну и ты же проблему, но никогда не сделают ничего, чтоб ее решить. Потому что они – счастливые жертвы.

Психологические манипуляторы. Виды манипуляций.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: