Психолого-педагогической характеристики учащегося

1. Общие данные:

Фамилия, имя учащегося, дата рождения, класс, школа.

Общее физическое развитие, состояние здоровья.

Состав семьи, условия жизни и быта в семье, взаимоотношения членов семьи.

Как давно находится в данном образовательном учреждении и ученическом коллективе.

2. Учебная деятельность:

А) Успеваемость (преобладающие оценки, как успевает по разным предметам). Уровень знаний и достижений в учебе.

Б) Кругозор, начитанность.

В) Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя или родителей, основной мотив учебной деятельности).

Г) Проявления познавательных процессов и способность к учению:

— особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

— осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

— уровень и характер развития произвольной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами произвольного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

— развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, оперирует ли общими и абстрактными понятиями, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);

— развитие воображения (проявление воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности, способность к творчеству, умение оригинально и гибко подходить к решению задач, предъявляемых в вербальной и образной формах, использование традиционных либо нестандартных способов решения);

развитие речи (запас слов, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

Д) Старательность в учебе, прилежание.

Е) Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы конспекты и пр.).

3. Отношение к трудовой деятельности.

А) Отношение к труду (трудолюбив ли, уважает или относится к нему пренебрежительно, что именно его привлекает в труде: сам процесс или результат, сделанная вещь или овладение определенными навыками).

Б) Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?

В) Организованность и дисциплинированность в труде.

Г) Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?

Д) Какие виды труда предпочитает?

4. Направленность личности учащегося и специальные способности.

А) Интересы и увлечения (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную или научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Убеждения, мечты, идеалы. Желания, потребности, ценностные ориентации. Направленность личностной активности. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?

Б) Отметить, есть ли особые способности к какой-либо деятельности (математические, музыкальные, художественные, артистические, спортивные способности и т.д.). В чем они проявляются?

В) О чем мечтает и что намеревается делать в будущем?

5. Дисциплинированность:

А) Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

Б) Выполнение школьного режима (соблюдает режим или нарушает намеренно, по небрежности, не успевает, опаздывает).

В) Выполнение школьных правил и требований взрослых (выполняет охотно, по принуждению, если пренебрегает ими, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

6. Особенности характера и темперамента:

А) Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:

— черты направленности личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.);

— волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, настойчивость, упрямство, пассивность, легкая внушаемость и т.д.)

Б) Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности).

В) Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются его смены?

7. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

А) Положение в коллективе (какой статус имеет в группе сверстников, пользуется ли авторитетом и признанием, удовлетворен ли своим положением в коллективе).

Б) Отношение к товарищам по классу (доброжелателен, равнодушен или враждебен к ним, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит, на чем основана эта дружба, отношение родителей к его друзьям, умеет ли сотрудничать, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

В) Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?)

Г) Отношение к учителям (особенности общения с педагогами, есть ли контакт, уважение к ним и принятие их требований).

8. Общие психолого-педагогические выводы:

А) Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, недостаточный уровень развития психических процессов, их видов и свойств, несформированность определенных способностей и навыков учебной работы т.д.)

Б) Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимся.

Список рекомендуемой литературы:

1. Асеев В.Г. Пакет Психодиагностических методик. – Иркутск: ИГПИ, 1991.

2. Михалевская М.Б., Корнилова Т.В. Метод наблюдения в психологии // Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. указания. Часть I / Под ред. М.Б. Михалевской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 3-25.

3. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПБ, 2002. – 694 с.

4. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб., 2008. – 208 с.

5. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: 1990. — 494 с.

6. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1997. – 440 с.

7. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович — М. Просвещение, 1988. – 206 с.

Психолого-педагогическая характеристика детей 4-5 лет.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: