Первый шаг – сбросить материалы на компьютер.
Можно сбросить всю кассету (содержимое флешки или диска камеры) или только отдельные фрагменты. Для одной кассеты miniDV потребуется около 13 Гб, (если Вы решили сохранить видео в хорошем качестве) свободного места на диске, плюс оставить как минимум 1Гб. для самой Windows. Если кассета одна – это проще. Если их много – лучше переносить на компьютер только удачные и ценные фрагменты.
Второй шаг – оценить фрагменты с точки зрения качества.
Одна секунда видео состоит из 25 кадров. Это не так много, как кажется. Если во время съемки оператор слишком быстро водил камерой из стороны в сторону или быстро двигал зум, то каждый из этих 25 кадров будет состоять из неопределенной размытости. Ни потомки, ни поклонники, ни даже следователи из прокуратуры не смогут извлечь из таких кадров какую-нибудь полезную информацию. Другими словами — это брак, который лучше сразу удалить. Если камера во время съемки тряслась – это почти брак. Но если на кадрах есть что-то ценное – их можно оставить, несмотря на тряску. Желательно, чтобы в финальном фильме таких кадров было как можно меньше. Иначе придется раздавать зрителям бумажные пакеты и карамель — как в самолете.
Третий шаг – оценить фрагменты с точки зрения содержания.
Язык видео и кино позволяет показывать не только то, что мы говорим, но и чуть больше. Обратите внимание на любой документальный или научно-популярный фильм. Большинство сцен не имеют прямой связи с тем, что говорит диктор. И не должны, постольку видео – это не камера слежения.
Из всех отснятых материалов необходимо отобрать сцены:
1) с буквальным содержанием,
2) с тематическим содержанием и
3) с фоновым или концептуальным содержанием.
Разберем более подробно.
Буквальное содержание – сцены, в которых показано то, о чем говорится в фильме. Если это отпуск – то дорога в аэропорт, сборка вещей, съемка внутри самолета, автобуса, гостиницы и т.д. Все сцены, показывающие место отдыха и процесс отдыха. Это важные сцены, так как они передают основное содержание. Но они слишком очевидные и ограничены лишь тем, что было заснято на камеру. Фильм, составленный из одних только этих сцен, будет интересен первые 2-3 минуты.
Тематическое содержание – сцены, выполняющие поддерживающую функцию. Анимация карты, фотографии и съемка известных мест, панорамные и пейзажные съемки. Сами по себе они слишком абстрактны. Если составить фильм только из таких сцен – зрителя не будет покидать ощущение, что это канал Discovery, только в любительском качестве. Но сочетаясь с буквальными сценами, тематические придают глубину фильму.
Зритель не просто смотрит, как кому-то было хорошо – он видит окружение. Такие сцены расширяют пространство фильма, позволяют зрителю ощущать то, что осталось за рамками кадра. Даже если ничего такого не было заснято на камеру – не проблема. Функцию таких сцен могут выполнить скачанные из интернета или сделанные самостоятельно фотографии или сцены, вырезанные из других фильмов. Камера показывает слишком мало. Зритель нуждается в поддержке, чтобы понять происходящее на экране.
Фоновое содержание – сцены, в которых показаны вещи, создающие особый настрой. Вне содержания фильма – эти сцены ничего не значат. Но добавленные в фильм – они говорят больше, чем любые другие. Такие сцены часто статичны и похожи на фотографии. Для фильма о путешествии это могут быть кадры с упакованными вещами, лежащие на столе билеты и документы, взлетающий самолет, песок на пляже, экзотическое дерево или цветок. В общем – свободные ассоциации. Как ни странно, многие начинающие операторы интуитивно чувствуют, что это нужно снимать, но потом не знают, что с ними делать.
Шаг четвертый – определяем длину сцен.
По жестким голливудским правилам сцена должна длиться несколько секунд. Чем динамичнее фильм – тем короче должны быть сцены. Однако если фильм делается для себя и близких – то все не так уж и строго.
Один из способов оценить длину сцены – имитировать смену сцен собственной ладонью. Ладонь нужно расположить между глазами и экраном. Далее нужно попытаться поймать темп фильма разворачиванием ладони – чтобы видеть то внешнюю, то ее внутреннюю сторону. Большого мастерства таким способом добиться будет сложно, но избавиться от сцен-медитаций вполне можно.
Другой способ – при просмотре любого художественного фильма сконцентрироваться на скорости смены сцен. Голливудские стандарты «отрезвляют» эффективнее, чем любые другие аргументы на эту тему. Но если в кадре есть что-то уникальное и неповторимое – сцена может быть такой длины, каким было само событие. К таким исключениям могут относиться достижения или проделки детей, забавное поведение животных, уникальные ситуации, трюки и номера, необычное поведение людей и т.д.
Шаг пятый – определяем очередность сцен.
Первое замечание: хронологическая последовательность – не единственный способ повествования. Вообще, на этом этапе можно подумать об идее фильма. Понятно, что лучше было это сделать с самого начала, но мы работаем с тем, что есть. Для этого случая, все предыдущие шаги были «ознакомлением» с тем, что есть и выбором того, что пригодно. А теперь самое время начать собирать «видеопазл».
Сюжет, как правило, строится вокруг простой 3-х актной структуры: начало (интрига), развитие (содержание) и концовка (кульминация). Самая трудная часть – концовка, так как на ней лежит вся ответственность за впечатление зрителя от фильма. Опять-таки, учитывая, что данный фильм строится из уже снятых материалов – на роль концовки можно выбрать самые эффектные сцены. Либо сцены, в которых дается пояснение всем остальным. Если же выстроится настоящий сюжет – это вообще хорошо.
Фоновые сцены создают начальную интригу – песок, документы, гостиничный коридор – что между ними общего. Решение интриги – буквальные сцены (конечно, этим общим будет само путешествие). Буквальные сцены показывают процесс путешествия, а что с результатом? Куда приехали-то? Здесь самое время включить тематические сцены. Чередование может быть и более частым – каждый раз новый тип сцены, хотя смысл не столько в этом.
Буквальные сцены могут быть основной канвой – например, съемка того, как человек едет в машине. Фоновые – маленькие акценты – о машине, о человеке и том, куда он едет. Папка с документами на свободном сиденье – это один знак, торт с букетом цветов – совсем другой, сумка с продуктами – третий. Если человек что-то говорит, например, о цели своей поездки – то на экране могут возникать то кадры внутри машины, то тематические – отражающие то, о чем он говорит.
Так, чередуя эти три типа сцен, мы получаем нетривиальный видеоряд, где каждая новая сцена привлекает внимание зрителя своей неожиданностью и новизной.
Переходим к самой очередности. Со времен появления кино всем создателям этого вида искусства приходится учитывать простую вещь – соседние сцены оказывают влияние на зрительское восприятие. Если показать лицо человека, который смотрит в сторону, а затем любой предмет – у зрителя возникнет устойчивое ощущение, что человек смотрит на этот предмет или думает о нем. Конечно, помимо необходимости учитывать это, у создателей появляются и бесконечные возможности для шуток и розыгрышей. Зачем гадать, о чем думает человек, если это можно показать?
Практически: перед показом зала, в котором проходит, например, конференция, хорошо показать фойе и/или стойку регистрации. А еще раньше лучше показать само здание и там же титрами – название мероприятия, дату и место. То же самое к сценам вылета – в начале здание аэропорта, затем очередь у какой-либо стойки и затем улетающий самолет или сцены внутри него.
По сути, этот прием позволяет показывать либо внутреннее содержание чего-то, либо прямую связь вещей и событий. Например, если у нас есть несколько сцен отснятых внутри разных помещений и съемка, где оператор наводит камеру на различные окна – из этого можно получить забавный сюжет. При монтаже можно чередовать окна и внутренние съемки и в результате получится эффект «заглядывания». Событие не имело места, но зритель будет видеть именно такое содержание показываемой истории.
Создавая фильм, желательно постоянно думать о зрителе. Особенно о том, чтобы зритель во время просмотра не думал о создателях. Фильм – это мир по ту сторону экрана. Чередуя разные типы сцен, создатель как бы маскирует себя, делая мир по ту сторону экрана почти реальным.
Вот, пожалуй, и все. Главная цель всех описанных действий – посмотреть на видеоматериалы другим взглядом. Не глазами оператора – когда все, что было отснято, хочется показывать «во всей первозданной красоте и продолжительности». А глазами режиссера – когда съемка, это всего лишь этап в более интересном процессе – управления вниманием и переживаниями будущего зрителя.
По этой причине, «проверять» свои фильмы лучше на посторонних людях, мало что знающих об авторе и снимаемых событиях. В качестве побочного эффекта, такая работа может навсегда изменить манеру работы с камерой – расход кассет снизится, а качество снимаемых сцен значительно повысится. Чем больше мы монтируем – тем лучше снимаем, и чем больше мы снимаем – тем лучше монтируем! Глядя в экран камеры, можно будет не просто «видеть мир через окошко», можно будет видеть зрителя и его реакцию на данную сцену, его эмоции, его вопросы и его интерес. Разве не так создаются шедевры?
Удачных попыток и больше творческих находок!