Раздел 3. морфология латинского языка

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия по дисциплине «Древние языки и культуры» являются важной составляющей программы. Цель освоения дисциплины:

  • ознакомить студентов с основами латинской фонетики, грамматики и лексики, сравнительно-исторического языкознания, а также с античной культурой и ее влиянием на развитие мировой цивилизации;
  • содействовать изучению студентами, как практических курсов современных иностранных языков, так и теоретических дисциплин специальности;
  • усовершенствовать навыки логического мышления студентов;
  • дать студентам навыки чтения и перевода латинских текстов средней степени сложности.

Конкретные задачи курса, способствующие реализации поставленной цели, предполагают:

1. усвоение теоретического и практического материала по фонетике, грамматике, лексике латинского языка;

2. овладение навыками чтения, перевода и грамматического анализа латинских текстов;

3. получение навыков сопоставления латинских языковых явлений с явлениями современных языков;

4. усвоение словообразовательных моделей построения научной и общественно-политической терминологии на основе латинских и греческих заимствований;

5. формирование научного подхода к изучаемым современным иностранным языкам на основе информации из области сравнительно-исторического языкознания.

Курс призван углубить понимание студентами специфики текста как особой формы коммуникации и способствовать владению нормами литературного языка и умениями эффективного коммуникативного воздействия и взаимодействия с целью формирования успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в любых профессиональных и социально значимых ситуациях.

Раздел 2. Основные сведения по фонетике латинского языка

  • Комплексная цель раздела 2: ознакомить студентов с основными сведениями о фонетических особенностях латинского языка, выработать у студентов навыки чтения латинских текстов.

1. Основная содержательная проблематика раздела:

1.1. Латинский алфавит. Звуки и буквы латинского языка. Простые гласные. Диграфы и дифтонги латинского языка. Произношение согласных звуков и звукосочетаний. Соотношение латинского произношения и написание с произношением и написанием в современных языках.

1.2. Правила латинского ударения. Долгота и краткость гласных звуков и слогов. Разделение на слоги. Правила латинского ударения.

Занятие 1. Фонетика. Графика. Лексика.

2. Фонетика и графика. История латинской графики. Особенности латинского произношения. Произношение классической и вульгарной латыни. Сложности реконструкции латинской фонетики.

3. Лексика. Эволюция лексической системы. Пути проникновения в язык новых слов. Понятие о лексическом деривате. Латинские дериваты в русском и других европейских языках. Пути усвоения заимствованной лексики.

ЗАДАНИЕ:

Найти в русском /в изучаемом языке латинские дериваты, объяснить их значение (исконное – приобретенное) и происхождение.

Например: республика – res ‘дело’ + publica ‘народный’ – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями

Список рекомендуемой литературы:

1.Латинско-русский онлайн словарь — http://radugaslov.ru/latin1.htm

2.Марцелли А. А. Латинский язык: учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2007.

3.Учебные материалы по латинскому языку:

http://latinum.ru

www.philology.ru

www.greeklatin.narod.ru/latin

http://ru.wikisource.org/wiki/

Раздел 3. Морфология латинского языка

  • Комплексная цель раздела 3: ознакомить студентов с основными сведениями о грамматике и лексике латинского языка; показать исключительную важность латыни для понимания романо-германских языков, так как латинский язык в значительной степени повлиял на лексическую и грамматическую структуру языков этой группы; выработать у студентов навыки чтения, перевода и грамматического анализа латинских текстов средней степени сложности.

1. Основная содержательная проблематика раздела:

1.1. Грамматический строй латинского языка. Общие сведения о глаголе. Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога. Повелительное наклонение.

1.2. Флективный характер латинского языка. Грамматические категории имен существительных: род, число, падеж. Деление имен существительных на пять склонений. Сравнительная таблица падежных окончаний. 1 склонение имен существительных.

1.3. 2 склонение существительных. 1 и 2 склонение прилагательных. Притяжательные местоимения. Склонения вопросительных местоимений. Склонение личных местоимений. Возвратное местоимение. Настоящее время изъявительного наклонения страдательного залога.

1.4. Прошедшее время несовершенного вида действительного и страдательного залогов. Склонение относительных местоимений. Местоименные прилагательные.

1.5. Будущее время несовершенного вида действительного и страдательного залогов. Глаголы, сложные с esse.

1.6. Склонение указательных местоимений. Количественные и порядковые числительные. Склонение числительных.

1.7. 3 склонение имен существительных (согласный, гласный и смешанный варианты).

1.8. 4 и 5 склонения существительных.

1.9. 3 склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных.

1.10. Прошедшее время совершенного вида (perfectum indicativi activi, plusquamperfectum indicativi activi) изъявительного наклонения действительного залога. Будущее время (futurum II (exactum) indicativi activi) изъявительного наклонения действительного залога.

1.11. Латинские заимствования в современном русском (французском, английском, немецком) языке. Страдательный залог времен системы перфекта.

Латинский для медиков. Имя существительное. 3 склонение.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: