Развитие интеллекта и творческих способностей

Неопределенность и проблемность будущего развития заставляет взрослых окружать ребенка обучающей средой, однако это не всегда является результативным в деле раскрытия его потенциального дарования. Так, путем проб и ошибок, при помощи стандартизированного оборудования ребенку дают усредненное развитие с формально и заранее заданными свойствами и способностями. Лишь единицы достигают уровня таланта.

В жизни встречаются люди, обладающие потрясающими способностями в очень выраженной форме:

1. В Тель-Авивском экстрасенс-центре демонстрировал свои феноменальные способности Рони Маркус. От одного его взгляда гнулись вилки и стальные изделия, дымились и превращались в пепел шарики из фольги. Он не знает русского языка, но когда его что-то спрашивали по-русски, отвечал без переводчика, утверждая, что может читать чужие мысли.

2. Юная испанка Моника Техида обладает подобными способностями. Под пристальным взглядом ее голубых глаз … гнутся металлические предметы. Моника изогнула стальную проволоку, помещенную в запаянный стеклянный сосуд, в силуэт динозавра с раскрытой пастью. В процессе опыта приборы фиксировали повышение температуры тела Моники и снижение у нее кровяного давления, а электроэнцефалограф фиксировал биотоки, характерные для спящего человека. У Моники открыты способности к диагностике заболеваний.

3. Плеяду людей с необъяснимыми блестящими способностями возглавляет один из самых популярных экстрасенсов в мире Ури Геллер. Его парапсихологические качества проявились впервые после того, как в пятилетнем возрасте он случайно подвергся мощному электрическому разряду. После успешных выступлений в Израиле он перебрался в США, где подвергся обследованию в нескольких научных учреждениях. Под его пронзительным взглядом не только сгибались вилки, ложки и ключи от зажигания автомашин. Он мог на расстоянии запустить остановившиеся часы, а однажды остановил подъемник канатной дороги и знаменитые лондонские часы «Биг Бен».

Наличие таких феноменальных людей заставляет общество создавать специальную образовательную детей, обладающих уже с детства ярко выраженной одаренностью к тому или иному виду деятельности. Кроме этого, проводятся мероприятия, связанные с ранним распознаванием и развитием замечательного таланта, гения.

Интеллект, творческие способности — главное национальное богатство. Поэтому в мировой практике известны попытки в организации специальных учебных заведений и методик обучения для детей-вундеркиндов:

1. В Японии не жалеют средств на обучение и развитие одаренных детей.

2. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом.

3. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности (например, банк спермы нобелевских лауреатов Р. Грэхэма в Эскондидо, Калифорния).

4. Ежегодно с помощью тестов, ориентированных на выявление не объема знаний, а уровня мышления, в США отбираются 35 тысяч одаренных старшеклассников (около 3% от общего числа учащихся), которым в дальнейшем оказывается государственная поддержка для получения высшего образования. В рамки этой программы «выращивания» гениев хорошо вписывается и практика откачки мозгов из стран, отстающих в экономическом развитии от ведущих держав Запада.

5. В США также создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Так, в Филадельфийском Институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по умственному развитию детей организуются с четырех-пяти лет, считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».

6. В России реализуется целевая программа «Одаренные дети». С 1989 года при Московском Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью в стране стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с 5-6 лет.

Стимуляция задатков ребенка связана с педагогическим воздействием на формирующийся организм, повышающим его жизнеспособность и адаптацию к окружающей среде. Однако педагогика здесь почти бессильна. Уместно напомнить о том, что рождение и реализация гения проистекает от случая[158]. Его величество Случай вбирает в себя и долю случайного, и меру необходимого. Встречные процессы Случая отражают природу Времени — прошлого, настоящего и будущего. Единство трех потоков является условием существования Мироздания. Ничто в нашем мире не является случайным. Любой случай заранее предопределен, поэтому Гений — это реализованная необходимость.

Такая усиленная и скоропалительная работа по технической реконструкции Земли без участия Духовного Разума недопустима в рамках сбалансированных Сил в Природе, потому что история знает немало злых гениев, нанесших большой вред своими попытками навязать истории чрезмерно быстрый ход.

Равновесие Сил восстанавливает Гармонию («прекрасное — это символ морального добра», — И. Кант). Данное высказывание является вольным «переводом» сказания о мудреце Капиле, «взгляд которого обратил 60 000 сыновей царя Сагара в гору пепла»[159], этот «взгляд» в «Рамаяне» называется Капилакша, или «глаз Капилы». (Вспомним попутно и о «взгляде» Медузы Горгоны.)

Следовательно, мало родиться гением, необходимы колоссальные усилия для реализации своего дара и преодоления препятствий, создаваемых социальными факторами. И при этом осознавать меру целесообразного обустройства общества: предвидеть последствия своих изобретений в условиях несовершенного человеческого ума и эгоизма, осознавать свою историческую миссию, но в разумных пределах.

Вопросы для обсуждения

  1. Представить особенности творческого развития в образовательной системе в историческом аспекте.
  2. Определить особенности воздействия музыки на строение и функции мозга человека.
  3. Раскрыть психологические особенности интеллектуального развития детей.
  4. Определить психологические особенности творческих способностей детей.
  5. Представить особенности организации специальных учебных заведений для детей-вундеркиндов.
  6. Назвать методы диагностика творческих способностей и креативности.
  7. Назвать методики творческого развития детей-вундеркиндов.

Программа раскрытия творческого потенциала мозга


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: