Развитие слухового восприятия.

Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.

2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Цель:активизация ощущений собственных движений (активных ипассивных руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Фрагмент 1.Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам);

как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту);

как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);

как грозят пальцем и т.д.

Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами.

Цель:воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке; развитие мимики.

Фрагмент 1.Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением.

На сюжетной картинке «бабочка летит» — ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев;

«девочка кушает» — движения рукой от стола ко рту;

«кошка лакает молоко» — имитирующее движение языком и т.д.

Цель:установление контакта: развитие понимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.

Фрагмент 1.Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх

На дереве растёт… По дороге едет…

Затем ребёнок, используя жест «дай»- показывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.

3. Развитие зрительно-моторной координации,мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи:развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук

— глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений

— чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;

— формирование представлений о схемах лица и тела;

— развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и дифференцированности мимических движений — кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями;

— восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

Приёмы:

• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;

• прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий;

• массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях;

• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом);

• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

• двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;

• «рисование» в воздухе рукой;

• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

• активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

• упражнения с пластилином;

• использование кукол би-ба-бо;

• артикуляционная и мимическая гимнастика;

• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

• упражнения на преодоление сопротивления;

• автоматизация отдельных артикулем;

• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации- мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».

Фрагмент 1.«Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Логопед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны).

Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд — назад- пальцы разведены)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева — направо)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном)

Вот так- вот так!

Фрагмент 2.Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

Фрагмент 3.Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» — пальчики «побежали» вперёд.

Цель:выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.

Фрагмент1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Задачи:формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза — умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа.

Приёмы:

• нахождение игрушек в пространстве комнаты.

• перемещение их в заданном пространстве.

• поиск предметов:

• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:

• определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела,

• выработка навыков ориентировки;

• упражнения в перекрёстном ориентировании;

• выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;

• определение недостающих частей у предметов по картинкам;

• узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:

• запоминание изображений предметов;

• фиксация изменений в расположении предметов,

• выделение из множества предметов;

• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

• идентификация зрительных изображений по заданной теме;

• определение различий в предметах и картинках;

• сравнение сходных по зрительному образу предметов;

• конструирование по образцу, по инструкции;

• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей;

• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов.

Фрагмент 1.Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот. нос).

Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, развивать внимание и память.

Фрагмент 1.Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.

5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;

восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;

формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

Приёмы:

• выработка умения ориентации в окружающем;

• работа с тактильными таблицами; выделение цвета:

• знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);

• выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):

• выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

• соотнесение цветного и контурного изображений предметов;

• дифференциация плоскостного и объёмного изображений;

• конструирование целого из частей;

• классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;

• идентификация предметов и геометрических фигур:

• работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.

Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

Цель:учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия — катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом двигательных возможностей ребёнка)

Фрагмент 1.В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.

Цель:учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.

Фрагмент 1.В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жестом ребенку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы.

Цель:развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

Фрагмент 1.Ребенка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: — меховая- мягкая, пушистая:

— шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги

— неровная, шершавая:

— шелковистая — гладкая, ровная.

Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверхности — индикатор Кузнецова, неровной — наплывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.

Фрагмент 2.Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.

👂 Как Развивать Слуховое Восприятие у Детей | Упражнения для СЛУХА | Советы Родителям 👪


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: