Основные ступени развития ребенка от рождения до года
Указанный здесь возрастной диапазон для каждого вида активности приблизителен. Не забывайте, что каждый малыш развивается присущими именно ему темпами. Используйте знания о своем ребенке, чтобы выбрать для него самые подходящие игры и занятия.
От рождения до шести месяцев
Двигательные, слуховые и зрительные навыки ребенка
- Приподнимание головки
- Хватание погремушки или других игрушек
- Передвижение их из стороны в сторону
- Сидение при поддержке рукой
- Сидение, ухватившись за палец взрослого
- Слежение глазами за перемещением игрушки в ваших руках
- Сосредоточение взгляда на игрушке
- Начало реагирования на появление игрушек и предметов
- Умение поднимать кубики
- Перекладывание игрушки из одной руки в другую
- Сосредоточение внимания на погремушке
- Поворачивание головки в направлении звонка
- Поворачивание головки на звук голоса
- Активное реагирование на звук голоса
Речевые и познавательные навыки
- Появление лепета
- Появление неопределенных звуков в ответ на созерцание окружающего
- Произнесение простых звуков вроде аах, оох
- Повторное произнесение одного и того же звука
- Улыбки, попытки смеха, смех
- Попытки произнесения разнообразных звуков
- Произнесение звуков ребенком при уходе за ним
- Улыбки ребенка в ответ на внимание к нему и заботу
- Произнесение звуков как выражение желаний
- Беспокойство и волнение при отсутствии любимой игрушки
- Разнообразные реакции при взятии ребенка на руки
- Реакции при виде игрушки
- Выражение беспокойства при нарушении заведенного порядка
- Попытки повторить те или иные движения
- Реакция на появление незнакомых людей
Навыки самопознания
- Ощупывание собственных рук
- Захват в рот разных предметов
- Сосредоточение взгляда на движении своих рук
- Улыбка при виде своего изображения в зеркале
- Произнесение звуков при виде своего изображения в зеркале
- Ощущение времени принятия пищи
- Самостоятельные игры в течение десяти и более минут
- Хватание ложки
- Самостоятельное жевание печенья
- Непродолжительное удерживание бутылочки с молоком или соком
- Поднятие чашки рукой
- Умение прямо смотреть в лицо кому-либо из взрослых
- Узнавание родителей и других близких людей
- Протягивание рук к знакомым
- Ответная реакция на игру в ку-ку
- Улыбка в ответ на веселое выражение лица родителей и т.п
От шести до двенадцати месяцев
Двигательные, слуховые и зрительные навыки
- Приседания и подпрыгивания
- Сидение без поддержки
- Отрывание ног от ложа кроватки
- Катание мяча, сидя в кроватке
- Быстрое ползание
- Карабканье по ступенькам
- Стояние без чьей-либо помощи
- Движение руки в направлении взгляда
- Умение брать маленькие предметы большим и указательным пальцами
- Умение положить несколько предметов в чашку, миску
- Умение стучать кубиком о кубик
- Разглядывание картинок в книге
- Умение закидывать небольшие предметы в коробку или корзинку
- Реагирование на тональность и интонации голоса
- Различение знакомых слов и соответствующая реакция на них
- Умение трясти колокольчик, пытаясь воспроизвести звук
- Умение прекращать делать что-либо, если сказано «нельзя»
- Проявление интереса к отдельным словам и жестам
Речевые и познавательные навыки
- Подражание звукам речи
- Ритмичный лепет
- Сочетание двух слогов вроде «мама» или «папа»
- Подражание звукам, издаваемым животными
- Произнесение первого настоящего слова помимо «мама» и «папа»
- Привлечение внимания к себе с помощью звуков и шума
- Умение хлопать в ладошки
- Умение помахать ручкой «на прощание»
- Следование простым указаниям
- Понимание слова «нельзя»
- Качание головой при отрицании
- Подтягивание к себе шнурка с привязанной к нему игрушкой, чтобы достать ее
- Нахождение вещи, спрятанной под чашку
- Осознание значений слов «мама» и «папа»
- Извлечение из чашки предмета, предварительно показанного ребенку
- Сжимание игрушек, чтобы услышать писк
- Умение осматриваться, чтобы найти игрушку, которая в данный момент не попадается на глаза
Навыки самопознания
- Поиск или требование внимания
- Отталкивание посторонних рук, пытающихся взять игрушку
- Держание рук перед лицом, чтобы избежать умывания
- Протягивание рук, чтобы быть взятым на руки
- Умение есть жидкую пищу с ложки
- Умение взять, раскусить, разжевать печенье или бисквит
- Умение есть, беря пищу пальцами
- Умение пить из чашки с чьей-либо помощью
- Сдерживание слюнок
- Соответствующая реакция на мимику взрослых
- Стремление повторить действия, вызвавшие смех
- Способность испытывать удовольствие от общения
- Участие в одевании при помощи рук
Развивающие и обучающие игры
От 0 до 3 месяцев
Перевернись, малыш
v Малыши рано начинают осознавать свое тело, осуществляя целенаправленные движения. Когда малыш или малышка переворачиваются, это уже и есть их целенаправленное движение.
v Положите ребенка на спину. Сядьте позади его головки, держа при этом маленькую игрушку над его лицом
v Когда вы убедитесь, что привлекли внимание малыша, начните передвигать игрушку в одну из сторон.
v Делайте это очень медленно, побуждая малыша ухватить игрушку Если он повернется, дайте ему поиграть с ней.
v Повторите занятие, передвигая игрушку в другую сторону
v Если ребенок лишь частично повернется и будет нуждаться в небольшой помощи, то легонько подтолкните его
v Чем больше вы будете играть с ребенком в эту игру, тем быстрее он обнаружит, что может поворачивать свое тело, преследуя какую-нибудь цель.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ
Забава с зеркалом
v Положите ребенка в кроватку. Не важно, куда он будет смотреть — перед собой или в сторону.
v Закрепите небьющееся зеркальце на одной из сторон кроватки
v Разговаривайте с малышом и, когда вы удостоверитесь, что он слышит ваш голос, легонько стукните пальцем по зеркалу, чтобы привлечь его внимание
v Зеркальце будет занимать ребенка, пока он лежит в кроватке
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОЗЕРЦАТЬ