Рефлексия учебной деятельности

Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Мы начинаем новый раздел. Как он называется? (Природа и мы)

Что такое природа?

Кто такие «мы»?

О чем могут быть произведения в этом разделе?

Какими могут быть отношения между человеком и природой?

Открытие нового знания.

Слово о писателе:

Сегодня мы с Вами познакомимся с замечательным писателем. Это Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852—1912)

О Мамине-Сибиряке, особенно после его смерти, говорили много и многие. Кто с восхищением, кто с явным раздражением, а кто и с насмешкой. Этот человек давал повод для весьма разнообразных суждений.
Рослый, широкоплечий, с открытым лицом и «чудными, немного задумчивыми глазами», он выделялся в любой толпе. А его «непринуждённая грация молодого, дрессированного на свободе медведя» только усиливала общее впечатление какой-то завораживающей дикой силы. Характер Мамина был под стать внешности. Такой же необузданный, вспыльчивый. Его резкие суждения, его полновесные остроты, его суровые оценки нередко задевали людей, рождая недоброжелателей. Но чаще Дмитрию Наркисовичу прощалось то, что не простилось бы кому-то другому. Так велико было обаяние этого большого, сильного, но в чём-то очень незащищённого и трогательного человека.
Его доброта и мягкость открывались не сразу и не всем. Хотя даже псевдоним, накрепко сросшийся с фамилией, — «Мамин-Сибиряк» — звучал как-то тепло, по-домашнему.
Строго говоря, псевдоним этот был не совсем точен. Старый деревянный дом заводского священника, где родился будущий писатель, находился на самой границе Европы и Азии. «Водораздел Уральских гор» проходил всего в 14 верстах. Там, на Урале, прошли детские и юношеские годы Дмитрия Наркисовича. Об Урале, о его необыкновенной природе и людях написаны лучшие его книги.
А как же Сибирь? Она лежала дальше на восток. И не она была излюбленной темой писателя и главным содержанием его произведений. По справедливости ему следовало бы выбрать другой псевдоним. Например, Мамин-Уральский или Мамин-Уралец. Да только звучание было бы уже не то.
Урал — тело каменно, сердце пламенно. Он оставался с Маминым всегда. Даже когда тот переехал в Петербург и стал вполне столичным жителем, или отправлялся с дочерью отдыхать на какой-нибудь модный курорт, никакие тамошние красоты и чудеса не радовали его. Всё казалось тусклым, лишённым яркости и цвета.
Почему же, стремясь всем сердцем на Урал, он почти половину жизни провёл вдалеке от него. Причина была. Грустная причина. Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили не жилец. Но отец, друзья отца, няня-воспитательница — тетя Оля вытащили Аленушку с того света. Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли отецкой дочерью.

Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать.

В 1897 г. Аленушкины сказки вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: — Издание очень милое. Это моя любимая книга — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные. Эти слова оказались пророческими. Его Аленушкины сказки ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много написано, из связывают с фольклорными традициями, уменьем писателя занимательно преподнести нравственные уроки. Куприн писал о них: Эти сказки — стихотворения в прозе, художественнее Тургеневских.

Мамин-Сибиряк в эти годы пишет редактору: Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье — писать для детей.

Много лет читатели-дети знали Аленушкины сказки, но не знали судьбы Аленушки — Елены Маминой. В последнее время появились материалы и об Аленушке

Когда Аленушка подросла, то из-за болезни она не могла учиться в школе, ее учили дома. Отец много внимания уделял развитию дочки, водил ее в музеи, читал ей. Аленушка хорошо рисовала, писала стихи, брала уроки музыки. Дмитрий Наркисович мечтал поехать в родные места и показать Урал дочери. Но врачи запрещали Аленушке далекие поездки.

Елена пережила отца на 2 года. После его смерти она настояла на поездке в Екатеринбург. Посмотрела на город, окрестности. Познакомилась с родными. Позже она составила завещание, по которому дом Мамина-Сибиряка после смерти последнего владельца стал бы музеем, который настоятельно прошу устроить в этом городе и, по возможности, в завещанном доме или доме, который на его месте будет построен.

В центре Екатеринбурга есть замечательный литературный квартал, в нем сохранившийся дом по Пушкинской 27. Это и есть дом-музей Мамина-Сибиряка. Там сохранилась обстановка с тех давних времен, книги, фотографии и тот самый огромный юбилейный альбом.

Память о Д. Н. Мамине-Сибиряке жива. Живы его книги. Кроме Дома-музея в Екатеринбурге (этому городу завещал свои рукописи Мамин-Сибиряк), создан Дом-музей писателя на его родине в Висиме. В Челябинске есть библиотека его имени.

В Екатеринбурге к 150-летию писателя впервые подготовили к печати полное 20-томное собрание сочинений Мамина-Сибиряка.

Постановка цели урока.

Какое произведение данного автора мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата с цифрами правого столбика.

— Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом Мамина-Сибиряка «Приемыш».

— Как вы понимаете значение слова «приемыш»?

— Существует словарь русского языка, автор которого Сергей Иванович Ожегов. В нем говорится так: Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь

— Посмотрите на иллюстрации, предположите, о чем пойдет речь?

Словарная работа:

Церемония — торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Доспехи — воинское или другое тяжеловесное снаряжение

Протока — боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма

Сайма — рыбацкая стоянка

Заводь — небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

Муштровать — обучать, подвергая суровой системе воспитания

Бобылём — в одиночестве

Увечить — физически расправляться, калечить

Хиреет — болеет, чахнет

Божья тварь — всё живое, созданное Богом

Физкультминутка.

Знакомство с произведением (Чтение рассказа учителем и учащимися)

Первичное закрепление.

Беседа после чтения:

1.Поделитесь впечатлениями от прочитанного.

2.К какому жанру литературы относится это произведение? (Рассказ)

3.Почему свой рассказ автор назвал «Приемыш»?

4.Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?

5.Почему же автор выбрал название «Приемыш»?

6.Определите тему текста. (Отношения человека и животных.)

7.Основную мысль.

8.Каким вы себе представили Тараса?

9.Какие отношения сложились между Тарасом, Собольком и лебедем?

10.Почему Тарас отпустил лебедя, если так сильно любил его?

11.Значит, Тарас поступил правильно. Почему тогда он переживал, что лебедь может и не долететь, а говорил: «Полетит за стадом и пропадет…»? (Родители учат птиц летать постепенно, а Приемыша никто не учил.)

12.А как вы считаете, отношения в семье между родителями и детьми у людей и животных могут быть схожими?

13.Почему рассказ «Приемыш» помещен в раздел «Природа и мы»?

Работа с текстом.

Где происходит событие, которое описал автор? (На Светлом озере.)

В какой части автор знакомит нас с героями рассказа? (В первой)

Прочитайте первую часть.

Кого автор называет «лучшим другом человека»? Гулякой?

Обратите внимание на вторую часть, как мы сможем прочитать ее на следующем уроке? (По ролям.)

Почему? (Здесь есть диалог.)

Что такое диалог? (Разговор нескольких героев.)

Рефлексия учебной деятельности

Продолжите фразы:

На уроке я узнал ….

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня удивило ….

Я понял, что …

У меня ещё пока не получается…

Это можно исправить, если я….

Видеоурок «Как правильно использовать приемы мотивации для школьников младших классов»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: