Регламентация и cвобода. регламентация как ноу-хау, как фиксация социального опыта и как граница свободы

Теперь обратимся к утверждению классика, что свобода сама есть продукт регламентации.

“Воздействие регламентации по существу положительно, если оно вынуждает индивидов следовать известной процедуре для достижения своей цели”.

Всякая проблема, которая однажды решена, и ее решение зафиксировано в регламентации, тем самым переведена для меня в разряд рутинных, что обеспечивает мне поле свободы. И когда в следующий раз эта проблема вновь возникает, для меня это уже не проблема. Она уже была и ушла за счет регламентации в социальную память, и у меня срабатывает условный рефлекс. Регламентация, которая четко разводит ваши полномочия, права и обязанности, дает ту самую свободу в либеральном смысле слова: ваша свобода не должна быть за счет чужой, а чужая за счет вашей.

18) Отрасль культуры – часть народного хозяйства, пространство социокультурной практики, совокупность организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование культуры (народной и профессиональной) и приобщение населения к культурным ценностям. Цель – направленность на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей особым способом, с использованием особых средств, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности (в свободное время). Подтверждением отраслевой самостоятельности является также включение культурной деятельности в процесс затрат общественного труда и закрепление в качестве постоянного элемента в системе общественного разделения труда и обмена деятельностью.

Кроме этих основныхособенностей отрасли культуры существует и ряд специфических черт, с экономической точки зрения вторичных:

1) создаваемый продукт, предназначенный для удовлетворения потребностей других людей, во многих подсистемах деятельности в отрасли культуры может иметь непосредственное отношение к формированию и удовлетворению культурных потребностей самого субъекта деятельности (и в этом смысле процесс создания продуктов культуры есть специфический процесс затрат общественного труда);

2) в отрасли культуры деятельность осуществляется на профессиональной и любительской основе (в свободное время и получаемый в ее результате продукт может быть также предназначен для других людей).

Отраслькультуры как система имеет экономические множественные связи с макроэкономической системой в целом. К входнымвоздействиям на систему отрасли культуры относятся не только непосредственные экономические условия развития отрасли культуры (административные, организационные, кадровые и другие), но и глобальные политические и социально-экономические условия жизни общества, которые детерминируют культурные процессы. Навыходах системы отрасли культуры представлен экономический эффект, рассматриваемый в различных формах: материально-физической, восстановительно-компенсирующей, информационной, социально-интегрирующей, инновационной, воспитательно-образовательной и политической.

Сфера культуры ныне рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов от туризма и новых налоговых платежей в государственные бюджеты. прочное место в ней заняли высокоприбыльные новейшие отрасли (кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видеопродукции, реклама, мода, фотография, промышленный дизайн), качественно изменившие рынки товаров и услуг культурного назначения. Их тесная связь с соответствующими отраслями электронного машиностроения привела к расширенному толкованию сферы культуры. В нее стали включать производство аудио- и видеооборудования.

Государственная политика в сфере культуры все в большей мере увязывается с социальной, промышленной и внешнеэкономической политикой.

19) В научных исследованиях сложилось определение нескольких уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества.

(а) Прямой вклад сферы культуры в экономику:создание конкретных рабочих мест, наличие собственных автономных рынков, обладающих инвестиционным потенциалом, вклад в развитие экономики конкретного региона; основной источник развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.

Косвенное экономическое влияние: использование в современных технологиях бизнеса и менеджмента (реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля) – традиционных форм социально-культурной деятельности, сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры; повышение ценности окружающей среды, например, посредствомукрашения товаров,

20) Прямое социальное влияние: аккумулирование и трансляция базовых ценностей общества, образов, которые также используются в коммерческой и некоммерческой деятельности; обеспечение социально-значимых видов деятельности, организация отдыха, позитивное влияние на сознание людей, отношения между ними, способствование духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала; наличие разнообразия возможных образцов и моделей социального поведения в элитарной, массовой культурах, андерграунде.

Косвенное социальное влияние:взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой социально значимых сфер, их социальное партнерство как важнейший механизм и инструмент формирования гражданского общества, способного к саморазвитию; обогащение социальной среды различными привлекательными культурными событиями, повышение способности общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения; воздействие на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, способствование профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения; возрастание роли культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием современных технологий [Тульчинский].

Правомерно делать вывод, что культура вносит значительный вклад в цивилизационное развитие, является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

21) Миссия – это философия организации, она определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Миссия – это посыл обществу, в котором наиболее рельефно раскрывается деятельность учреждения, что дает ему возможность найти партнеров, единомышленников, спонсоров.

Миссия учреждения культуры формируется как объективное, краткое и желательно вдохновляющее высказывание о смысле его деятельности и предназначении. Она должна отвечать на вопрос: зачем людям нужен это учреждение культуры? Формулировка миссии заставляет задуматься о его необходимости и перспективах существования. Она — основа его долгосрочной политики.

Миссия учреждений культуры – создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные) с использованием особых образно-символических средств и творческого восприятия в соответствующих видах искусства

Миссия учреждений культуры определяется стратегическими интересами общества в области культуры, культурной политики государства.

Это закреплено в статье 1.4. Закона о культуре: государственная политика в отрасли культуры – комплекс мер, которые принимаются государственными органами Республики Беларусь по сохранению, развитию и распространению культуры, организационному, правовому, финансовому, материально-техническому, кадровому, информационному и другому обеспечению культурной деятельности;

Миссия клубного учреждения – развитие и приумножение духовно-нравственного и художественно-эстетического потенциала населения, сохранение традиционной культуры, развитие народного творчества и любительского искусства, создание достойной среды обитания для сельских жителей, организация межличностного общения и отдыха, эстетическое воспитание людей, формирование и удовлетворение культурных потребностей населения.

Миссия театра – забота о духовном и нравственном здоровье зрителей любого возраста с помощью выразительных театральных средств. Осмысление классического наследия в свете духовных запросов обновляющегося общества, введение отечественного зрителя в мировой театральный контекст, способствование формированию эстетических приоритетов в театральном искусстве.

Миссиямузея – популяризация идеи культурного многообразия и культурного плюрализма, сохранение материального и нематериального культурного наследия. Например, миссия Областного музея состоит в сохранении истории и творческого духа людей, живших на этой территории от первых поселений до наших дней, а также рассказывать о них жителям области и приезжим.

22) Развитие и сочетание инновационных и традиционных подходов в системе управления сферой культуры возможно наблюдать в исторической ретроспективе управленческих отношений в культуре на примере Советского Союза, частью которого являлась Беларусь.

Формирование управленческих систем происходило под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культуры и ее задач. Каждый из этих отрезков по отношению к предыдущему имел определенный инновационный (в современной терминологии) характер. Однако не исключались и частные регрессивные тенденции, которые снимались в общем направлении общественного прогресса.

1918-1941 гг. – закладывание основ институциализации, упорядочения общественных связей и отношений в культуре в соответствии с концепцией партийности культуры и подчиненности всей ее сферы классовым интересам; в коллективных формах организовывалась культурная активность. Создавалась соответствующая структура культурных институтов, в том числе профессионально-образовательных: открывались средние специальные учебные заведения, первое высшее учебное заведение в сферы культуры – Белорусская государственная консерватория. Формирование разных типов объектов культуры происходило с определением их главной функции — политико-воспитательной с опорой на командно-бюрократические методы управления, подчас принуждения и насилия над творчеством и личностью. 1944-1975 гг. – интенсивно возрождалась и совершенствовалась культурно-просветительская система, развертывалось профессиональное искусство, образовательная подсистема культуры. Открытие Белорусского театрально-художественного института, Минского института культуры завершило создание системы высшего образования в культуре. Развивалась структура среднего специального образования сферы культуры в областях, осуществлялась массовое открытие детских школ искусств; сформирована система управления отраслью: в 1953 г. создано Министерство культуры, а тоже соответствующие органы территориального управления культурой. Работа культурно-просветительских учреждений предусматривала, прежде всего, политическую пропаганду, организацию политического самообразования, научно-просветительскую деятельность, развитие художественной самодеятельности. С развенчанием культа личности культурная политика сделала поворот от принципов принуждения к добровольности, сознательности. 1976-1990 гг. – в контексте социально-экономических реформ культурно-просветительская работа органично переросла в составную часть социально-культурной деятельности; ставилась задача эстетического обслуживания людей, активного развития самодеятельных форм организации досуга. Сформировалась единая система непрерывного профессионального образования в отрасли культуры: в 1988 г. были переданы в подчинение Министерству культуры высшие и средние специальные учебных учреждений культуры. Были заложены единые организационно-методические основы для совершенствования всех уровней системы профессиональных учебных заведений культуры, углубления их творческих связей. В 60-е годы происходит постепенное изменение взглядов на природу культуры. На первый план выдвигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культуре как культуре обслуживания. Феномен потребления культуры просуществовал до начала 80-х годов, когда происходит переосмысление функции культуры в обществе: не идеологическое воспитание, не культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека, выдвигается задача создания материальных условий для реализации процессов воспроизводства и развития культуры, условий для культурного общения, художественного творчества, осмысления эстетических ценностей – задача создания необходимой культурной среды. Период 1991-2009 гг. связан с принятием Декларации о государственном суверенитете страны, приобретением политической и экономичной независимости. В принятой в 2004 г. Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь – 2020 центральным элементам единого сбалансированного комплекса человек — окружающая среда — экономика обозначено культура как основа для новой системы нравственно-духовных, социально-этических ценностей общества. Государственная политика в сфере культуры направляется на создание условий развития и укрепления инфраструктуры отрасли, обеспечение доступа граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам, поддержку научного осмысления культурных процессов. Профессиональное образование в сфере культуры приобретает ключевую роль в обеспечении преемственности культурного процесса, воспитания творческих личностей, способных двигать вперед культуру. Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией к децентрализации, многообразием разных направлений развития культуры, переходом от директивных и административных к косвенным методам управления (расширение сети специальных школ, центров, фондов, подключение коммерческих механизмов и т.д.). Переход от организационной иерархии, бюрократии и автократии к формированию гетероструктур, демократии и всеобщему самоуправлению на основе сотрудничества

23) В любой системе управления всегда присутствует сочетание «технологического» и «личностного» подходов в организации деятельности. Соотношение их различно в зависимости от целей и функционального содержания организации. В меньшей степени личностный подход характерен для организаций материального производства с ориентацией на массовый выпуск продукции: высокая степень технологизации – основа производственных отношений, построенная на репродуктивности (работе по заданному шаблону или схеме). Иное – в учреждениях культуры. Чем больше личностного (т.е. творческого, оригинального) в содержании деятельности художественных руководителей, тем больше креативного, связанного с интерпретацией и реинтерпретацией уже существующего, созданного ранее.

Феномен двойственности в деятельности социокультурных учреждений заложен многообразием подходов в определении понятия самой культуры, где точки зрения исследователей сконцентрированы на двух вариантах культуры.

Одна группа ученых трактует ее как технологию, способ человеческой деятельности, другие – как личностный аспект человеческого бытия, вкотором пребывают сущностные силы человека, творчество, духовное богатство.

Несмотря на внешнюю противоположность подходов — технологического и личностного нельзя не видеть в них сходство и наличие точек соприкосновения, что говорит о том, что культура есть сложное и многогранное общественное явление.

Технологический аспект культуры, связанный с обработкой природы людьми, с большой вероятностью можно соотнести с социально-нормативной функцией учреждений культуры, а личностный как обработку людей людьми – с функцией социокультурной самоорганизацией личности.

Желаемая тенденция развития двух культур состоит в сближении технологической культуры (как способа человеческой деятельности) с личностной гуманизированной культурой, формировании субъекта и объекта социально-нормативной (технологической) культурной деятельности высокого духовного и интеллектуального потенциала

25) Ресурсное обеспечение деятельности организации – это комплексный процесс мобилизации, накопления, распределения ресурсов, а также осуществления планирования, контроля, мониторинга и других процедур, направленных на эффективное и рациональное использование ресурсов и снижение риска в деятельности организации.

Ресурсное обеспечение представляет собой одну из важнейших функций, реализация которых определяет уровень развития любого хозяйствующего субъекта и эффективность его функционирования. Исследование его закономерностей требуется для рационального, эффективного и своевременного формирования и распределения ресурсов, необходимых для проведения работ по всем циклам.
Несмотря на свое первостепенное значение ресурсное обеспечение как «вещь в себе» не является целью деятельности организации. Задача деятельности состоит в достижении наиболее значимых общественных или локальных результатов при наименьших затратах, тем самым, включая две подзадачи. Первая состоит в формировании стратегических целей и направлений социально-экономической деятельности, максимизации ее результативности. Вторая – ресурсное обеспечение относится к производству и воспроизводству, распределению необходимых ресурсов, минимизации и рационализации затрат.
Ресурсное обеспечение нельзя сводить лишь к формированию источников деятельности хозяйственного субъекта. Этот процесс намного шире и оказывается сквозным по отношению к стратегическому управлению деятельностью в целом. От стратегии ресурсного обеспечения зависит возникновение или устранение важнейших проблем менеджмента организации, например, предотвращение формирования организационных барьеров или конфликта интересов, стимулирование повышения эффективности.
Исследование механизмов ресурсного обеспечения деятельности организации создает необходимую основу для выработки концепции управления ресурсами. Механизм ресурсного обеспечения – это система институциональных элементов, необходимая для распределения и перераспределения ресурсов хозяйствующими субъектами и их структурными подразделениями, а также трансформации ресурсов из одной формы в другую.
Направления ресурсного обеспечения деятельности организации, с одной стороны, определяются теми финансовыми, кадровыми, материальными и другими ресурсами, которыми она располагает сегодня, а с другой – интеллектуальными ресурсами и инновациями, которые она предполагает внедрить в будущем, а также возможностями по привлечению

26) Прямой экономический расчет основан на централизованном плановом директивном распределении и переопределении материальных, трудовых и финансовые ресурсов в целях обеспечения макро пропорций расширенного воспроизводства Он является плановым (то есть осуществляется через план) и директивным. Директивность означает его обязательность, придает ему характер закона. Этот метод важен для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (природных и техногенных) и в ряде других случаев, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций. Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области: распределения инвестиций; размещения производства;развития технологий; кадровой политики;обеспечения рентабельности и сбыта;финансирования и кредитования; структуры капитала и т.д.В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия

27) Особое звено в финансовой системе составляют внебюджетные фонды, которые обладают определенной самостоятельностью, отделены от государственного бюджета и имеют свои органы управления. Их отличие от бюджета состоит в том, что они имеют строго целевую направленность. По своему общественному предназначению они в основном подразделяются на экономические и социальные.
В западных странах их достаточно большое количество, они функционируют на общегосударственном и региональном уровнях. Возникновение этого звена в финансовой системе связано с тем, что внебюджетные фонды в меньшей мере, чем бюджет, подвержены парламентскому контролю, поэтому исполнительная власть заинтересована в их существовании для улучшения маневренности в использовании финансовых ресурсов.

28)Мотивация— это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.[1].
Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходи-мость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее вли-яет на чувства, поведение и мышление людей. Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существо-вании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачас-тую лишь в определенной ситуации. Нужно иметь в виду, что, хотя в каждый данный момент обычно доминирует одна какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, но и многими другими, которые порой трудно идентифицировать.По происхождению потребности могут быть врожденными и приобретен-ными в результате воспитания. По характеру бывают естественными (в пище , воде и т.п.) и социальными ( в признании, славе). Исходя из содержания – ма-териальными и нематериальными. Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обус-лавливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспита-нием, уровнем благосостояния, должностью, социальным статусом, личными ценностями, отношением к труду и проч.

30) Для целенаправленного и уверенного управления финансами необходимо иметь комплекс необходимой информационно-аналитической информации. В структуру такой информации входят: 1. Правовая, в том числе налоговая информация; (законы, указы, постановления правительства, приказы и письма финансовых органов, начиная с Минфина России и Федеральной налоговой службы). 2. Внешняя экономическая информация, в том числе таможенная, биржевая и валютная. 3. Нормативная информация (инструкции, нормы, методические указания). 4. Финансовая отчетность. 5. Бухгалтерская отчетность6. Статистическая отчетность. 7. Прочая локальная отчетность для оперативного использования. Особое место в комплексном информационно-аналитическом обеспечении ФМ занимает финансовая отчетность

Что такое свобода слова и нужны ли ей границы?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: