Рекомендации семье по обучению ребенка.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Имя, фамилия ребенка: _______________________________________________________

Дата рождения: ______________________________________________________________

Место жительства: ___________________________________________________________

Телефон (дом./раб.): __________________________________________________________

Дата, время проведения обследования: _________________________________________

Место проведения:____________________________________________________________

Специалисты, участвовавшие в проведении обследования: ________________________

______________________________________________________________________________

Родители, присутствовавшие при проведении обследования _______________________

______________________________________________________________________________

Медицинский диагноз.

История развития ребенка.

  • как проходили беременность, роды;
  • когда заметили отклонения в развитии, что именно встревожило;
  • когда ребенок начал держать головку, сидеть, ползать, ходить, брать

в руки предметы, жевать, есть, одеваться, раздеваться;

  • когда стал фиксировать взгляд на предметах, людях; узнавать родных;
  • реагировать на обращенную речь, говорить звуками, слогами, словами, фразами,

предложениями;

  • в каких медицинских учреждениях наблюдался (наблюдается);
  • в каких учреждениях оказывалась психолого-педагогическая помощь в развитии;
  • другая информация.

Ситуация в семье.

  • состав семьи; имена, возраст, род занятий и место работы взрослых;
  • есть ли еще дети, их возраст, посещают ли школу, д/с, др.; как идет их

развитие; как относятся к брату/сестре-инвалиду;

  • есть ли кто-либо еще, помогающий ухаживать за ребенком;
  • жилищно-бытовые условия.
  • другая информация.

Результаты наблюдения.

4.1. Физическое развитие

4.1.1. Общая моторика:

  • двигает отдельными частями тела;
  • равновесие, координация: сидит, стоит (с помощью или без), сидит на корточках, стоит на носках, стоит на одной ноге, целенаправленные движения рук уверенны и точны;
  • передвижение: ползает на спине или животе, ходит с помощью или без нее; поднимается / спускается по ступенькам, бегает, забирается на предмет (стул, стол, горку и т.п.).

4.1.2. Мелкая моторика:

  • действия целой кистью: сжимает пальцы в кулак; удерживает / роняет, вложенные в руку крупные/мелкие предметы (какие); берет их полной кистью;
  • действия пальцами: берет маленькие предметы, пользуясь пинцетным хватом;
  • действия с инструментами: пользуется столовыми приборами (в какой степени), ножницами, карандашом, кисточкой и др.

4.2. Сенсорное развитие

4.2.1. Зрительное восприятие

  • фиксация взгляда на статичном объекте;
  • прослеживание взглядом за перемещающимся объектом.

4.2.2. Слуховое восприятие

  • нахождение источника звука, не перемещающегося в пространстве;
  • прослеживание за перемещением источника звука.

4.2.3. Тактильное восприятие

  • реакция на прикосновения человека;
  • реакция на соприкосновение с различными предметами и материалами.

4.3. Речь и коммуникация

4.3.1. Пассивная речь:

  • реагирует на свое имя;
  • выполняет простейшие просьбы, реагирует на запрет («на», «дай», «нельзя» и т.п.);
  • на вопрос «Где мама?», смотрит /показывает на маму;
  • показывает на называемые предметы, части тела;
  • понимает и выполняет просьбы, связанные с ориентацией в пространстве;
  • понимает «сложные» просьбы (закрой дверь и иди сюда; сначала вымой руки, потом садись за стол…) и др.

4.3.2. Активная речь:

  • произносит гласные/согласные звуки; слоги по цепочке (га-га-га), двойные (га-га,ма-ма), сложные (га-ма, га-бу); первые слова-звукоподражания (би-би – машина, ав-ав – собака…);
  • называет «мама», «папа», свое имя, предметы;
  • отвечает на вопросы «да/нет»;
  • называет действия;
  • строит короткие предложения;
  • обозначает себя «я», употребляет др. личные местоимения;
  • отвечает на вопрос «почему?» полным предложением;
  • связно рассказывает о переживаемом событии;
  • описывает картинку, игрушку, пересказывает историю и т.д.;
  • использует жест (кивок головой) для обозначения согласия и несогласия.

4.3.3. Контакт с взрослыми:

  • реагирует на телесный контакт (касание рукой, поглаживание и т.д.), на обращенную речь, на изменение интонации (ласковый/строгий, серьезный/веселый), громкости голоса;
  • поддерживает зрительный контакт с говорящим;
  • вступает в контакт с любым взрослым или избирательно (только мама), идет на контакт, только если требуется помощь;
  • привлекает к себе внимание движениями (тянет за руку и т.п.), звуками, слова; показывает, чего он хочет и др.

4.3.4. Контакт с детьми:

  • отходит или нет, когда к нему походят дети; подходит сам к детям, с какой целью (погладить/ударить, дать что-либо или отнять и т.д.);
  • пытается заговорить с другими;
  • присоединяется к игре; может играть по правилам;
  • проявляет симпатию/антипатию к конкретным детям и др.

4.4. Предпосылки учебной деятельности.

4.4.1 Поведение на занятиях:

  • сформировано ли «учебное поведение»: правильная поза, взгляд ребенка направлен на то, что он делает или на того, кто с ним говорит; выполняет действия по подражанию, выполняет простые речевые инструкции,
  • сидит / не сидит вместе с другими, выполняет или нет требования учителя;
  • включается в совместную деятельность (легко/трудно, на какое время): сам начинает делать то, что делают другие или требуется посторонняя помощь и получается ли потом самостоятельно; проявляет активность, выполняет задания быстро или медленно; как воспринимает помощь учителя;
  • использует указательный жест.

4.4.2. Действия с предметами:

  • неспецифические манипуляции (действия, не основанные на учете свойств предметов, ребенок со всеми предметами действует одинаково: постукивает, тащит в рот и т.п.)
  • специфические манипуляции (действия основаны на учете физических свойств предметов: сжимание в руке звучащей резиновой игрушки, вращение колес перевернутой машины и т.п.)
  • предметные действия (предмет используется в соответствии со своим функциональным назначением: встряхивание погремушки, вставление шариков в отверстие, открывание банки, нанизывание колец на стержень, перекладывание предметов из одной емкости в другую и т.п.)

4.4.3. Познавательная деятельность:

  • группировка предметов по цвету, форме, величине, определение количества предметов (один, много, мало), счет;
  • соотнесение предмета с названием и его изображением, нахождение двух одинаковых предметов и их изображений;
  • ориентация в схеме тела;
  • временные представления (узнавание на картинке, называние времен года)
  • анализ / синтез: выделение части и целого (ствол, ветви, листья — дерево); выделение существенных признаков объектов (длинный рыжий хвост — лисица; длинные белые уши — заяц …); обобщенные понятия (яблоко, груша — фрукты).

4.4.4. Игра:

  • играет сам с предложенным материалом:

o с природным материалом (вода, песок, крупа и др.);

o с игрушками (машинка, кукла и др.);

o с конструктивными материалами (кубики, лего и др.);

  • с интересом повторяет отдельные игровые действия педагога (качает куклу, катает машинку и др.);
  • принимает простой игровой сюжет и выполняет игровые действия по образцу (например, вслед за педагогом ставит матрешку в машинку и катает ее).

4.4.5. Мотивация:

  • трудно увлечь чем-либо или легко;
  • радуется успеху или безразличен;
  • как реагирует на похвалу;
  • чем можно заинтересовать ребенка (возможные стимулы: лакомства, любимые игрушки, все, что связано с общением; виды деятельности – рисование, слушание музыки и т.п.)
  • влияет ли на результативность деятельности ребенка поощрение

4.5. Эмоциональное состояние ребенка в разных ситуациях:

  • бодрое (жизнерадостен, контактен, отсутствуют страхи);
  • спокойное (ребенок положительно относится к окружению, малоконтактен, неэмоционален);
  • возбужденное (неустойчивая деятельность, крик);
  • подавленное (вял, бездеятелен, тихо и долго плачет);
  • неустойчивое (переходит от одного настроения к другому).

4.6. Степень эмоционального контроля (способность ребенка управлять своими эмоциональными проявлениями):

  • успокаивается сам;
  • успокаивается по просьбе взрослого;
  • успокаивается при переключении на другую деятельность;
  • требуется взять за руку или обнять;
  • требуется выйти с ребенком из класса.

4.7. Проблемы в поведении ( в т. ч. в конфликтной ситуации):

  • агрессия / самоагрессия
  • эйфория
  • дисфория
  • негативизм
  • стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные, речевые, эмоционально-аффективные, действия с частями объектов или нефункциональными компонентами игрового материала, ритуалы и привычки)

4.9. Самообслуживание:

  • одевание / раздевание
  • прием пищи
  • гигиенические навыки (умывание, туалет)

Степень самостоятельности при самообслуживании:

  • полностью сам(а) (по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, самостоятельно);
  • требуется незначительная помощь;
  • нуждается в значительной помощи;
  • нуждается в полном уходе.

Рекомендации семье по обучению ребенка.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Обследование пpоводил(а): __________________

Дата составления отчета: ____________________

Дети-билингвы: важные факты для родителей


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: