Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

На рис. 1 — 10 приведены наиболее характерные композиционные построения по теме «Хоровод». Идея подобного задания и его описание хорошо известны по исследованиям А.В. Бакушинского (А.В. Бакушинский, 1925). Реализация такого задания требует от детей определенного понимания пространственных построений. На приведенных рисунках можно видеть крайне разнообразные пространственные построения — от примитивных до вполне грамотных.

Хорошо известное условие, при котором фигурки людей должны быть изображены держащимися за руки, в целом у всех детей нашло свое решение. В рисунке Ромы человечки неопределенного пола и возраста изображены одинаково и крайне схематично. Их положение соответствует правильному кругу. Хорошо прослеживается последовательность выполнения рисунка. Для изображения каждой группы человечков лист бумаги занимал свое соответствующее повороту положение.

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод» Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

В рисунке Кирилла тот же способ изображения, но люди очень разные и достаточно выразительны. Пространственное решение в рисунке Маши аналогично предыдущим рисункам, но своеобразной точкой отсчета стала ближняя фигура, повернутая к зрителю спиной. Следуя изображению этой фигуры, все остальные нарисованы по ее образцу — затылками к зрителю. У Вики хоровод выстроился в линию и представляет собой своеобразную фризовую композицию. Ее образы очень разнообразны и хорошо детализированы.

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Рис. 4. Вика Н. Карандаш

В рисунках Антона и Ильи мы видим человечков неопределенного пола. У Антона каждая фигурка нарисована отдельно, все обращены к зрителю, их расположение образует своеобразный крут. Несмотря на всю примитивность рисунка Ильи, в нем есть некое пространственное решение, отвечающее поставленной задаче. Фигуры держатся за руки, и угадывается положение фигур ближних, обращенных спиной к зрителю, и дальних, обращенных к зрителю лицом, а также боковая фигура справа.

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Рисунки Пети и Вани отличаются правильными пространственными построениями, в которых заметную выразительную роль играют масштабные соотношения ближних и дальних фигур. В рисунке Вани использован также прием загораживания.

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Рис. 7. Петя В. Рис. 8. Ваня Л.

Карандаш Фломастеры

Рисунок Наташи — один из немногих — выполнен в цвете. Пространство обозначено горизонтальной поверхностью травы и голубым небом. Имеет место горизонт. Фигуры людей изображены по отдельности, но каждая из них своеобразна — четыре фигуры девочек и мальчик. И изображение фигур соответствует их пространственному положению — в фас, в профиль, со спины. Цветовое решение, хоть и наполнено яркими отношениями красного, зеленого, желтого, синего, взятых без смешения из палитры красок, в тоне совершенно не выдержано. Фигуры теряются на фоне зеленого цвета, соответственно теряется их выразительность. Ребенок не умеет правильно вести работу акварельными красками. Работа в цвете начинается с главных персонажей, а затем заполняется пространство земли и неба.

Отсюда хорошо видны проблемы, связанные с техникой акварельной живописи, — очень трудно аккуратно «закрасить» все изображение. Отсюда и многочисленные просветы вокруг фигур.

Наиболее совершенный рисунок получился у Ани. Это действительно хоровод. Женские фигурки держатся за руки, ближние загораживают дальних, а дальние изображены чуть меньше ближних. Хорошо передано движение фигур, которое отмечено разными положениями ступней ног. Хоровод размеренно движется по часовой стрелке, а в изображениях лиц угадывается негромкое звучание песни.

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Рис. 10. Наташа Н. Рис. 9. Аня Б.

Акварель Карандаш

Столь различные проявления пространственных построений и художественно-образных решений у учащихся 3 класса подтверждают известные высказывания некоторых специалистов о так называемом «угасании» интереса и творческой активности в изобразительной деятельности детей этого возраста. На самом деле налицо отсутствие какой-либо педагогической работы с детьми на уроках изобразительного искусства. Детей не учили правильно рисовать фигуру человека, они не знают, что такое линия горизонта, что такое загораживание, как работать с художественными материалами и т. д. Отсюда и столь разительные индивидуальные проявления в изобразительной деятельности. Лишь единицы, наиболее способные, следуя еще спонтанным проявлениям, выполнили интересные рисунки.

В программе «Изобразительное искусство. 1 —9 классы» (рук. B.C. Кузин, 2001) указано на необходимость освоения приемов загораживания. Об этом также пишет и Е.В. Шорохов (1974, 1979, 1986). Наиболее доступный прием освоения загораживания в школьной практике — это рисование с натуры. На конкретной постановке можно говорить о том, как один предмет перекрывает другой и как одна и та же постановка различно воспринимается с разных сторон.

Освоение приемов загораживания формирует у детей сознательные, логические действия, столь необходимые для этого возраста, и позволяют в значительной мере обогатить выразительные возможности детских рисунков.

В процессе изобразительной деятельности наблюдается заметная положительная динамика. Прием загораживания от единичных проявлений в рисунках дошкольников постепенно все больше и больше обнаруживается у учащихся 3 — 4 классов и почти повсеместно используется школьниками средних классов («Натюрморт с керосиновой лампой»[см. с. 60]).

Спонтанные проявления действий хорошо известны в так называемых «прозрачных» изображениях. Ребенок рисует дом и изображает мебель и людей как бы за прозрачной стеной. Эти проявления хорошо описал Корадо Риччи. Он обратил внимание на то, что, изображая лодку, дети полностью рисуют то, что скрыто ее боковой поверхностью. Или, изображая всадника, дети рисуют ту его ногу, которая скрыта туловищем лошади (К. Риччи. Прозрачные рисунки).Безусловно, это хорошие показатели проявлений в рисунке на определенном этапе развития ребенка. Особенно это хорошо для дошкольников, но здесь важно не обольщаться действиями ребенка, а помогать ему двигаться дальше (Кирилл П. «Курочка Ряба»).

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Рисунки дошкольников по книге К. Риччи «Дети-художники». Маленькие дети рисуют не так, как видят, а как знают. Поэтому возникают «прозрачные» рисунки. Человек, плывущий в лодке, изображен полностью, хотя боковая поверхность лодки почти наполовину его скрывает.

Человек, сидящий на лошади, должен быть частично скрыт ее корпусом, но ребенок изображает человека полностью.

«Курочка Ряба». Кирилл П. 7 лет. Акварель

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Композиция внешне ничем не примечательная. Фризовая, на полосе. Фасад домика квадратной формы с одним окном и дверью с левой стороны. Треугольник крыши с окном, основание которой украшено свисающими вниз треугольниками с кружочками. В правом верхнем углу— солнце. Небо в виде узкой голубой полоски. Рисунок практически не раскрашен.

Примечательным является изображение за фасадом домика — прозрачное решение. Можно видеть сидящую в корзиночке курочку, стол, стул и миску на столе. Горизонтальных поверхностей юный художник еще изображать не умеет. Но стул совершенно сознательно задвинут под стол, и передняя ножка стола закрывает часть стула.

Подобного рода изображения еще раз подтверждают наблюдения многих специалистов о том, что дети рисуют не так, как они видят, а так, как они знают. Они еще не умеют целенаправленно наблюдать и изучать предметы, и поэтому процесс рисования для них очень важен в освоении окружающей действительности.

В изобразительной деятельности детей наблюдается постепенное исчезновение подобных изображений. То, что хорошо для маленьких детей, совершенно очевидно указывает на отставание в развитии у школьников.

Рисунки детей постепенно заполняются явными признаками пространственных построений, направленными на воспроизведение объектов окружающей действительности так, как они есть на самом деле. Среди них передача масштаба предметов. Выше уже отмечалось, что эти проявления обнаруживаются в многоярусных композициях, которые встречаются достаточно редко в практике изобразительной деятельности детей. Предметы более близкие в рисунках изображаются больше чем дальние. Тем не менее в рисунках младших школьников от возраста к возрасту все заметнее тенденции отмечать эти признаки пространственных построений. Даже во фризовой композиции появляются, например, деревья большие и маленькие, о которых ребенок говорит, что это дерево расположено ближе, а это дальше, особенно, когда используется примем загораживания (КатяШ. «Теремок»;Валерий Ш. «Человек, дерево, дом»).

«Теремок». «Человек, дерево, дом»

На рисунках представлены примеры трехъярусных (фризовых) композиций. Подобные композиции встречаются в основном в работах учащихся 1 — 2 классов и знаменуют собой переходный этап к пространственному построению.

Подобные композиции выстраивались с изображения главных объектов — теремка и избы на нижнем ярусе. В дальнейшем попытки углубить пространство вылились в изображение среднего и верхнего ярусов, на которых появились персонажи, деревья. Все объекты изображения — плоские. Примечательным моментом является появление приема загораживания. Теремок как бы перекрывает средний и верхний ярусы, а домик — изображение среднего яруса. Прием этот использован еще спонтанно, неосознанно. Формальных связующих элементов между ярусами нет, и эту роль берут на себя центральные объекты.

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод» Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Композиция с теремком намного богаче художественными образами, чем композиция с избой. На рисунке с теремком можно видеть необычное сооружение с островерхой центральной частью и петушком на шпиле, крыльцом, воротами; ежика, лягушку, мышку, зайку; елки (разные), деревья двух видов; солнышко с человеческими чертами. Композиция немного асимметричная, но вполне уравновешена — теремок сдвинут влево, а количество художественных образов преобладает в правой части. Решение композиции линейное, графическое.

В композиции с избой — правильно нарисованный фасад избы с флюгером, трубой, флагом, ступеньками; одинаковые деревья, маленькая схематичная фигурка человека. Флаг развевается в одну сторону, а дым стелется в другую. Композиция симметричная, цветовое решение частичное.

Преимущество рисунка с теремком очевидно в силу самой установки на выполнение задания. Сюжет прибаутки наполнен яркими, сказочными, впечатляющими образами.

Опытные учителя целенаправленно обращают внимание детей на этот прием и демонстрируют его на примере произведений художников, а также с помощью так называемого фланелеграфа (ворсистая поверхность фланели легко удерживает соприкосновение аналогичной поверхности в виде различных силуэтов предметов, позволяет быстро менять их положение). На нем удобно прикреплять разномасштабные силуэты предметов, например деревьев, и размещать их в разных положениях: ближе — дальше. Подобные действия можно легко демонстрировать с помощью графопроектора и, наконец, мелом на доске.

От класса к классу все заметнее использование признаков масштабности для композиционно-пространственных построений.

Другой признак передачи пространства — это отображение планов. Эти признаки появляются в детских рисунках весьма хаотично, вырастая из фризовых композиций в виде отдельных изображений, оторванных от горизонтали («Человек, дерево, дом». Рисунки детей старшей группы дошкольного возраста [см. с. 99]).Такие объекты изображаются как бы висящими в пространстве. Но тем не менее это своеобразная попытка ребенка показать удаленность предмета. Более реалистичный подход мы обнаруживаем в так называемых развернуто-плановых композициях.

Другим показателем развития пространственного видения специалисты называют рост глубинного видения. Психологические исследования А.А. Дубинской показывают, что «именно на младший и средний школьный возрасты приходятся основные приобретения глубинного зрения. С 7 до 15 лет происходит быстрое нарастание объема, точности и скорости этих зрительно-пространственных функций. Это совпадает с периодом младшего школьного возраста. Однако особые трудности и замедленность освоения правил чтения и построения рисунка детьми в 1 классе свидетельствует о том, что эффекты роста глубинного зрения сказываются не сразу, спустя один-два года после начала обучения» (цит. по книге Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко, с. 138-139).

Этот момент отчасти учитывается в методике преподавания изобразительного искусства. В основном следует наглядный показ и рекомендации изображать объекты, расположенные ближе к зрителю, на более низком горизонтальном уровне, чем объекты, расположенные дальше. При этом рекомендуется удаленные объекты изображать меньшими по величине, чем ближние. Но действительно, эти способности формируются не сразу, и имеют большое значение те методические приемы, которые учитывали фактор латентного периода их развития.

Наилучшие результаты в формировании глубинного видения пространства и его воспроизведения в рисунках детей дают занятия рисования с натуры. Несложные натюрмортные постановки являются хорошим объектом, на котором преподаватель в наглядной форме может объяснить пространственное соотношение предметов. На первых порах вполне достаточно разноуровневое расположение предметов, но впоследствии обязательно следует требовать передачи границы горизонтальной плоскости стола и вертикальной плоскости фона.

В школьных программах по изобразительному искусству уже для первого класса имеется требование формировать у детей этого возраста умений передавать в своих рисунках основания предметов более удаленных выше от нижнего края листа, чем ближних. Опять же эти умения наиболее успешно формируются при рисовании с натуры.

В истории мирового искусства известно, что прошло достаточно много времени, пока не появились композиции, показывающие переход от чисто ярусных построений к пространственным через изображение отдельных объектов, размещенных выше других. Известный греческий живописец V в. до н. э. Полигнот (Древня Греция. Вазопись)создал новую систему расположения многофигурной сцены, разместив фигуры одну выше другой на плоскости картины как бы на склоне горы. (А.П. Чубова и др., 1986, с. 26).

Заметная динамика здесь наблюдается и в процессе обучения младших школьников. От класса к классу все заметнее использование признаков планового построения для пространственных решений композиций.

В иллюстративном рисовании. Например, иллюстрирование басни Крылова «Ворона и лисица» может разнообразно раскрывать сюжет произведения. Так, композиция может быть выстроена через изображение на первом плане вороны, и тогда она смотрится намного крупнее, чем лиса. Подобное мы можем наблюдать в иллюстрировании сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес», сказки «Гуси-лебеди».

¦ . ¦

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Полигнот создал новую систему расположения многофигурной сцены, разместив фигуры одну выше другой на плоскости картины как бы на склоне горы. Пример, приведенный выше, иллюстрирует пространственное решение композиции, что было новым шагом в развитии мирового изобразительного искусства.

В наглядном показе на так называемом «фланелеграфе», когда предъявляются одни и те же изображения, но разных размеров, и предлагается сделать выбор выразительного построения композиции.

Закономерные тенденции в изобразительной деятельности детей проявляются в том, чтобы нарисовать «как в жизни», и приводят к тому, что в пейзажных композициях начинает появляться горизонт (Наташа Ш. «В лесу»[см. с. 58]; Оля П. «Человек, дерево, дом»).

Наивные изображения, в которых раскрашиваются конкретные объекты, а также небольшая голубая полоска в верхней части листа, обозначающая небо, типичны для дошкольников, а также встречаются и у младших школьников. На вопрос, почему не закрашивается средняя часть листа, ребенок говорит: «Это воздух, он прозрачный». По-своему очень верно, но в дальнейшем такое изображение ребенка уже не устраивает, он старается полностью заполнить лист бумаги цветом, и здесь возникает необходимость обозначения границы земли и неба.

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Высокий уровень решения композиции для ребенка 8 лет. Последовательность построения изображения —домик, дерево, девочка. Плановая передача пространства (фигура девочки и дерево на одном уровне, чуть повыше — основание домика). Имеет место четкое изображение горизонта. Дерево изображено на фоне травы и неба, фигурка девочки — на фоне травы. Трехмерное изображение домика с типичным решением кровли — совмещение треугольника фронтона с прямой вертикалью правой части домика. Очень выразительное дерево с мощными корнями и ветвями, с массой зелени листвы.

Линия в рисунке жесткая, проволочная.

Лист бумаги полностью заполнен цветом, хотя это весьма трудно сделать фломастерами. Черный цвет, который впоследствии под влиянием взрослых дети избегают использовать в рисовании, вполне гармонирует с общей цветовой организацией композиции, решенной в холодном колорите. Солнышко изображено без характерных лучиков, что упрощает его изображение на голубом фоне неба.

Зелень травы и зелень листвы дерева не различаются, что также является характерным в стереотипном восприятии окружающей действительности. Окна изображены светлыми на черном фоне стены домика. Ребенок чаще воспринимает окно изнутри здания и знает, что оно пропускает свет и что оно светлое. В данном случает ребенок изображает то, что знает, а не то, что видит.

Достаточно выразительное тональное решение рисунка — светлый силуэт ствола дерева на темном фоне травы, темный силуэт кроны дерева на светлом фоне неба и темный силуэт здания. Фигурка девочки так же выразительно решена в силу активного цветового контраста — фиолетовый цвет на фоне зеленого (тональный контраст отсутствует), лицо светлое, а прическа темная к фону зелени травы.

Опять же, это часто возникает спонтанно, но учитель в значительной мере может стимулировать процесс. Показывая произведения художников, анализируя конкретную ситуацию на природе, можно в доступной форме сформировать у детей умение передавать этот важный аспект построения реалистического изображения.

В пейзажных композициях это достаточно очевидно, но в таких изображениях, как интерьер, натюрморт, на первых порах важно, чтобы дети отображали границу пола и стены, стены и потолка, в натюрморте — границу горизонтальной и вертикальной поверхности.

От класса к классу все заметнее присутствие горизонта в рисунках детей.

Изображение горизонта, планов, масштабности — все это составляющие пространственной организации композиции, необходимые элементы перспективы изображения.

Мы выделяем также такой признак передачи пространства, как воздушная перспектива. В самостоятельной, спонтанной деятельности он не проявляется, но в результате целенаправленных действий легко усваивается детьми в изображениях пейзажа — дальний план (лес) может быть синим, голубым, розовым, фиолетовым и т. д. Это усвоение происходит в результате изучения свойств цвета, когда детям показывают, как можно получить цвета светлые и темные (светлота цвета) или глухие и звонкие (насыщенность цвета).

Воздушную перспективу можно уже обнаруживать и в живописных изображениях натюрмортов, когда фон и дальние предметы решаются сдержаннее и приглушеннее. В рисунках выразительность линии на дальних планах и на поверхностях, уходящих в глубину, теряет свою интенсивность, становится сдержаннее и мягче.

И наконец, в рисунках детей появляются такие признаки пространственного построения, о которых мы говорим, что они выполнены в системе перспективы. Наиболее доступный способ — построение в центральной перспективе.

У наиболее способных детей младшего школьного возраста появляются изображения дорог, рек, сужающихся к горизонту; изображения домов, крыши которых имеют явное сужение в глубину. Но целостной системы перспективного построения в силу своих возрастных особенностей они еще выполнить не могут.

Как показывает практика, навыки перспективных построений удается сформировать у детей только в результате специальных занятий под руководством художника-педагога на уроках изобразительного искусства в средних классах и на занятиях в системе дополнительного образования (студии, художественные школы).

Элементарные навыки дети получают при рисовании улицы в системе центральной перспективы. Здесь же закрепляются знания о линии горизонта, точке схода. Другим типичным заданием в школьной практике является изображение интерьера в системе центральной перспективы, но часто в таких рисунках линейное построение перспективы настолько осложняет задачу школьника, что сюжет теряет свою выразительность — мебель и люди слабо вписываются в пространственную ситуацию.

В начальных классах в единичных рисунках обнаруживаются отдельные признаки использования перспективных сокращений в изображениях отдельных объектов — дорога, река. В 5 — 6 классах этот показатель несколько улучшается, но явные признаки системы перспективных построений наблюдается у детей, специально занимающихся изобразительной деятельностью.

Освоение угловой перспективы — это результат целенаправленных занятий под руководством художника-педагога. В школьной практике это изображение с натуры гипсовых кубиков и параллелепипедов. Другие возможности раскрываются лишь в результате специальных занятий.

Динамика проявлений этого способа пространственного построения в рисунке в школьной практике очень незначительная. Отдельные объекты композиций как бы претендуют на решение в угловой перспективе, но целостные построения в угловой перспективе появляются только в результате специального обучения.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ РЕШЕНИЯ В ДЕТСКИХ РИСУНКАХ

О детских рисунках говорят много и в основном в возвышенных эпитетах. На выставках и конкурсах мы видим прекрасные образцы детского творчества. Но мало кто задумывается над тем, как вообще осуществляется изобразительная деятельность, каковы ее закономерности и каковы резервы возможностей проявления творчества в изобразительной деятельности.

Много спорят о том, какая действующая в средней образовательной школе программа лучше: «Изобразительное искусство», где руководителем авторского коллектива является B.C. Кузин, или программа «Изобразительное искусство и художественный труд», руководителем которой является Б.М. Неменский. Результаты работы по этим программам трудно сравнить, и никто этим не занимается. В этом отношении примечательны конкурсы, проводимые Императорской Академией художеств среди общеобразовательных учебных учреждений России с 1872 г. до самого начала Первой мировой войны. Одним из условий этих конкурсов было предоставление работ учащихся всего класса, что давало представление об уровне подготовки и результативности используемых методик. В дальнейшем подобные конкурсы в нашей стране не проводились.

Детские рисунки мы рассматриваем с позиций реалистического искусства. Реалистическое искусство — это правдивое воспроизведение действительности в художественных образах. Художественный образ — специфическая присущая искусству форма отражения действительности, раскрывающая общее через конкретное, индивидуальное и осуществляемая в творческом процессе художника (Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. С. 106— 107). Изобразительное искусство основано на созидательной способности человеческой руки, управляемой мозгом и глазом. И хотя и говорят о тождестве образа и предмета, изображения и изображаемого, на самом деле при отражении осуществляется преобразование действительности, в том смысле, что материальное в этом процессе превращается в идеальное. «Всякое искусство, — по словам В.В. Ванслова, — всегда условно, уже хотя бы потому, что материал его не тождественен действительности». Тем не менее художник использует весь арсенал доступных средств, позволяющий достоверно воспроизвести окружающую действительность: передача объема — светотеневой моделировкой; передача пространства — перспективой; передача настроения — колоритом, характером линии и т. д.

Насколько корректно сравнивать детские рисунки с произведениями изобразительного искусства? Биогенетическая концепция развития ребенка в изобразительной деятельности предлагает сравнивать начальные детские рисунки с искусством первобытных народов. Но такое сравнение несопоставимо ввиду явного отсутствия жизненного опыта у ребенка. И рисунок любого взрослого дикаря (Костя Н. «Ледовое побоище»;африканский художник «Сцена из жизни двух племен»),хотя часто и примитивен, намного содержательнее рисунка ребенка.

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Достаточно динамичная композиция, составленная из отдельных, в основном из парно образованных смысловых связей. Композиционный центр отсутствует — нет доминирующего, главного объекта изображения. О таких композициях говорят: нет целостности, дробное решение. Характерный пример неразвитого внутреннего плана действий, при котором ребенок не в состоянии представить столь сложную композицию. Можно также отметить и определенные недостатки в работе педагога, который мог заострить внимание юного художника на необходимости изображения главного героя и подчинения ему всех остальных персонажей.

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

Изображение, выполненное представителем одного из африканских племен. Сюжет композиции отображает сцену возращения угнанного стада животных. Выразительные, динамичные фигуры людей. Положительные герои выделены размером, более динамичны. В этом изображении много общего с детским рисунком, в определенной мере он дробный. В нем множество фигур людей, но при этом композиция четко разграничена на «своих» и-«чужих» и отсутствуют единичные связи. То есть налицо способность художника замыслить общую композицию изображения.

Художественно-образная выразительность композиции во многом определяется умением выделить главный объект изображения — композиционный центр (см. схему 5). В изобразительной деятельности детей можно отметить несколько характерных приемов выделения ведущего композиционного элемента:

— тоном,

— выделение цветом (контраст цветов),

— пробелом,

— размером,

— месторасположением,

— атрибутом.

Выделение ведущего элемента тоном — наиболее важный и значительный принцип организации композиции. Возможность выразительного решения композиционного центра (ведущего элемента композиции), а также других объектов изображения в первую очередь определяется грамотно выстроенными тональными отношениями. Под тональными отношениями понимается прежде всего отличие по светлоте одного объекта от другого — контрасты отношений светлого и темного. Эти позиции касаются не только монохромных изображений, но и живописных. В этом случае художники вводят такое понятие, как цветотональные отношения.

Рисунок по праву считается основой изобразительного искусства. Знания, которые закладываются в рисунке, обязательно обнаруживаются во всех направлениях изобразительной деятельности. Учащийся, допускающий нарушения тональных отношений в рисунке, обязательно повторяет эти недостатки и в живописи, в декоративном рисовании. У детей в тематическом рисовании продолжительное время изобразительная деятельность разделяется на два этапа: рисунок и живопись (рисование и раскрашивание). Можно часто видеть у них великолепные по замыслу выразительные линейные изображения и совершенно испорченное их продолжение в цвете. Это происходит и в силу недостаточных знаний ведения работы в цвете, но главным образом в силу непонимания выразительных свойств цветотональных отношений.

Старые мастера уделяли серьезное внимание проблеме цветотональных отношений. В качестве промежуточной стадии перехода от рисунка к живописи Ченнино Ченнини предлагал выполнять изображения

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

на тонированной бумаге, где в отличие от черно-белых отношений рисунка добавлялся определенной светлоты тон бумаги и вводились белила.

Развитие видения и воспроизведения цветотональных отношений в изобразительной деятельности — сложнейший аспект организации учебного процесса (Миша К. «Пейзаж с домиком»).Специалисты лишь в отдельных случаях отмечают работы детей, в которых эти способности проявляются. Проявляются спонтанно у дошкольников и младших школьников, поскольку этим вопросам совершенно не уделяют внимание учителя начальных классов. Учителя-предметники также мало уделяют внимания вопросам тональной выразительности как декоративных, живописных, так и чисто рисуночных изображений. В профессиональной подготовке художников эта проблема также является наиболее сложной.

В рисунках дошкольников цветотональные отношения можно рассматривать лишь в отдельных случаях, поскольку большинство из них не имеют еще полного цветового (тонального) решения. Проблемы с цветотональными отношениями начинают возникать у детей младшего школьного возраста, когда перед ними ставится задача полного цветового заполнения изображения.

Проблемы цветотональных отношений в изобразительной деятельности детей можно решить, если дети будут понимать целенаправленные действия педагога.

Развитие способностей выделять главный элемент изображения тоном и видеть тональные отношения должно осуществляться в процессе всего разнообразия изобразительной деятельности детей, начиная с дошкольного возраста: при выполнении декоративных заданий, особенно аппликации, где возможен конкретный подбор отношений в тоне различных оттенков цветной бумаги {Саша Ф. «Цветок с бабочками»[см. с. 57]); при демонстрации на так называемом «фланелеграфе» подбора различных цветовых силуэтов, особенно в работе с натуры над натюрмортом, когда имеется ясность в тональных различиях различных предметов; при анализе произведений художников.

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»
Выделение композиционного центра цветом — прием наиболее часто встречающийся в рисунках маленьких детей. Дети совершенно спонтанно раскрашивают своих героев в яркие цвета — красные, желтые, оранжевые (одежды) и сопоставляют их с другими персонажами или предметами, раскрашивая их в контрастные цвета: желтый — синий, красный — зеленый, оранжевый — голубой. Не имея ясного представления о том, что должно получится на рисунке, маленькие дети обычно начинают рисовать с главных объектов, и раскрашивать их начинают в первую очередь, а затем прибавляют другие цвета (Маша П. «Верблюд»).

«Верблюд». Маша П. 7 лет. Гуашь (см. цвет, вклейку рис. 27)

Выразительность изображения достигается благодаря так называемым «пробелам». Тональное решение изображения, т. е. светлотные отношения коричневого, синего и красного — всех использованных цветов — по сути одинаковы и легко слились бы без присутствия белых разрывов фона бумаги.

Подобный результат достигается своеобразной последовательностью действий юного художника. Сначала на-

Рисунки учащихся 3 класса на тему «хоровод»

От возраста к возрасту использование приема ярко выраженного цветового контраста заметно сокращается. Если у дошкольников, у первоклассников таких рисунков встречается достаточно много, то затем яркость цветовых построений ухудшается. У дошкольников выразительность цветовых отношений часто не прослеживается ввиду отсутствия полной заполняемости изображения цветом. У школьников 5 — 6 классов наблюдаются более тонкие отношения в передаче контраста цветов, выстроенные на понимании таких качеств цвета, как светлота и насыщенность, но количество таких работ очень незначительное.

Как можно объяснить это? Скорей всего наивность и простота в использовании красок постепенно заменяется более сложными представлениями об их использовании. Социальный опыт раскрывает перед ребенком великое разнообразие окружающего мира, и он не успевает уложиться в новые представления, а учителя не замечают этих новых проблем, возникающих в изобразительной деятельности.

Формирование навыков выразительного построения цветовых контрастов для выделения главного элемента изображения у дошкольников и младших школьников лучше всего начинать на занятиях декоративным рисованием (аппликация). Подбор бумаги соответствующих контрастных цветовых тонов должен следовать принципу «фигура — фон», т. е. зеленый цвет на красном фоне должен быть заметно светлее или темнее.

Хорошо закрепляются эти навыки на занятиях рисования с натуры. Удачно поставленная натурная постановка на контрастных отношениях (натюрморт) должна иметь ясные тональные различия. При этом контрасты должны обыгрываться сопоставлением цвета насыщенного для главного предмета и фона сдержанного, малонасыщенного по цвету, приглушенного.

Постепенно цветовые контрасты типа «фигура — фон» должны обогащаться более тонкими цветовыми построениями.

Выделение композиционного центра «пробелом» — наиболее типичный пример организации композиций дошкольников и младших школьников. Появляется он в силу неразвитых двигательных навыков и неумения последовательно вести работу. Так, начиная раскрашивать рисунок с главного, дети сталкиваются с необходимостью раскрасить фон (небо). Затруднения в движениях руки и боязнь испортить главное приводят к тому, что ребенок оставляет вокруг него своеобразный ореол — участок белой бумаги, который удивительным образом и придает выразительность всему изображению. Особенно это выгодно выглядит, когда тональные отношения между фигурой и фоном не выделены (Маша П. «Верблюд»).

Этим приемом очень эффектно пользовался известный советский художник Е.Е. Моисеенко. Его персонажи и отдельные предметы неожиданно вырываются из окружения лишь за счет размытости и разбеленности, своеобразного ореола вокруг них («Черешня»).

Класс-жизнь после 1 серия (Эстония)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: