Роль литературы в ознакомлении детей с природой

К. Ельникова Дошкольное воспитание 1979 № 6 С 23-25

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Научно-популярная и художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

Книги о природе для детей дошкольного возраста разнообразны по жанрам. В них в простой и занимательной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы.

Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе.

Дети очень любят сказки В. Бианки о животных с занимательным сюжетом. К ним можно отнести такие, как «Кто чем поет», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Лис и мышонок». Автор дает яркие и меткие характеристики животных, знакомит детей с их приспособлениями к условиям жизни, что имеет большое воспитательное и познавательное значение. Например, не все дети знают, какой у дубоноса крепкий и сильный клюв. Он своим клювом может расколоть даже вишневую косточку. А дятел — прекрасный мастер — без долота и циркуля выдалбливает великолепное дупло.

Яркие образы героев-животных надолго сохраняются в памяти детей. Это и красноголовый воробей, и ласточка-береговушка, и сова. Из сказки В. Бианки «Лис и мышонок» дети узнают о том, что лисы охотятся за мышами, а мыши живут в норках, в которых есть спаленки и кладовочки с боковыми ходами-отнорочками. «А я от тебя в отнорочек — и был таков»,— говорит мышонок лису. Сказки помогут детям ответить на многие вопросы: для чего нужны зверям хвосты, какие птицы выводят птенцов зимой и др.

Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чем не бывало. Подкрепить то, что дети узнали из сказки, можно несложным опытом.

Действительно ли сохраняется зимой трава? Для этого нужно на небольшом участке расчистить снег лопатами, пока не покажется трава. Потом железной лопатой вырубить пласт травы с землей, положить в ящик, принести в группу и поставить на подоконник. Через некоторое время принесенный пласт зазеленеет. И дети убедятся в том, что действительно траве под глубоким снегом не страшны зимние морозы.

Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, проведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят воспитателя ответить на многие вопросы. Все это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

Интересны сказки О. Иваненко «Спокойной ночи!», «Сосулька», Н. Павловой «Зимняя пирушка», рассказывающие о неповторимой красоте природы, о жизни лесных обитателей. Они помогают детям лучше понять явления природы, научиться, например, зимой распознавать деревья.

После чтения книг, экскурсий в природу можно провести викторину о деревьях: «Как найти зимой в лесу осину?», «Как можно зимой узнать березу?», «Как зимой среди других деревьев отыскать дуб?». Дети отвечают, цитируя тексты сказки: «Березку нетрудно найти, с опушки видно, как березнячок белеет»; «Осинки тоненькие, пряменькие, серо-зеленые, а кора у них горькая»; «Дуб большой, толстый да корявый, а на его веточках зимой, как флаги, висят засохшие листья».

Такие викторины способствуют обогащению детей знаниями о характерных особенностях деревьев. Сказки, соответствующие жизненной правде, дают детям много полезных сведений о природе.

Необычайно поучительна книжка Н. Сладкова «Жизнь на песке» (Детская литература, 1973). Автор в доходчивой и увлекательной форме преподносит маленькому слушателю в своих коротких рассказах сведения о том, какие растения и животные встречаются на юге нашей страны, где «жаркое синее небо и желтое море песка». Жизнь на песке удивительна. Вот растение пустыни — саксаул, у которого нет листьев. Здесь и сетчатая ящерка, от которой никакая вредная личинка не спрячется, потому что у нее «нос сквозь песок чует».

Живет там и ушастая круглоголовка, и удав-чик агама, и варан, и красивая, но злая и ядовитая змея гюрза. Но, пожалуй, самое интересное то, что в пустыне, так же как и в наших лесах, живут ежи. Узнают дети из книги и о том, что в пустыне такие огромные птицы, как орлы-беркуты, «строят» очень прочные и большие гнезда на саксаулах. Есть там и маленькие саксаульские воробьи, и саксаульская сойка, которая очень быстро бегает и громко кричит «чир-чире».

Книга И. Акимушкина «Это все кошки» (Малыш, 1975) ценна тем, что в ней автор в определенной логической последовательности знакомит детей с животными из семейства кошачьих. Кошку все хорошо знают, но где, когда и для чего она была приручена, им неизвестно, не все ее характерные особенности знакомы.

Дети получат интересный познавательный материал о родственниках кошки: диком коте, который «как прыгнет, как выскочит, зафыркает, зашипит — шерсть дыбом, спина дугой, хвост трубой…». Узнают, что родственниками кошки являются рыси. Встречаются они в лесах Подмосковья, в Сибири и в Америке, в Африке и в Азии.

Дети узнают много интересного о красавце леопарде, который не умеет плавать и, как всякая домашняя кошка, не любит купаться.

А лев — царь зверей, хотя ни на кого прямо не смотрит, но его боятся все. Что же касается снежного барса, то «детеныши его живут в гнезде, которое мать утепляет шерстью, вырывая ее у себя на брюшке», а «гепард — самый быстрый зверь на земле, скачет быстрее быстрого ветра». Ящер и бегает, и лазает, и плавает отлично. Пума, «как уверяют индейцы,— друг человека, сама никогда не нападает на людей».

Эти интересные сведения дети узнают из книг, прочитанных воспитателем.

В последние годы издано много книг о заповедниках нашей страны. Вот, например, книга Ю. Крутогорова «Рассказы про «Тигровую балку» (Малыш, 1977) знакомит детей с одним из замечательных заповедных уголков нашей страны «Тигровой балкой».

Автор рассказывает о заповеднике. Заповедовать— это значит запрещать, приказывать. В заповедниках запрещается рубить деревья и кустарники, охотиться на зверей и птиц. Пусть они растут и живут, пусть их будет больше, пусть их никто не трогает. В коротких рассказах в доходчивой и увлекательной форме Ю. Крутогоров повествует об олене-цветке, о красавице кобре, которая ночью сторожит лодку, о петухах-фазанах, о сером варане, об орле-змеееде и других обитателях джунглей. Детям станет понятнее, зачем оленю белые пятна, почему нужно беречь и охранять леса.

Книга Р. Папиквена «Заповедник в степи» (Детская литература, 1977) прекрасно иллюстрирована цветными фотографиями автора. В ней очень увлекательно и. доступно рассказывается о заповеднике Аскания-Нова, где люди выращивают, лечат, изучают и охраняют таких редких животных, как антилопа, лань, лама, зебра, буйвол. А какие необыкновенные птицы поселились на асканийских прудах! Здесь живут и самая крупная на земле птица — африканский страус (рост которого достигает трех метров), золотистый и серебристый фазаны и венценосные журавли, необыкновенно нарядные своими хвостами-веерами павлины и фламинго.

Дети из книг узнают, что люди создали животным новые условия, близкие к тем, в которых они жили когда-то. Жители далеких южных стран, они почти перестали бояться людей и стали размножаться в новых условиях.

Из книги Г. Снегирева «Как животных цвет защищает» (Малыш, 1978) дети узнают о необыкновенной приспособляемости некоторых животных к природным условиям. Окраска надежно скрывает животных от их врагов: «Идешь по лесу и слышишь только шорохи да писки, а самих зверей нет».

Вот выпь — «птица ночная, днем стоит на одной ноге, ночи дожидается…». Она умеет затаиваться. Если заметишь выпь среди тростников и подойдешь к ней, она не взлетит, как другие птицы. Только прижмет перья, вытянет шею и становится похожа на прошлогодний бурый тростник.

Тигренка тоже маскирует тростник, вся тигровая шкурка полосками разрисована, и не поймешь, где полоска тигриная, а где тростник.

Дети знают, что у зайца много врагов: и лисицы, и волки… Но зайцы хорошо маскируются. Летом заяц серо-бурый, а зимой белый, и его трудно заметить.

А вот рябчик. Он весь рябой. Сам пестренький, на спине полосочка. К листьям прижмется, глаза закроет, не шелохнется, и трудно его заметить. Не только человек, но даже лисица и та рябчика с трудом найдет.

Из рассказов В. Дацкевича «Цветные плавнички» (Детская литература, 1972) дети узнают о том, что очень подвижные, с разноцветными и пышными плавниками гуппи были выведены любителями-аквариумистами. Интересно ведет себя сомик. Когда он сыт, то на песке лежит да только усами шевелит. Ну, а если голоден, то носится по всему аквариуму, пищу для себя ищет.

Дети с большим интересом начинают наблюдать за обитателями своего аквариума.

В работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат интересный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнышке, значит, скоро прекратится, ворона хохлится — к дождю, ласточка прилетела — скоро гром загремит.

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Плещеева, Майкова, Бунина, Тютчева, Блока. Чтение стихотворений способствует пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому, желания защищать это живое и прекрасное.

Ознакомление детей с природой дает лучшие результаты, если воспитатели в своей работе сочетают использование литературы с проведением наблюдений в природе. Наблюдения необходимы ребенку, как солнце, воздух и влага необходимы растению, писал В. А. Сухомлинский.

Детские книги, как правило, хорошо иллюстрированы, это делает более доступным, понятным и эмоциональным содержание излагаемого материала. Воспитатель может использовать в работе с книгой и отдельные произведения изобразительного искусства. Это могут быть картины и репродукции Левитана, Шишкина, пейзажи Поленова, Саврасова, Юона, которые вызывают у детей чувство любви к Родине, помогают лучше видеть, понимать и любить природу своего края.

Рассматривая пейзажи, дети восторженно отмечают: «Как красиво, будто в настоящем лесу!» Читая книги, гуляя в парке, сквере, поле, лесу, дети острее воспринимают окружающую их действительность: «Какой красивый зимний лес, как на картине!»

Речь детей становится выразительней, в ней появляются новые яркие образные выражения: «снег точно вата», «царство снега», «мохнатые лапы ели», «мягкие снеговые шубы», «волнистые туманы», «хмурая, дождливая осень», «трава полна прозрачных слез», «принакрылась снегом, точно серебром», «распустились кисти белой бахромой».

Таким образом, используя различные приемы и методы работы с книгами, подкрепляя и дополняя прочитанное наблюдениями в природе, работая с произведениями искусства, воспитатель формирует у детей любовь и уважение ко всему живому, к окружающему нас прекрасному и разнообразному миру растений, животных, птиц.

Все это способствует формированию нравственных и эстетических качеств юных граждан нашей страны.

К. ЕЛЬНИКОВА

Видеоотчет \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: