Роль политических символов, как формы воспроизводства и пропаганды содержания идеологии.

Политическая символика — неотъемлемая часть политики и связанных с нею идеологий в частности.

Политика является специфической областью общественной жизни, а символика служит языком политики. Поэтому исследование сущности, содержания политической символики и ее функций имеет практическое и теоретическое значение. Научных исследований, посвященных изучению роли символов в политике, чрезвычайно мало, как правило, разрабатываются отдельные аспекты данной проблематики. Несмотря на актуальность изучения заявленной темы в нашей стране это политологическое направление развивается слабо.

Существование политики без символов не возможно. Символ стал одним из базовых элементов построения и осмысления политической реальности. Становится неоспоримым и актуальным факт необходимости исследования политической реальности, как с объективной, так и с символической стороны. Ведь в сознании людей формирование картины политического мира на уровне индивида и общества огромное влияние оказывают традиции, обычаи, символы и мифы, относящиеся к сфере символического.

Специфическая роль символов в политике.

Политические символы выступают как своего рода образы, действия, побуждающие людей к действию и влияющие, прежде всего на эмоции. В данной интерпретации политическая символика является инструментом осуществления политической власти – мощным средством психологического воздействия. Так, представители психоанализа рассматривают символ не как атрибут осознанной деятельности человека, а как проявления бессознательного в культуре и психике отдельного индивида. Именно в бессознательном К.Г. Юнг видел происхождение символа.

В основном символ — это образ (идея, знак) представляющий и подразумевающий в себе два разных смысла свой и, предписанный ему обществом. В данном русле политическая символика возникает с необходимостью обеспечения участия в политике большой массы людей. Да и процесс политической реальности связан с восприятием обществом политической символики. «Символ характеризуется многослойностью и многозначностью… составляет средство общения между людьми, призванное представлять тот или иной объект, социальную общность, идею и т.д.».

Для стран, долго пребывающих в состоянии общественно-политического хаоса, исследование политических мифов особенно важно.

Стоит заметить, что изучение политической символики происходит на стыке наук: политологии, культурологии, социологии, семиотики, психологии, антропологии, что дает основания для многоуровневой классификации. Символы, относящиеся к сфере политики разнообразны к ним относят стиль политической речи, обороты выступлений, политические декларации, специфические политические национальные праздники, официальные визиты, и кроме этого архитектуру официальных зданий и монументов и даже стиль одежды.

Классификацию политической символики можно представить следующим образом:

•Национально-государственная политическая символика (герб, гимн, флаг).
• Архитектурные комплексы (здания, сооружения — Верховная Рада, Кремль и проч.). Московский Кремль, китайская стена, Белый Дом, и т.п.).

1. Национально-государственная политическая символика (герб, гимн, флаг; эти же формы символики используются и различными организациями иного порядка);

2. архитектурные комплексы (Московский Кремль, китайская стена, Белый Дом, и т.п.);

3. памятники политическим деятелям, мемориалы, посвящённые историческим событиям;

4. знаки отличия, регалии высших лиц государства, форма одежды, ордена, медали, значки и пр.;

5. Денежные знаки (на них часто нанесены символы, имеющие отношение к стране), их положение среди других валют может символизировать экономический и политический статус государства;

6. политическая топонимика (наименования улиц, городов, стран и т.д.);

7. Ритуально-процессуальная символика: многие политические мероприятия — ритуал, предусматривающий соблюдение определенных процедур (заседание парламента, вступление главы государства в должность, проведение национального праздника и т.д.);

8. Наглядно-агитационная символика: все виды наглядной агитации, относящиеся к политической рекламе (лозунги, плакаты, флаги, портреты и т.д.);

9. Политико-музыкальная символика (в определенные моменты истории символическими могут быть народные, революционные песни, популярные мелодии);

10. Предметно-объектная политическая символика (предметы или объекты, особо значимые для данной национальной общности: Царь-пушка и Царь-колокол в России, Гора Афон в Греции, зуб Будды в Шри-Ланке и т.д., зловещую символическую роль играет оружие, особенно ядерное);

11. Люди как политические символы (политические лидеры — Ленин, Линкольн, Наполеон и др.; легендарные герои — Илья Муромец, Вильгельм Телль, Робин Гуд; вымышленные персонажи — Джон Буль в Англии, дядя Сэм в США);

12. Условно-графическая символика, включающая геральдические знаки (всевозможные звезды, кресты, львы, грифоны и т.д.);

13. Политический язык (специальная терминология, особые языковые конструкции, применяющиеся в политической практике: Господин, Товарищ, Ура; кроме того, в контексте, это может быть любое написаное или произнесённое, как особый символ, слово);

14. Политическая мода и стиль (общие пристрастия сторонников какого-либо движения, выраженные в одежде, поведении и т.д.);

15. Символы места и времени (Советское время, Викторианская эпоха, эпоха Петра Первого, и т.д.; границы, столицы, национальные праздники, нередко привязывают к этой символике);

Создание, закрепление, воспроизводство идентичности нации и государства заключается в государственных символах. Символ служит для сосредоточения и описания основной идеи, явления или понятия политического. Государственная символика является специфическим средством общения между народами и способна дать понятие о конкретной социальной общности, раскрыть центральную идею государства.

Государственный символы чаще всего представлены эмблемами — герб, флаг и прочие атрибуты воплощения идей государственно-национального единства. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Возникновение символов может происходить по-разному, хаотично в процессе жизни общества, либо целенаправленно и навязывается властью. Политические лидеры всегда создают национальные символы как основу для их политического курса.

Если говорить об отношении населения к государственной символике, как к выражению духа страны и ее элиты, то можно судить о степени поддержки существующего строя, эффективности той или иной политики, идеологии.

Важную роль в формировании и распространении государственной идеологии играют средства массовой информации (СМИ). СМИ – совокупность средств распространения информации с помощью технического инструментария ( пресса, справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись и т.д.).

Идеологические функции СМИ:

— информационная – информирование населения о социально-политической, экономической и т.п. ситуаций в стране и мире, характеристика отношений между субъектами политических, а следовательно, и идеологических, процессов;
— корреляционная – анализ, объяснение, комментирование и интерпретация информации, прежде всего в интересах официальной и легитимной власти, исходя из доминирующих политических и идеологических принципов и норм;
— континуитивная – распространение господствующей в жизни общества культуры и поддержка общности социальных ценностей и норм морали;
— идеологическая – влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации населения, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения;
— развлекательная – ориентирована на сглаживание социальных противоречий и ослабление социально-политической напряженности в обществе (СМИ как клапан для выпускания пара»);
— мобилизационная – формирование у людей мотивов к тем или иным действиям, активное участие в проведении политических кампаний;
— рекламно-справочная – удовлетворение практических запросов в связи с миром увлечений разных слоев населения (сад-огород, туризм, спорт, коллекционирование и т.п.).

Разведопрос: Михаил Васильевич Попов о профсоюзном движении


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: