Роль тренера в системе управления подготовкой юных боксеров.

Центральной фигурой в управлении является тренер. Для того чтобы спортивная тренировка стала действительно управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер принимал решения с учетом результатов объективных измерений. В ходе выполнения основных функций по планированию, организации и проведению учебно-тренировочного процесса он реализует указания и рекомендации других специалистов. Их помощь тренеру в виде соответствующей информации и заключений особенно необходима при определении исходного уровня подготовленности юного спортсмена, его спортивной пригодности, соответствия модельным характеристикам, а также проведения комплексного контроля на различных этапах годичного цикла и анализа выполнения плана тренировки.

Принципиальный смысл управления тренировочным процессом заключается в изменении состояния системы, т.е. в целенаправленном переводе ее на новый, более высокий и заранее намеченный уровень. Контроль хода данного процесса обеспечивается путем оценки эффекта, достигаемого преимущественно на двух уровнях управления — на уровне состояния спортсменов (контроль за влиянием задаваемых нагрузок на состояние) и на уровне внешних взаимодействий спортсменов (контроль за изменением их характеристик при изменении состояния). На основании сопоставления эффекта, достигнутого на данных уровнях, с модельными значениями принимаются соответствующие решения по дальнейшей тактике управления ходом тренировочного процесса. С.В. Сайфуллин [191 — Сайфуллин С.В. Компьютерное моделирование тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу и методика их совершенствования: дисс. … канд. пед. наук / С.В.Сайфуллин; РГАФК. – М., 1999.] утверждает, что одним из центральных в теории управления является вопрос о функциях управления. Он раскрывает сущность и содержание управления деятельностью на всех уровнях такого управления. Выделение в управлении отдельных функций — объективный процесс силу сложности подготовки спортсмена и управления этим процессом. В спортивных играх управление поведением спортсменов реализуется на основе оперативного анализа игровой деятельности, путем выявления основных ошибок в технике, тактике, единоборстве, в защите и нападении и т.п. В скоростно-силовых и сложно-координационных видах спорта, единоборствах управление поведением спортсменов в отдельных занятиях и соревнованиях оценивается на учете сиюминутных реакций на задаваемые нагрузки и направлено на оптимизацию поведения спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей поведения соперников. Появление чрезвычайно интересных разработок по использованию средств срочной информации существенно расширило потенциальные возможности управления. Современные технические средства позволяют практически мгновенно регистрировать и доводить до спортсменов информацию о динамических и кинематических характеристиках движений, реакциях основных функциональных систем, их соответствие заданным параметрам. Во многих видах спорта нашли применение кардиолидеры, обеспечивающие возможность оперативного регулирования интенсивности двигательной деятельности по данным частоты сердечных сокращений; ритмолидеры (световые и звуковые), позволяющие существенно облегчить формирование оптимальной ритмической структуры движений. Для создания оптимальной динамической структуры движений в различных видах спорта применяются электростимуляционные лидеры, обеспечивающие принудительное сокращение мышц, несущих основную нагрузку в заданный момент движения. Обеспечению возможностей осознания спортсменами правильной последовательности напряжения мышц могут служить и технические средства, позволяющие ему контролировать процесс «включения» и «выключения» мышечных напряжений по появлению звуковых тонов, каждый из которых соответствует активному состоянию какой-то определенной мышцы. Вообще, уже сейчас можно считать, что внедрение новых методических приемов, рационализирующих процесс обучения и тренировки посредством индикации последовательности и величины мышечных усилий, а также управления данными напряжениями через рациональную организацию активизационных воздействий, раскрывают перспективы существенного обогащения возможностей тренеров, пока еще использующих лишь методические приемы, основанные на словесных инструкциях, показе и демонстрациях видеозаписей.М.Я. Набатникова [160 — Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. — М.: Физкультура и спорт, 1982. – 24 с.] утверждает, что для повышения эффективности управления подготовкой спортивных резервов важным фактором является соблюдение правильной методологической линии для отдельных групп видов спорта. Определение меры оптимальности той или иной системы проводится путем сравнительного анализа, но в результате динамичности возрастных особенностей юных спортсменов сопоставление каких-либо абсолютных показателей на различных этапах многолетней подготовки либо невозможно, либо нецелесообразно. Однако в результате динамичности возрастных особенностей юных спортсменов сопоставление каких-либо абсолютных показателей па различных этапах многолетней подготовки либо невозможно, либо нецелесообразно. Именно поэтому в юношеском спорте в качестве ведущей выступает концепция нормативных соотношений, предусматривающая установление количественных и качественных характеристик системы подготовки юных спортсменов и выявление ее особенностей на основе относительных величин. А.В. Уфимцев [232 — Уфимцев В.А. Оценка процесса моделирования двигательной деятельности высококвалифицированных хоккеистов: дисс. … канд. пед. наук / В.А.Уфимцев; УралГАФК. — Челябинск, 1995.] в свою очередь подчеркивает, что эффективность системы управления тренировкой юных спортсменов в значительной мере зависит также и от четкой и научно обоснованной постановки стратегических и тактических целей подготовки. Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков [205 — Смирнов Ю.И. Спортивная метрология : учеб. для студ. пед. вузов / Ю.И.Смирнов, М.М.Полевщиков. — М.: Академия, 2000.] говорят, что эффективность управления определяется уровнем достигнутым целевых сдвигов применительно к затраченным временем, силам, материальным расходам.Ю.Д. Железняк [165 — Педагогическое физкультурно-спортивнное совершенствование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка / Ю.Д.Железняк, В.А.Кашкаров, И.П.Кравцевич и др. – М. : Академия, 2002. – 45 c.] делая заключение, говорит о том, что эффективное управление заключается в воздействии на управляемый объект таким образом, чтобы он переходил из исходного состояния в заданное на основе выбора из некоторого числа воздействующих факторов; чрезмерная ограниченность или избыток выбора снижает эффективность процесса управления из-за того, что наиболее эффективные воздействия могут остаться вне поля зрения.

Ю.М. Портнов [184 — Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М.Портнов. – М.: РГАФК, 1996. – 268 с.] отмечает, что процесс управления подготовкой спортсмена имеет свои особенности, связанные с тем, что осуществляется управление живым организм – сложной биологической системой, находящейся в непрерывном развитии под воздействием многих факторов. Таким образом, управление процессом спортивной тренировкиМ.Я. Набатникова представляет схематично (схема 2).

Фазовое состояние Спортсмена Прогнозируемое состояние Спортсмена
Исходные показатели Модельные характеристики
Соревнова- тельной деятель- ности Основных сторон подготов- лености Функцио- нальной подготов- ленности Соревнова- тельной деятель- ности Основных сторон подготов- ленности Функцио- нальной подготов- ленности
Построение тренировки Комплексный контроль
Структура тренировочного процесса Система тестирующих процедур и контрольных нормативов
Содер- жание основных компо- нентов подго- товки Параметры Трении- ровочных и соревно- вательных нагрузок Последова- тельность Различных звеньев (занятий, этапов, периодов) трени- ровочного процесса Норма- тивные по казатели учебно- трениро- вочного процесса Соревнова- тельной деятель- ности Основных сторон подготов- ленности Функцио- нальной подготов- ленности

Приведенная схема 2 [160 — Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. — М.: Физкультура и спорт, 1982.– 27 c.] может быть использована на каждом из этапов многолетней тренировки. Она предусматривает определенные элементы управления, необходимые для перевода юного спортсмена с одного уровня мастерства и подготовленности на другой, качественно новый уровень, в соответствии с поставленной целью и задачами. Особо следует подчеркнуть, что целевой показатель (целевая величина), которого должны достичь юные спортсмены на том или ином этапе многолетней подготовки, может иметь самое различное выражение, а не только быть в виде спортивного результата.

М.Я. Набатникова [160 — Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. — М.: Физкультура и спорт, 1982.– 27 c.] говорит о том, что управление в процессе тренировки (см. схему 2) предусматривает со стороны тренера ряд последовательных действий (при этом учитывается целевая установка):

Получение исходной информации о состоянии подготовленности спортсменов; определение сильных и слабых сторон; уточнение общей и частных задач. Ознакомление с модельными характеристиками, обеспечивающими достижение целевого показателя. Ориентация на модельные показатели, на которые должен выйти юный спортсмен, объясняется необходимостью как достижения более гармоничного развития, так и требованием избежать преждевременного форсирования подготовки. В юношеском спорте на первое место выдвигается эффективность базовой тренировки, которая должна обеспечивать детям и подросткам надежную основу для дальнейшего их спортивного совершенствования.

Эффективность — категория относительная, но о ней можно судить лишь в сравнении с чем-либо. При сравнении полученных данных с модельными показателями можно выявить, в какой мере полноценно осуществляется тренировочный процесс. В этом случае модельные показатели выступают в качестве эталонных величин критерия эффективности. Подготовка юных спортсменов, не базирующаяся на применении критерия эффективности, на основе которого сравнивается результативность различных систем тренировки, во многом теряет свою целенаправленность, конкретность и действенность.

Третье действие, причем наиболее важное по степени значимости и системе управления, предусматривает построение тренировки, обеспечивающей достижение юными спортсменами как модельных характеристик, так и планируемых показателей. Из многочисленных вариантов методических подходов и способов повышения уровня общей и специальной подготовленности юных спортсменов необходимо отобрать такие оптимальные варианты, которые и наибольшей степени отвечали бы поставленным целям и реально имеющимся возможностям. Отсюда вопросы планирования и нормирования тренировочных нагрузок, эффективной их структуры, соотношения основных компонентов подготовки, выбора наиболее рациональных средств и методов тренировки и другие приобретают первостепенное значение.

Деятельность тренера при составлении программы всегда связана с выбором вариантов решения. Она должна базироваться на знании общих закономерностей многолетней подготовки, возрастных особенностей юных спортсменов, тенденции развития своего вида спорта и др. Надо не просто разработать план и программу тренировки, но и добиться, чтобы они наилучшим образом служили бы достижению тех задач и тон цели, для которой они создаются. При этом руководящим должно стать положение — достижение только необходимых показателей при минимальной затрате времени, И в этом аспекте критерием требуемого на различных этапах годичного цикла могут служить должные контрольные нормативы.

Оценка эффективности избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. Здесь вступает в действие система комплексного контроля, задача которого состоит в оценке решений после того, как они воплощены в жизнь. Контроль предусматривает определенные нормативные показатели, которые должны быть достигнуты юными спортсменами, сравнение этих показателей с тем, что произошло на самом деле, и принятие соответствующих коррективных мер.Анализ результатов, подведение итогов и определение последующей целевой установки.

Ю.М. Портнов [184 — Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М.Портнов. – М.: РГАФК, 1996. – 273 с.] говорит о том, что практике управления тренеру приходится наиболее часто принимать следующие виды решений:

v корректирующие отдельные стороны подготовки;

v оптимизирующие тренировочный режим на конкретном этапе;

v перестраивающие программу тренировки в целом;

v уточняющие план и программу индивидуальной подготовки того или иного игрока.

Реализуя эти решения тренер, в первую очередь, опирается на фундаментальные черты команды, а именно:

O творчество — самостоятельность,

O сплоченность — взаимопомощь,

O ответственность — организованность,

O дисциплинированность — трудолюбие.

Тактика управления не должна быть жесткой, должна базироваться как на специализированном, так и на децентрализированном принципе и включать план и ориентирующую программу, при которой определенным образом направляется инициатива, повышается активность, мобилизуются творческие силы игрока на систематическое ведение самоконтроля за ходом индивидуальной подготовки и самочувствием.

Известный тренер А.П. Кочетков [А.П.Кочетков. – М.: Астрель: АСТ, 2002. – 150 c.] описывает управление следующим образом: «Весь ход чемпионата станы убедительно свидетельствует о важнейшем значении эффективного управления в течение всего сезона, на весь период работы главного тренера данного коллектива. Главный тренер понимает, что достижение высокого результата требует от него мобилизации всех имеющихся резервов, в том числе и связанных с совершенствования управления командой. Бокс любого уровня представляет собой сложную систему, управление которой требует от главного тренера знания всех ее составляющих, строгого контроля за их работой. Это позволит ему избежать ошибок в профессионально-педагогической деятельности. Четкая, подуманная система работы обеспечивает высокую эффективность в руководстве.

Управление требует знания некоторых исходных данных о ее состоянии на конкретный период. Это знание турнирного положения, физического состояния боксеров, технико-тактической подготовленности, морально-волевого настроя, материально-технического обеспечения, отношения регионального и т.д.». Автор также полагает, что знание принципов управления нужны как тренерам, начинающим профессионально-педагогическую карьеру (например, после окончания института, Высшей школы тренеров), так и тем, кто уже имеет опыт руководства. Управление связано с определением способа его организации, т.е. совокупности правил, по которым оно совершается, полностью определяющих течение всего процесса в различных условиях. Если такие правила выработаны главным тренером, то количество ошибок в управлении и поведении боксеров сводится к минимуму, что положительно сказывается на результатах. Управление в спортивных играх стало предметом научных исследований. Все это свидетельствует о роли и значении для главного тренера знаний в управлении в целях эффективного руководства и достижения результата.

Указанные проблемы управления определяют поведение и деятельность главного тренера. Воздействие главного тренера на решение перечисленных проблем будет неодинаковым, но ни одна не останется без его внимания. Осознание целенаправленных действий позволит главному тренеру видеть работу по управлению в целом, выявить сильные и слабые стороны в функционировании, соответственно корректировать деятельность и совершать меньше ошибок.

А.П. Кочетков [113 — Кочетков А.П. Управление футбольной командой / А.П.Кочетков. – М.: Астрель: АСТ, 2002. – 166 c.] говорит о том, что от хорошей организации учебно-тренировочного процесса зависят эффективность каждого занятия, повышение мастерства футболистов. Основная часть творческого процесса управления командой приходится на тренировки. Улучшение игры команды, ост и стабилизация мастерства футболистов прежде всего достигаются повседневной, будничной тренировочной плюс индивидуальной, чаще самостоятельной работой. Чем выше мастерство футболистов, тем труднее управлять их тренировочным процессом, потому что тренировки надо стоить и поводить так, чтобы класс этих футболистов рос.

А.В. Уфимцев [232 — Уфимцев В.А. Оценка процесса моделирования двигательной деятельности высококвалифицированных хоккеистов: дисс. … канд. пед. наук / В.А.Уфимцев; УралГАФК. — Челябинск, 1995.] полагает, что при решении проблем управления, наряду с понятиями управляемого объекта, управляющих и возмущающих воздействий, отклонения, «выходных» параметров, целесообразно использовать общие принципы или основы управления. Применительно к биологическим системам таковыми являются: наличие данных по оценке исходного, промежуточных и конечного состояния, разработка общего алгоритма управления, осуществление контроля и коррекция программы воздействия.

В.Н. Платонов же (1987 – стр. не знаю, взял у Уфимцева) утверждает, что управление процессом тренировки осуществляется тренером при активном участии спортсменов и предусматривает три группы операций:

O сбор информации о состоянии спортсменов, включая показатели физической, технико-тактической, психической подготовленности, реакции различных функциональных систем на тренировочные и соревновательные нагрузки, параметры соревновательной деятельности и т.п.;

O анализ этой информации на основе сопоставления фактических и заданных параметров, определение путей планирования и коррекции характеристик тренировочной и соревновательной деятельности в направлении, обеспечивающем достижение заданного результата;

O принятие и реализацию решений за счет разработки и внедрения целей и задач, планов и программ, средств, методов и т.п., определяющих достижение запрограммированного эффекта тренировочной и соревновательной деятельности.

Управление в этом смысле выражается в изменении состояния управляемого объекта (системы, процесса) в соответствии с каким-то заданным критерием эффективности его функционирования или развития. Следовательно, для практической реализации идеи управления в первую очередь необходимо конкретное представление о строении управляемого объекта и о закономерностях перехода его из одного состояния в другое. От того, насколько удовлетворено это требование, зависит научная стройность теории управления, корректность, смысловая строгость ее понятийного аппарата и, наконец, ее практическая эффективность [232 — Уфимцев В.А. Оценка процесса моделирования двигательной деятельности высококвалифицированных хоккеистов: дисс. … канд. пед. наук / В.А.Уфимцев; УралГАФК. — Челябинск, 1995.]

Ю.М. Портнов [184 — Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М.Портнов. – М.: РГАФК, 1996. – 268 с.] заключает, что научность управления состоит в том, что оно должно опираться на современные методы количественного измерения, статистико-математического анализа и математического (или иного) моделирования управляемых процессов. Управление требует научно-обоснованной конкретной технологии тренировочного процесса, т.е. количественно-качественной характеристики состояния организма игрока, индивидуальных рекомендаций по программированию и структуризации этапов в соответствии с длительностью времени и насыщенностью каждого этапа.

Такимобразом, система управления в процессе тренировки юных боксеров предполагает наличие научно обоснованных рекомендаций по общим и частным ее разделам. М.Я. Набатникова [160 — Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я.Набатниковой. — М.: Физкультура и спорт, 1982.– 30 c.] к их числу прежде всего относит такие, как:

информативная система определения спортивной пригодности юных спортсменов в соответствии с целями управления;

структура общей и специальной подготовленности юных спортсменов, обусловливающая достижение поставленных задач;

модельные характеристики основных сторон подготовленности и состояния систем организма юных спортсменов, обеспечивающих выполнение планируемых спортивных результатов;

нормативные показатели тренировочного процесса, определяющие достижение цели;

рациональное построение и программа тренировки юных спортсменов с учетом современных тенденций, в том числе использования нетрадиционных средств;

система комплексного контроля, предусматривающая оценку реализации принятых решений;

особенности воспитательной работы с юными спортсменами с учетом целевого задания.

Как видно из вышеизложенного, перечисленные разделы полностью отвечают технологии управления, успешное осуществление которого невозможно без участия тренера. Задача тренера — создавать на занятиях такие ситуации, которые подтолкнули бы ученика к размышлению над способом их решения. Большую роль в успешном овладении мастерством играет оценка развития физических, технико-тактических и волевых качеств. Наиболее эффективным показателем являются соревнования и боевая практика, но следует периодически устраивать контрольные испытания по отдельным специальным упражнениям (например, на количество подскоков со скакалкой в определенное время, ударов по мешку, бег на короткие дистанции, кроссы, упражнения с предметами и без предметов на быстроту, координацию, гибкость и др.). Это будет способствовать развитию желания добиваться лучших результатов. Тренер должен следить за выработкой хорошей осанки у юных боксеров, применять корректирующие упражнения.Медицинский осмотр и постоянный контроль — совместная деятельность врача и тренера в работе с этим возрастом — должны быть увязанными и эффективными.

Тренер ведет большую воспитательную работу: контролирует выполнение заданий, держит связь с родителями, школой с целью совместного воздействия и помощи, поднятия дисциплины и побуждения к хорошим поступкам. Большое уважение у подростков вызывает высокий профессионализм тренера — знание предмета, требовательность к себе, чему они стараются подражать. Юноши прекрасно разбираются в нравственности тренера, его гражданских качествах.

На тренера возлагаются большие обязанности не только в физическом воспитании учеников, но и духовном, ведь дети этого возраста наиболее способны подвергаться влиянию тех людей, которым они верят, которых уважают и которым подражают. Поэтому тренер (преподаватель) должен быть человеком высокой культуры и личной аккуратностью, трудолюбием, всем образом жизни быть примером для своих подопечных. Он отвечает за спортивное будущее и здоровье учеников, следовательно, должен быть внимательным, требовательным, настойчивым, терпеливым и заботливым в своей работе с юными боксерами.

Программа тренировки по боксу на скорость


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: