Методика анализа данных толщинометрии полученных с помощью дефектоскопа OmniScan SX и роликового сканера RollerFORM.
Данная методика разработана для анализа данных в программе OmniPC 4.3R1
Подготовка данных к анализу.
1.1 Открыть файл данных толщинометрии с разрешением .opd в программе OmniPC 4.3R1. Если данные открываются из SD карты дефектоскопа OmniScan SX, они находиться в папке User/Data
1.2 В верхней левой части экрана установить режим отображения данных A-C-S (Рис. 1).
Рис. 1. Отображение экрана в режиме A-C-S. Красным цветом выделено поле установки режима отображения данных.
Экспорт данных для автоматического анализа в сторонней программе.
2.1 Навести курсор на С-скан в нижней части экрана и нажать правую кнопку мыши.
2.2 В появившемся списке выбрать пункт ЭКСПОРТ, наведя на него курсор и нажав левую кнопку мыши (Рис. 2.)
2.3 После нажатия на пункт ЭКСПОРТ в папке C:\Users\Public\Documents\Olympus NDT\OmniPC\Export будит создан файл толщин формата .txt. Файлу толщин автоматически присваивается имя исходного файла данных. Файл толщин можно открыть с помощью программы MS EXCEL или сторонней программой для автоматического анализа и составления отчета.
Рис. 2. Вид экрана с отображением пункта ЭКСПОРТ.
Ручной анализ данных и формирование отчета
3.1 Перейти в меню СТРОБЫ/СИГН. – ТОЛЩИНА. В нижней части экрана установить:
- МАКС. = значение толщины, начиная с которой нужно фиксировать данные в отчете.
- МИН. = на 1 мм меньше, чем МАКС.
Далее допустимые толщины на С-скане будут отображаться тёмно-синим цветом., недопустимые толщины – другими цветами от голубого до красного.
Кроме цветов отображающих значение толщины есть специальные цвета:
— Черный – отсутствие записанных данных
— Серый – отсутствие сигнала от поверхности
— Белый – отсутствие сигнала от дна
3.2 В правом верхнем углу экрана выбрать ОПЦИИ и активировать пункты КУРСОР и ТАБЛ. ПОКАЗАНИЙ.
3.3 С помощью измерительных курсоров красного и зеленого цвета выделить на С-скане область с утонением стенки. При этом красные измерительные курсоры должны быть установлены слева и снизу области, а зеленые сверху и справа.
3.4 Навести курсор мышки на выделенную область, и нажать правую кнопку мыши. Из появившегося списка выбрать пункт КУРСОРЫ К МИН. После этого синие курсоры данных будут автоматически установлены в точку с наименьшей толщиной стенки в данной области.
3.5 Навести курсор мыши на таблицу показаний в нижней части экрана и нажать правую кнопку. Из появившегося списка выбрать ADD (Рис 3.)
Рис. 3. Отображения экрана с настроенным С-сканом и активными измерительными курсорами и таблицей показаний. Синие курсоры данных установлены в точке с минимальной толщиной после выполнений команды КУРСОРЫ К МИН. Красным выделена команда ADD для добавления показаний в таблицу.
3.6 Далее появится форма, в которой нужно указать номер области — окно SET REFERENCE NUMBER , и можно добавить комментарии на русском языке – окно ENTRY COMMENTS (Рис. 4.) Для добавления показаний в таблицу нажать OK.
Рис. 4.
Рис. 4. Отображение формы для добавления показаний.
3.7 Повторить пункты 3.3 – 3.6 для всех областей с утонением стенки. В процессе анализ данных можно удалить или обновить значение в таблице показаний. Для этого необходимо навести курсор мышки на нужное показание, и нажать правую кнопку мыши. Появится список команд, UPDATE – обновление выбранных показаний, DELETE – удаление выбранных показаний (Рис. 5)
Рис. 5. Отображение команд DELETE и UPDATE
3.8 Для удобство и точности установки измерительных курсоров для небольших отдельных областей рекомендуется применение функции увеличения отображения С-скана. Для этого используя курсор мышки и нажимая левую клавишу необходимо выделить область на С-скане для увеличения. Для возвращения С-скана в исходно вид необходимо выполнит двойное нажатие левой кнопки мыши по левому и нижнему краю С-скана
(Рис. 6).
Рис. 6. Отображение экрана в режиме увеличения С-скана. Кранным цветом выделены края С-скана на которые нужно дважды щелкнуть мышью для отключения увеличения.
3.9 После выделения всех областей с потерей метала перейти в меню ФАЙЛ – ОТЧЕТ. В нижней части экрана должен быть установлен режим КАТЕГОРИЯ – ОТКР/СОХР. Нажать ПРЕДПРОСМ. Далее появится форма полученного отчета. Проверить наличие всех областей в сформированном отчете. Для сохранения отчета в нижней правой части экрана нажать СОХР. И ЗАКРЫТЬ. В появившемся окне задать папку для сохранение отчета. При необходимости измените имя файла отчета.
3.10 Перейти в меню ФАЙЛ – ДАННЫЕ, в нижней части экрана нажать СОХР. КАК. В появившемся окне выбрать папку для сохранения проанализированного файла данных и изменить имя файла, указав в имени, что он проанализирован.