Лекция 6. ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчетности.
2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.
3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.
4. Проблемная лекция. На зтой лекции новое знание вводится через проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТОО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей Машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).
6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).
7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 мин. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы. В практике высшей школы используются и другие видылекционной формы обучения.
Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме. Практические занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности.
Оценка качества лекции. Критерии:
Содержание лекции.
— научность, соответствие современному уровню науки, показ различных концепций, связь с практикой;
— активизация мышления студентов (проблемные вопросы, разрешение противоречий);
— соотношение лекции и учебника;
— связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.
Методика чтения лекции.
— структура лекции, наличие плана, сообщение литературы;
— доступность и разъяснение понятий, терминов, выделение главных мыслей;
— использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания; подведение итогов в конце лекции,
— использование наглядных пособий, ТСО;
— применение опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.
Руководство работой студентов.
— обучение записи конспекта и помощь в этом: темп, повторы, паузы, вычерчивание графиков;
— просмотр конспектов;
— использование приемов поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, ораторские приемы;
— разрешение задавать вопросы: время, форма.
4. Лекторские данные: -знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.
5. Результативность лекции:информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.