Русские исторические песни

Период Циклы (сюжеты, события) Основные персонажи
Ранние песни
XVI в.
XVII в.
XVIII в.
XIX в.

7. Укажите основные этапы русской свадьбы, опишите один из них (включая фольклорное сопровождение).

8. Определите жанр произведения:

а) За рекой мужики живут богатые,

Гребут жемчуг лопатами.

Кому вынется – тому сбудется,

Скоро сбудется – не минуется! (Богатство)

б) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Стану я, раб Божий (имя), до всхода Солнца, стану благословясь и пойду перекрестясь, выйду в чисто поле, в широко раздолье. В чистом поле, в широком раздолье лежит белый камень Латырь. Под тем белым камнем лежит убогий Лазарь.

То я, раб Божий (имя), спрошу убогого Лазаря: «Не болят ли у тебя зубы, не щиплет ли щеки, не ломит ли кости?» И ответ держит убогий Лазарь: «Раб Божий (имя), не болят меня зубы, не щипет щеки, не ломит кости».

Так бы у меня, раба Божьего (имя), не болели бы зубы, не щемило бы щеки, не ломило бы кости, в день при Солнце, ночью при Месяце, на утренней заре, на вечерней заре, на всяк день, на всяк час, на всякое время.

Тем моим слова ключ и замок: во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

в) Это тоже рассказывали. Спорились парни. Один парень говорит:

— Я ночью в баню схожу и кирпич возьму с печки.

Ему говорят:

— Не возьмешь.

— Почему не возьму? – И он пошел ночью. Но и только стал брать кирпич – нечистый тут и выскочил:

— Ты что здесь делаешь? Зачем?

— Вот, мол, мне нужно взять кирпич.

Но, кого же, банник задавил его тут. Он не пришел никово. Его ждали, ждали, ждали. Пошли, а он там лежит задавленный.

Охарактеризуйте один из указанных жанров.

9. Анализ народной лирической песни: «Туманно красно солнышко, туманно…», «Ах, не одна-то, не одна…», «Калинку с малинкой вода поняла…» (по выбору).

10. Раскройте смысл понятий «фольклоризм (писателя)» и «фольклоризация». Приведите примеры одного и другого явлений.

11. Назовите академические школы в русской фольклористике и их представителей. Кратко охарактеризуйте идеи каждой школы.

Промежуточный контроль

Вопросы к зачету

1. Понятие фольклора. Специфика народнопоэтического творчества. Основные принципы народной эстетики.

2. Фольклор и литература: сходство и различие, взаимодействие художественных систем.

3. Система жанров русского фольклора.

4. Академические школы в русской фольклористике (назвать представителей, рассказать об основных идеях).

5. Верования древних славян. Славянская мифология: характеристика основных представлений и образов мифологических персонажей восточных славян.

6. Своеобразие и содержание русского народного календаря.

7. Зимние народные праздники и обрядовый фольклор.

8. Весенне-летние народные обряды и фольклор.

9. Семейные обряды. Русский свадебный обряд и его поэзия.

10. Малые жанры русского фольклора. Пословицы и поговорки.

11. Загадки.

12. Заговоры: определение жанра, мировоззренческая основа, тематика, поэтика.

13. Сказки о животных.

14. Волшебные сказки: генезис, отличие от мифа, персонажи, поэтика. Работы В.Я. Проппа о волшебной сказке.

15. Бытовые сказки: особенности конфликта и поэтики.

16. Несказочная проза: предания, легенды, былички и бывальщины, сказы.

17. Былины: происхождение, проблема периодизации и классификации былинного эпоса, тематика и идейная направленность, особенности историзма, поэтика.

18. Исторические песни: отличие от былин, основные циклы и сюжеты, художественные особенности.

19. Баллады.

20. Духовные стихи: определение, исполнители, репертуар, поэтика.

21. Лирические традиционные необрядовые песни: общие жанровые признаки, проблема классификации, тематика, поэтика.

22. Любовные и семейно-бытовые песни. Анализ одного из произведений (по выбору).

23. Бурлацкие, ямщицкие и чумацкие песни. Анализ одного из произведений (по выбору).

24. Рекрутские и солдатские песни. Анализ одного из произведений (по выбору).

25. Удалые (разбойничьи) песни. Анализ одного из произведений (по выбору).

26. Песни о крепостной неволе. Анализ одного из произведений (по выбору).

27. Частушки.

28. Русская народная драма и народный театр.

29. Детский фольклор: характеристика жанров; специфика детского поэтического творчества.

30. Фольклор периода Великой Отечественной войны.

31. Идеи народной педагогики в русском фольклоре. Воспитательный потенциал устного народного творчества. Фольклор в школе.

32. Современное состояние фольклора. Традиционный и современный фольклор. Фольклор различных социальных групп. Продуктивные жанры.

Практическая часть: анализ предложенного фольклорного произведения.

8 класс Литература 2 я нделя Исторические и обрядовые песни


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: