Период | Циклы (сюжеты, события) | Основные персонажи |
Ранние песни | ||
XVI в. | ||
XVII в. | ||
XVIII в. | ||
XIX в. |
7. Укажите основные этапы русской свадьбы, опишите один из них (включая фольклорное сопровождение).
8. Определите жанр произведения:
а) За рекой мужики живут богатые,
Гребут жемчуг лопатами.
Кому вынется – тому сбудется,
Скоро сбудется – не минуется! (Богатство)
б) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Стану я, раб Божий (имя), до всхода Солнца, стану благословясь и пойду перекрестясь, выйду в чисто поле, в широко раздолье. В чистом поле, в широком раздолье лежит белый камень Латырь. Под тем белым камнем лежит убогий Лазарь.
То я, раб Божий (имя), спрошу убогого Лазаря: «Не болят ли у тебя зубы, не щиплет ли щеки, не ломит ли кости?» И ответ держит убогий Лазарь: «Раб Божий (имя), не болят меня зубы, не щипет щеки, не ломит кости».
Так бы у меня, раба Божьего (имя), не болели бы зубы, не щемило бы щеки, не ломило бы кости, в день при Солнце, ночью при Месяце, на утренней заре, на вечерней заре, на всяк день, на всяк час, на всякое время.
Тем моим слова ключ и замок: во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.
в) Это тоже рассказывали. Спорились парни. Один парень говорит:
— Я ночью в баню схожу и кирпич возьму с печки.
Ему говорят:
— Не возьмешь.
— Почему не возьму? – И он пошел ночью. Но и только стал брать кирпич – нечистый тут и выскочил:
— Ты что здесь делаешь? Зачем?
— Вот, мол, мне нужно взять кирпич.
Но, кого же, банник задавил его тут. Он не пришел никово. Его ждали, ждали, ждали. Пошли, а он там лежит задавленный.
Охарактеризуйте один из указанных жанров.
9. Анализ народной лирической песни: «Туманно красно солнышко, туманно…», «Ах, не одна-то, не одна…», «Калинку с малинкой вода поняла…» (по выбору).
10. Раскройте смысл понятий «фольклоризм (писателя)» и «фольклоризация». Приведите примеры одного и другого явлений.
11. Назовите академические школы в русской фольклористике и их представителей. Кратко охарактеризуйте идеи каждой школы.
Промежуточный контроль
Вопросы к зачету
1. Понятие фольклора. Специфика народнопоэтического творчества. Основные принципы народной эстетики.
2. Фольклор и литература: сходство и различие, взаимодействие художественных систем.
3. Система жанров русского фольклора.
4. Академические школы в русской фольклористике (назвать представителей, рассказать об основных идеях).
5. Верования древних славян. Славянская мифология: характеристика основных представлений и образов мифологических персонажей восточных славян.
6. Своеобразие и содержание русского народного календаря.
7. Зимние народные праздники и обрядовый фольклор.
8. Весенне-летние народные обряды и фольклор.
9. Семейные обряды. Русский свадебный обряд и его поэзия.
10. Малые жанры русского фольклора. Пословицы и поговорки.
11. Загадки.
12. Заговоры: определение жанра, мировоззренческая основа, тематика, поэтика.
13. Сказки о животных.
14. Волшебные сказки: генезис, отличие от мифа, персонажи, поэтика. Работы В.Я. Проппа о волшебной сказке.
15. Бытовые сказки: особенности конфликта и поэтики.
16. Несказочная проза: предания, легенды, былички и бывальщины, сказы.
17. Былины: происхождение, проблема периодизации и классификации былинного эпоса, тематика и идейная направленность, особенности историзма, поэтика.
18. Исторические песни: отличие от былин, основные циклы и сюжеты, художественные особенности.
19. Баллады.
20. Духовные стихи: определение, исполнители, репертуар, поэтика.
21. Лирические традиционные необрядовые песни: общие жанровые признаки, проблема классификации, тематика, поэтика.
22. Любовные и семейно-бытовые песни. Анализ одного из произведений (по выбору).
23. Бурлацкие, ямщицкие и чумацкие песни. Анализ одного из произведений (по выбору).
24. Рекрутские и солдатские песни. Анализ одного из произведений (по выбору).
25. Удалые (разбойничьи) песни. Анализ одного из произведений (по выбору).
26. Песни о крепостной неволе. Анализ одного из произведений (по выбору).
27. Частушки.
28. Русская народная драма и народный театр.
29. Детский фольклор: характеристика жанров; специфика детского поэтического творчества.
30. Фольклор периода Великой Отечественной войны.
31. Идеи народной педагогики в русском фольклоре. Воспитательный потенциал устного народного творчества. Фольклор в школе.
32. Современное состояние фольклора. Традиционный и современный фольклор. Фольклор различных социальных групп. Продуктивные жанры.
Практическая часть: анализ предложенного фольклорного произведения.