Русский традиционализм и политическая культура

Для русских прошлое превратилось в некое мистическое понятие: кажется, что с ним связаны все проблемы настоящего, что настоящее перенасыщено традициями. Самый расхожий образ русского человека — традиционалист. Понятие традиция наделяется в основном негативными смыслами — как то, что препятствует нормальному развитию. Поэтому в русском сознании сложилась жесткая оппозиция: традиция — современность. На таком смысловом фоне странным кажется утверждение Б. Дубина: «Истории как совместной биографии самодеятельных субъектов, рамки их коллективного смыслового соотнесения, как обобщенной символической конструкции опыта, а потому и как реальности самостоятельно прожитой жизни — своей ли, других людей или иных поколений — в наших условиях, собственно говоря, нет». Хотя на самом деле мысль известного исследователя не так уж и странна; более того, он во многом прав.

Здесь, действительно, передаются социобиологические рефлексы защиты от мира — и очень мало осмысленного, критически проработанного прошлого; памяти как законного достояния самостоятельных, активных групп; институционализированного опыта, обеспечивающего устойчивость и преемственность формально-процессуальной стороны жизни. Поэтому прошлое ощущается как груз, от которого хотят избавиться; не желают хранить, боясь обнаружить в нем постоянно возвращающиеся, неразрешимые проблемы.

Особенности русского традиционализма фиксируются и проблематизируются в рамках политической культуры. Здесь мало значимы осознанные воспоминания и историзированное прошлое, но чрезвычайно велика роль проектного начала, социальной инженерии. У нас развитие происходит не через спор (полемику) с традицией, что предполагает ее знание, сохранение, осознание исторического наследия как ценности, а путем разборки с традицией, ее дематериализации.

Искусственным замещением (и возмещением) становятся образы прошлого, вызванные настоящим, служащие адаптации, пассивному приспособлению к нему. В наших условиях работа памяти не связана с сохранением наследия, пониманием своей ответственности за собственную историю, принадлежности к ней. Она ориентирует на безответственные отношения с прошлым опытом, утверждает такие отношения в качестве господствующих.

В современной политической культуре образы прошлого выступают компонентами ориентаций, самообоснования и самоистолкования. Масскоммуникативные образы суть продукты модернизирующегося или модернизированного общества с публичной политикой, современными коммуникативными средствами, определенным средним уровнем массы (образовательным, доходным и проч.). При слабости институционального начала, политико-правовой, формализованной преемственности, в России именно образы прошлого играют социально-творческую, креативную роль. Они избыточно образны; в функциональном отношении внеисторичны, т.е. ценностностно или идеологически ориентированы. Их отличает повышенная инструментальность, политизированность. Наша современность ориентирована не на ограничение, а на потребительское изобилие — в том числе и в области прошлого. Информационные технологии создают новые возможности продвижения образов прошлого, их навязывания массе, не просто не защищенной от такого воздействия, но тяготеющей к нему.

Посредством образов прошлого снимаются (то есть вытесняются из сферы осознаваемого) реальные проблемы (и прошлого, и настоящего), как бы замещается (тем самым и изменяется) действительность. Сейчас за счет образов прошлого утверждается во времени постсоветская социальность, конструируя преемственность с советским и дореволюционным прошлым.

Политическая культура, в рамках которой не происходит историзации прошлого (его критического осмысления, рационализации, преодоления), не имеет того внутреннего напряжения, той определенности, которые необходимы для развития. Работа памяти по-русски предполагает не самопознание, а эксплуатацию любого наследия позволяющую подтвердить устойчивый идеальный образ себя. Это отвечает органике нашей политической культуры. В одной из работ 90-х годов академик Ю.С. Пивоваров высказал осторожное предположение: русская система (так им назван традиционный социально-властный порядок) способна выдержать лишь определенный, весьма невысокий уровень материального богатства. Иными словами, для нормальной жизнедеятельности русской системы необходим некий объем материальной субстанции. И при его избытке, и при недостатке она сбивается с ходу, ее мотор барахлит. В свою очередь русской системе необходим определенный объем памяти, традиций. Видимо, есть некое соответствие типа социально-властного устройства востребованному знанию о прошлом. Дозировка происходит посредством образов прошлого.

Господствующий у нас тип работы памяти не вписывается в параметры современности. Поэтому его изменение, критическая проработка прошлого есть одно из условий обновления русской политической культуры. Импульсы к такому обновлению появляются в моменты переходов, связанные с либерализацией политики, эмансипацией личности.

ЕГЭ НА СОТКУ. Политическая культура ЕГЭ/ОГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: