Конспект урока русского языка
По теме: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в сложном предложении».
Выполнил: студентка 4 курса
филологического факультета
заочного отделения
Шорина Светлана Алексеевна
Коломна
Методическое обоснование урока
Русского языка
1. Список использованной методической литературы:
2. Анализ изложения нового материала в учебнике:
- что знакомо учащимся?
- что является новым?
- лингвистические понятия;
- что является наиболее трудным?
- на какие знания нужно опираться при объяснении нового материала?
- что нужно попутно повторить?
Таблица для обоснования повторения
Материал для повторения | Грамматика, лексика | Орфография | Пунктуация |
1.Логически связанный с новой темой. | |||
2.Изученный на 3-4 предшествующих уроках. | |||
3.Трудный из предшествующей темы. | |||
4.Самое трудное из давно изученного. | |||
5.То, что послужит основой для усвоения материала в дальнейшем. |
- схема рассуждения ученика при применении теории на практике;
- какую работу по развитию речи нужно провести в связи с изучением нового материала или повторения изученного?
- над какими ошибками из предшествующей контрольной работы нужно на уроке работать?
- какие трудные слова необходимо повторить или изучить?
3. Какие типы упражнений использованы? Почему?
4. Какие виды домашнего задания даны? Почему?
Самоанализ русского языка
1. Характеристика общей структуры урока:
- Основная цель урока;
- Тип урока;
- Его место в системе уроков по русскому языку;
- Основные структурные компоненты урока;
- Дозировка времени, эффективность его использования;
- Обеспечение целостности незавершенности урока.
2. Реализация основных задач урока:
- Выполнение требований программы;
- Формирование лингвистической компетенции;
- Деятельность учащихся по восприятию нового материала;
- Самостоятельная работа учащихся;
- Организация первичного закрепления;
- Проверка усвоения знаний и сформированности учебных умений и навыков.
3. Реализация развивающей функции урока русского языка:
- активизация мыслительной деятельности учащихся средствами языка (выполнение мыслительных операций по анализу, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по классификации, систематизации грамматических явлений и фактов);
- развитие познавательной самостоятельности;
- организация устной и письменной речевой практики учащихся на уроке.
4. Реализация воспитывающей функции урока русского языка:
- Использование воспитательных возможностей содержания дидактического материала по русскому языку (тексты упражнений, этнокультурологические сведения, тексты, предназначенные для устного и письменного материала, научный комментарий, исторический комментарий);
- Воспитание культуры умственного труда (использование памяток и алгоритмов);
- Практическое использование школьниками знаний по изучаемой теме в будущем (орфографические, пунктуационные умения, речевые и коммуникативные навыки);
- Учет воспитательной функции оценки; сочетание разных форм оценки (индивидуальная, групповая, классная).
5. Методы обучения русскому языку:
Класс: 7
Тема: Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в сложном предложении.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели:
— показать союз как часть речи, его роль в предложении и тексте;
— формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них;
— познакомить учащихся с делением союзов на простые и составные, сочинительные и подчинительные и их назначением;
— формировать умения постановки запятой в сложном предложении.
Оборудование: доска, схемы-опоры.
Ход урока: 1. Организационный момент. · Приветствие; · Проверка готовности класса к уроку (подравняйтесь, проверьте, у вас на парте должен лежать дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка). · Приготовились слушать внимательно. 2. Вводно-мотивационный этап. Сегодня мы изучим новую часть речи «Союз». Узнаем, какие могут быть союзы: сочинительные и подчинительные, простые и составные. Поговорим о знаках препинания в сложном предложении. Будьте внимательны, так как знания и умения, полученные на уроке, понадобятся вам для выполнения самостоятельных работ на оценку в ближайшее время и в перспективе — при сдаче ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Я вам желаю успеха! Садитесь. 3. Словарный диктант. Прежде чем переходить к новой теме, мы с вами напишем словарный диктант по пройденной части речи «Наречие»: Нигде не мог найти; ребята мчатся вскачь и кричат; ворота настежь отворились; она недавно вышла замуж; было по-летнему тепло; говорить по-французски. Двое учащихся пишут под диктовку за доской, остальные у себя в тетрадях. После написания диктанта – самопроверка. Ученики у доски объясняют написание словосочетаний. Учащиеся за партами зеленой ручкой исправляют ошибки и выставляют себе оценку. Затем учитель просит встать тех, кто написал на 5, затем, кто написал на 4 и тех, кто на 3. Ученикам у доски выставляется оценка учителем. 4. Объяснение нового материала. Давайте посмотрим в словарный диктант и попробуем найти в нем союз. Какой союз вы видите? (Во втором словосочетании союз и: ребята мчатся вскачьи кричат). Какую роль выполняет союз в словосочетании? (Союз и связывает однородные члены предложения, в данном случае сказуемые). Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы могут быть простыми, состоящими из одного слова, и составными, состоящими из двух и более слов; сочинительными и подчинительными. Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочиненным. Подчинительные союзы связывают простые предложения с сложном предложении, которое называется сложноподчиненным. В таком предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос. 5. Работа с конспектом. Прошу вас открыть конспекты, чтобы зарисовать схему разрядов союзов. |
Союзы | |
Сочинительные O и O; [ ], и [ ]. | Подчинительные [ ], (когда…). |
1. Соединительные (и, да (=и), не только,…но и, как…так и). 2. Противительные (а, но, да (=но), однако (же), зато). 3. Разделительные (или, либо, то…то, не то…не то). | 1. Причинные (потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что). 2. Целевые (чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы). 3. Временные (когда, едва, лишь, пока). 4. Условные (если, если бы, раз, ли) 5. Сравнительные (как, будто, словно, точно). 6. Изъяснительные (что, как, чтобы). |
6. Физкультминутка.
7. Закрепление.
Открыть рабочие тетради, записать число, «классная работа» и тему урока. Первое предложение учитель разбирает сам, затем по очередности вызывает учащихся (каждому по два предложения). Учащийся должен объяснить орфограммы и постановку запятой, объяснить какую роль играет союз, построить схему предложения. За каждый ответ у доски выставить оценку.
1) Миша пришел в школу и не выучил правило.
(Соединительный союз исоединяет однородные сказуемые в простом предложении, запятая не ставится).
2) Сияло солнце, и мыне захотели оставаться дома.
(Соединительный союз исоединяет два простых предложения в составе сложного, запятая ставится; предложение является сложносочиненным).
3) Не по словам судят, а по делам.
(Противительный союз асвязывает однородные дополнения в предложении. Так как в простом предложении имеется противопоставление, то запятая ставится).
4) Мягко стелет, но жестко спать.
(Противительный союз носвязывает однородные обстоятельства в предложении. Так как в простом предложении имеется противопоставление, то запятая ставится)
5) Беспрерывно шелдождь, когда мыотправились в путь.
(Временной союз когдасвязывает два простых предложения в составе сложного, запятая ставится; предложение является сложноподчиненным).
7. Подведение итогов урока.
Мы с вами разобрали, что такое союз, узнали о том, какими могут быть союзы, для чего они служат, научились определять знаки препинания при них.
8. Домашнее задание.
§54, упражнение № 317 (письменно), учить конспект.
Оценка:
Подпись (расшифровка):