Самоанализ русского языка

Конспект урока русского языка

По теме: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в сложном предложении».

Выполнил: студентка 4 курса

филологического факультета

заочного отделения

Шорина Светлана Алексеевна

Коломна

Методическое обоснование урока

Русского языка

1. Список использованной методической литературы:

2. Анализ изложения нового материала в учебнике:

  • что знакомо учащимся?
  • что является новым?
  • лингвистические понятия;
  • что является наиболее трудным?
  • на какие знания нужно опираться при объяснении нового материала?

Таблица для обоснования повторения

Материал для повторения Грамматика, лексика Орфография Пунктуация
1.Логически связанный с новой темой.
2.Изученный на 3-4 предшествующих уроках.
3.Трудный из предшествующей темы.
4.Самое трудное из давно изученного.
5.То, что послужит основой для усвоения материала в дальнейшем.
  • схема рассуждения ученика при применении теории на практике;
  • какую работу по развитию речи нужно провести в связи с изучением нового материала или повторения изученного?
  • над какими ошибками из предшествующей контрольной работы нужно на уроке работать?
  • какие трудные слова необходимо повторить или изучить?

3. Какие типы упражнений использованы? Почему?

4. Какие виды домашнего задания даны? Почему?

Самоанализ русского языка

1. Характеристика общей структуры урока:

  • Основная цель урока;
  • Тип урока;
  • Его место в системе уроков по русскому языку;
  • Основные структурные компоненты урока;
  • Дозировка времени, эффективность его использования;
  • Обеспечение целостности незавершенности урока.

2. Реализация основных задач урока:

  • Выполнение требований программы;
  • Формирование лингвистической компетенции;
  • Деятельность учащихся по восприятию нового материала;
  • Самостоятельная работа учащихся;
  • Организация первичного закрепления;
  • Проверка усвоения знаний и сформированности учебных умений и навыков.

3. Реализация развивающей функции урока русского языка:

  • активизация мыслительной деятельности учащихся средствами языка (выполнение мыслительных операций по анализу, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по классификации, систематизации грамматических явлений и фактов);
  • развитие познавательной самостоятельности;
  • организация устной и письменной речевой практики учащихся на уроке.

4. Реализация воспитывающей функции урока русского языка:

  • Использование воспитательных возможностей содержания дидактического материала по русскому языку (тексты упражнений, этнокультурологические сведения, тексты, предназначенные для устного и письменного материала, научный комментарий, исторический комментарий);
  • Воспитание культуры умственного труда (использование памяток и алгоритмов);
  • Практическое использование школьниками знаний по изучаемой теме в будущем (орфографические, пунктуационные умения, речевые и коммуникативные навыки);
  • Учет воспитательной функции оценки; сочетание разных форм оценки (индивидуальная, групповая, классная).

5. Методы обучения русскому языку:

Класс: 7

Тема: Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в сложном предложении.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели:

— показать союз как часть речи, его роль в предложении и тексте;

— формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них;

— познакомить учащихся с делением союзов на простые и составные, сочинительные и подчинительные и их назначением;

— формировать умения постановки запятой в сложном предложении.

Оборудование: доска, схемы-опоры.

Ход урока: 1. Организационный момент. · Приветствие; · Проверка готовности класса к уроку (подравняйтесь, проверьте, у вас на парте должен лежать дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка). · Приготовились слушать внимательно. 2. Вводно-мотивационный этап. Сегодня мы изучим новую часть речи «Союз». Узнаем, какие могут быть союзы: сочинительные и подчинительные, простые и составные. Поговорим о знаках препинания в сложном предложении. Будьте внимательны, так как знания и умения, полученные на уроке, понадобятся вам для выполнения самостоятельных работ на оценку в ближайшее время и в перспективе — при сдаче ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Я вам желаю успеха! Садитесь. 3. Словарный диктант. Прежде чем переходить к новой теме, мы с вами напишем словарный диктант по пройденной части речи «Наречие»: Нигде не мог найти; ребята мчатся вскачь и кричат; ворота настежь отворились; она недавно вышла замуж; было по-летнему тепло; говорить по-французски. Двое учащихся пишут под диктовку за доской, остальные у себя в тетрадях. После написания диктанта – самопроверка. Ученики у доски объясняют написание словосочетаний. Учащиеся за партами зеленой ручкой исправляют ошибки и выставляют себе оценку. Затем учитель просит встать тех, кто написал на 5, затем, кто написал на 4 и тех, кто на 3. Ученикам у доски выставляется оценка учителем. 4. Объяснение нового материала. Давайте посмотрим в словарный диктант и попробуем найти в нем союз. Какой союз вы видите? (Во втором словосочетании союз и: ребята мчатся вскачьи кричат). Какую роль выполняет союз в словосочетании? (Союз и связывает однородные члены предложения, в данном случае сказуемые). Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы могут быть простыми, состоящими из одного слова, и составными, состоящими из двух и более слов; сочинительными и подчинительными. Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочиненным. Подчинительные союзы связывают простые предложения с сложном предложении, которое называется сложноподчиненным. В таком предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос. 5. Работа с конспектом. Прошу вас открыть конспекты, чтобы зарисовать схему разрядов союзов.
Союзы
Сочинительные O и O; [ ], и [ ]. Подчинительные [ ], (когда…).
1. Соединительные (и, да (=и), не только,…но и, как…так и). 2. Противительные (а, но, да (=но), однако (же), зато). 3. Разделительные (или, либо, то…то, не то…не то). 1. Причинные (потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что). 2. Целевые (чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы). 3. Временные (когда, едва, лишь, пока). 4. Условные (если, если бы, раз, ли) 5. Сравнительные (как, будто, словно, точно). 6. Изъяснительные (что, как, чтобы).

6. Физкультминутка.

7. Закрепление.

Открыть рабочие тетради, записать число, «классная работа» и тему урока. Первое предложение учитель разбирает сам, затем по очередности вызывает учащихся (каждому по два предложения). Учащийся должен объяснить орфограммы и постановку запятой, объяснить какую роль играет союз, построить схему предложения. За каждый ответ у доски выставить оценку.

1) Миша пришел в школу и не выучил правило.

(Соединительный союз исоединяет однородные сказуемые в простом предложении, запятая не ставится).

2) Сияло солнце, и мыне захотели оставаться дома.

(Соединительный союз исоединяет два простых предложения в составе сложного, запятая ставится; предложение является сложносочиненным).

3) Не по словам судят, а по делам.

(Противительный союз асвязывает однородные дополнения в предложении. Так как в простом предложении имеется противопоставление, то запятая ставится).

4) Мягко стелет, но жестко спать.

(Противительный союз носвязывает однородные обстоятельства в предложении. Так как в простом предложении имеется противопоставление, то запятая ставится)

5) Беспрерывно шелдождь, когда мыотправились в путь.

(Временной союз когдасвязывает два простых предложения в составе сложного, запятая ставится; предложение является сложноподчиненным).

7. Подведение итогов урока.

Мы с вами разобрали, что такое союз, узнали о том, какими могут быть союзы, для чего они служат, научились определять знаки препинания при них.

8. Домашнее задание.

§54, упражнение № 317 (письменно), учить конспект.

Оценка:

Подпись (расшифровка):

Стоя! 3минуты. Проверка посадки. 7 минут. Раздать листочки. Самопроверка. 5 минут. 10 минут. Проверка посадки. 5 минут. 10 минут. Работа у доски. 5 минут. Записать на доске.

урок русского языка и самоанализ ТажитдиноваРР Буринская СОШ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: