Самый простой способ составления тестовых заданий — формирование вопросов к понятиям, составляющим узлы семантического графа, разработка упражнений, требующих для их выполнения знания свойств выбранного понятия. Более сложным этапом является разработка тестовых заданий, определяющих отношения между понятиями. Еще более глубокий уровень заданий связан с их подбором, выявляющим связь понятий между отдельными модулями.
Множество тестовых заданий (тестовое пространство), вообще говоря, согласно принципу исчерпывающего тестирования, может быть бесконечным. Например, для исчерпывающего контроля знании таблицы умножения целых чисел от 1 до 100 необходимо использовать 100х100 всех возможных комбинаций двух чисел. А для всех натуральных чисел тестовое пространство становится бесконечным.
Однако в каждом реальном случае существует конечное подмножество тестовых заданий, использование которых позволяет с большой вероятностной точностью оценить соответствие знаний ученика заданным критериям по экспертной модели знаний (полный тест).
Из полного теста можно выделить эффективный тест (оптимальный по объему набор тестовых заданий, гарантирующий оценку личностной модели ученика заданным критериям). Выбор эффективного теста зависит от удачного разбиения тестового пространства на классы эквивалентности, пограничные условия, создание тестов на покрытие путей и логических связей между понятиями и модулями.
В примере с таблицей умножения одним из классов эквивалентности может выступить множество заданий перемножения всех натуральных чисел на 1: 1*1, 1*2, 1*3 и т.д. Поэтому в тест достаточно включить всего лишь несколько тестовых заданий из этого класса эквивалентности.
В дальнейшем необходим тестовый эксперимент на группе учащихся, который позволит провести корректировку и доводку теста до вида эксплуатации (методика “черного ящика”).
Тест-это система заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно и насколько прочно усвоил ребенок из программы.
Тесты в отличии от привычных форм проверки знаний, таких как, контрольные и самостоятельные работы, и др., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики.
Каждый тест снабжен полным перечнем проверяемых понятий и информацией о системе баллов, а также о соответствии между суммой баллов и школьной отметкой.
Тестирование учащихся — это установление факта и степени усвоения учащимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательного стандарта. Завершается эта процедура оцениванием.
Рекомендуется применять три вида оценивания результатов обучения : начальную, текущую и итоговую.
Начальное оценивание осуществляется в начале каждой программы обучения с целью определения уровня подготовки ученика на данный момент. Результаты оценивания будут использованы для выбора индивидуальных заданий соответствующей степени сложности.
Текущее оценивание реализуется во время всего дидактического процесса через малые промежутки времени. Ключевые цели учебных программ предусматривают следующие категории знаний и навыков:
- Знание теоретических концептов;
- Знание алгоритмов обработки информации;
- Разработка программ для решения стандартных задач;
- Разработка программ для решения задач, требующих определенную долю творчества;
- Обработка информации на компьютере с помощью стандартных программ или программ разработанных учениками.
Таким образом, цели оценивания непосредственно вытекают из требований предлагаемых упражнений. Оценивание осуществляется при помощи тестирования и письменных контрольных работ.
Итоговое оценивание осуществляется в конце каждой главы, семестра, года. В качестве компонентов инструмента оценивания рекомендуется применять тестовые задания, включающие решение задач на компьютере.
Возрастающая популярность тестов объясняется рядом преимуществ данной системой контроля перед традиционными методами оценки:
1. Исключается влияние субъективных факторов на определение отметки (отношения между учителями и учениками).
2. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована.Высокая точность измерения обеспечивается большей градацией оценки, причем ширина интервалов данной бальной шкалы неравномерна(кто не знает, сколько «оттенков» имеет, например, шестерка).
3. Тестирование обладает высокой эффективностью, поскольку можно одновременно проводить тесты на больших группах учащихся, а обработка результатов проводится легче и быстрее, чем, к примеру, проверка контрольных работ.
4. Тестовые задания дают учащимся обнаружить пробелы в своих знаниях и принимать меры для их ликвидации, поэтому содержание теста может быть использовано не только для контроля и оценки знаний, но и для обучения.
5. Возможен контроль на необходимом, заранее определенном уровне, допуская изменение степени трудности вопросов, включая в качестве вариантов ответа типичные ошибки, встречающиеся на данном уровне.
6. Возможен самоконтроль на предварительном этапе с целью оценки результатов подготовки.
7. Получение объективной оценки знаний, как для учителя, так и для учащегося(пониманием своих ошибок).
8. Фиксируется внимание учащихся не на формирование ответа, а на осмыслении их сути.
9. Возможность свести к минимуму субъективное влияние учителя на результат измерения.
10. Статистическая оценка результатов контроля, а значит и самого процесса обучения.
В настоящее время существуют следующие варианты тестовых контрольных мероприятий:
«автоматический», когда обучаемый выполняет задание в непосредственном диалоге с ЭВМ, результаты сразу переносятся в блок обработки;
«полуавтоматический», когда задания выполняются письменно, а ответы со специальных бланков вводятся в ЭВМ;
«автоматизированный», когда задания выполняются письменно, решения проверяются, а в ЭВМ вводятся результаты проверки.
Инструментальные тестовые оболочки.
Для создания тестов по предметной области разработаны и разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.
Инструментальные программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, можно разделить на два класса: универсальные и специализированные. Универсальные программы содержат тестовую оболочку как составную часть. Среди них “Адонис” (Москва), “Linkway” (Microsoft), “Фея” (Томск), “Радуга” (Москва) и т.п. Специализированные тестовые оболочки предназначены лишь для формирования тестов. Это — “Аист” (Москва), “I_now” (Иркутск), “Тест” (Красноярск) и др.
Для того, чтобы разработать компьютерный вариант теста с помощью одной из названных выше программ, необходимо уяснить, какие формы тестовых заданий они допускают.
Хорошим считается тест, если:
• он восприимчив к угадыванию тестируемым;
• он восприимчив к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;
• он положительно влияет на тестируемого и педагога, который использует тест.
При этом тест используется обучаемым как:
• обучение (тренажер, самоконтроль);
• контроль.
Для учителя тест служит для:
• корректировки учебного процесса;
• использования как вспомогательного средства для контроля (текущего);
• использования как дидактического средства для обучения;
• для дистанционного обучения.
Проблемы использования этих методов тестирования – отсутствие достаточного парка ЭВМ. Не все учебные заведения могут позволить себе оснастить классы дорогостоящим компьютерным оборудованием в достаточном количестве. Отсутствие навыков пользователя ЭВМ у обучаемых.
Приведем пример использования компьютеров, при тестировании. Была разработана компьютерная система контроля знаний, блок – схема которой рассмотрена на рисунке 1. Рассмотрим каждый блок в отдельности.
Банк вопросов ? хранилище всех вопросов и заданий, и заданий, предлагаемых студентам при проверке знаний. По каждой теме в банк вводятся вопросы и задачи двух уровней минимального, рассчитанного на получение студентам удовлетворительной оценки, и повышенного, предназначенного для студентов, претендующих на более высокую оценку.
Преподаватель те |
Студенты |
Сервис |
Формирование задания |
Управление |
Сервис студента |
Банк вопросов |
Банк ответов |
Формирование оценок |
Протоколы, статистика |
Рис.1. Блок-схема компьютерной система контроля знаний.
Вопросы и задачи заносятся в банк, как правило, вместе с несколькими (обычно 5-10) вариантами ответов. Эти варианты сообщаются студенту одновременно с формулировкой задания, и он должен выбрать из них верный. Возможно, что полным правильным ответом является набор некоторого количества приведенных вариантов.
Банк ответов ? содержит правильные ответы к каждому заданию, компьютер сверяет данный студентом ответ с содержанием банка.
Сервис преподавателя ? включает широкие возможности варьирования объема проверочной работы и условий её проведения. Однако преподаватель не может изменить формулировки вопросов и условия задач, а так же оценки ответов на каждый из них.
Формирование задания – в соответствии с указаниями преподавателя этот блок создает сценарий проверочной работы для каждого студента, случайным образом выбирая из банка вопросов определяемое преподавателем количество заданий по каждой теме.
Сервис студента ? задания предъявляются последовательно, по одному и остаются на экране любое время в пределах отведенного.Отвечать на вопросы можно в произвольном порядке.
Блок управления ? обеспечивает нормальное функционирование системы проверки знаний и позволяет вводить в процессе работы необходимые коррективы.
Блок формирования оценок ? сравнение ответа студента с содержанием банка ответов, и в соответствии с выбранным режимом оценивания, фиксирует оценку ответа в баллах.
Протоколы, статистика ? записывает в память компьютера фамилию учащегося, распределение набранных баллов.
Данная система, описанная выше, имеет преимущества. Внедрение её в образовательные учреждения, дало бы положительный результат, но, нужно чтобы тесты, создаваемые с привлечением компьютерных технологий, были максимально просты в использовании, и не требовали специальной подготовки для работы на компьютере.