Школа несчастного случая

Кара-Мурза Е.С. Материалы по теме СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Задания. 1.Прочитайте текст. Какова композиция текста и структура заголовочного комплекса? Какие выразительные приемы использованы в последнем?Каковы тема, проблема, выводы текста в целом и главок? Как содержание соотносится с заголовком и подзаголовками?

2.Каков новостной повод? Как складывается изложение: повествовательно, описательно, оценочно, аналитически? Какова система персонажей, каковы роли-функции? Есть ли своя роль у журналиста? В каком жанре — текст?

3. Найдите в данном тексте неологизмы-окказионализмы и аналогично построенные «старые» слова. От основы какой части речи и с помощью каких аффиксов образованы все эти слова, каково их словообразовательное значение? Продуктивна ли эта словообразовательная модель? В каких текстовых позициях использованы эти окказионализмы? Какова их стилистическая окраска? С какой целью был создан в тексте этот «каскад» новых слов?

3.Найдите слова, в которых развилось новое, переносное значение, определите тип переноса. Кого или что в тексте обозначают эти образные выражения?

4.Найдите слова, образованные за счет перехода в другую часть речи, и охарактеризуйте их новую семантику и новые морфологические свойства (напр., в категории рода). Насколько выразительны эти слова?

5. Найдите стилистически отмеченные«старые» слова. Какая часть слова несет коннотацию?

6. В какой форме – исходной или трансформированной – использованы фразеологизмы? Для какой цели они являются выразительным средством?

«Московская Правда», 17.02.1999

ОПАСНЫЕ ЗАБАВЫ

САМОПОЛЗ ОТ САМОСКАТА

…И горка не казалась слишком крутой, и деревья от нее росли не близко. Разгоряченная малышня, попискивая от восторга, скатившись, вновь карабкалась наверх. В какой-то момент, словно в замедленной съемке, я вдруг увидела, как сына, мчащегося с самого верха, заносит на здоровенное дерево. Он шмякнулся об него со всего размаха то ли боком, то ли животом и замер… У кого есть дети, поймут мои чувства.

ИНВАЛИДЫ БЕЗЛОШАДНЫЕ

Есть порядки, о которых не задумываешься, пока тебя лично не коснется их несообразность. Например, то, что на весь Северо-Западный округ существует один-единственный травмопункт – при Тушинской детской городской больнице (в него же везут покалеченных ребят из Зеленограда и частично из Северного округа). Доковылять со стонущим ребенком до дома – полдела. А как, например, доставить с окраин Митина чуть живое чадо к травматологу, если своей машины нет, а в кошельке «десятка» до получки, — вопрос не праздный.

«Самое правильное – вызвать «неотложку», — утверждает заведующий травмопунктом при Тушинской детской городской больнице Игорь Ковкин. – А вот подъехать с ветерком на собственном авто удается не всегда: правила въезда на территорию больницы очень строгие». Интересно, что у травмопункта есть и своя машина, которая трудится, не покладая колес, на дорогах трех округов и по этой причине сама едва жива. И вообще, для доставки «обработанных» подранков по домам одного автомобиля совершенно недостаточно.

САМОТЕК НА ДЛИННУЮ ДИСТАНЦИЮ

«Большинство пациентов прибывает к нам самотеком», — утверждают травматологи. А учитывая характер повреждения, еще, видимо, и самоползом, и самопрыгом. Казалось бы, именно травмопункт должен располагаться в пределах общей пешеходной доступности, а на деле это требование предъявляют к парикмахерским и химчисткам, а переломанного ребенка приходится тащить (и не единожды!) через пол-Москвы. (…)

Говорят, сегодня в «травмоочереди» пациентам долго сидеть не придется – максимум часа полтора. Много это или мало, можно определить эмпирически: размозжить, например, себе пальцы кувалдой и засечь время, сколько можно после этого продержаться без медицинской помощи.

Но тот, кто сочинял «Положение о травмопунктах», к экспериментам над собой склонен не был, в результате на почти двухмиллионное детское население Москвы их сегодня всего шестнадцать (по 40 тысяч детей на одного травматолога). И уж если нельзя приблизить травмопункты к каждому дому, то сократить армию их пациентов вполне возможно.

ШКОЛА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

Наплывы покалеченных ребят (две трети пациентов – мальчишки) имеют сезонный характер. График посещений на экране компьютера — кривая с резкими подъемами в апреле-мае и сентябре: «Посевная кампания. И дети пошли в школу», — комментирует доктор Ковкин. Дни пик на неделе – вечер воскресенья и понедельник. Но если последствия массового выезда на огороды объяснимы (родители в пылу перекапывания оставляют детей без присмотра), то школьный травматизм – стихия непредсказуемая. Не беремся анализировать существующие цифры, но на прошедший год титул «школы несчастного случая», по данным травмопункта СЗАО, заслуживают следующие:…

ГОРКИ ПРЕТКНОВЕНИЯ

…В общем, проблема налицо (на лице, ногах, руках и ребрах!), и пора бы уж власть имущим обратить на нее внимание. Например, по аналогии с культурными пляжами организовать культурные горки зимой (с выровненным ледяным полотном, со снежными стенками по бокам и т.д., и т.п.), раз уж существует такая детская забава, как катание с гор!

Мария Трофимова

ШОКИРУЮЩИЕ СЛУЧАИ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА В ШКОЛЕ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: