Ситуационные задачи по «сестринскому делу в терапии»

Комитет Здравоохранения Москвы

Ситуационные задачи по «сестринскому делу в терапии»

Данный сборник проблеммно-ситуационных и задач по оказанию неотложной сестринской помощи подготовлен инициативной группой преподавателей «сестринского дела в терапии» медицинских училищ г. Москвы.

Леоненко М.В. Председатель ЦМК с/д в терапии
К.М.Н. Долецкая Г.В. Председатель ЦК с/д в терапии МУ № 9
К.М.Н. Бузова Г.С. Председатель ЦК с/д в терапии МУ №13
Плешкан Р.Н. Председатель ЦК с/д в терапии МУ №22
Манохина Т.А. Методист, преподаватель с/д МУ №24
Маргорина Л.А. Председатель ЦК с/д в терапии МУ №12

Независимое рецензирование проведено методистом училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием Кривцовой Н.В.

Ситуационные задачи по «Сестринскому делу в терапии»

ЗАДАЧА 1

В стационар поступил пациент 60 лет с диагнозом “Обострение хронического обструктивного заболевания легких на фоне бронхолегочной инфекции”.

Осуществляя первичную оценку состояния пациента, сестра выявила: жалобы на кашель с отделением густой, трудно отделяющейся слизисто-гнойной мокротой, похудание, повышение температуры тела до 38,6 градусов. Пациент привык сплевывать мокроту в носовой платок, который кладет под подушку. Раньше, пока была жива жена, стационарное лечение не проводилось. Близких не имеет. Не общителен по характеру.

Объективно: состояние тяжелое, кожные покровы бледные, влажные, акроцианоз, подкожно-жировая клетчатка развита слабо, ЧДД 26 в минуту, дышит сквозь сомкнутые губы, в акте дыхания участвуют дополнительные мышцы, выдох удлинен, пульс 110 в минуту удовлетворительного наполнения, АД 140/90 мм рт.ст.

Врачебные назначения:

1. Режим постельный.

2. Оксациллин по 1,0 4 раза в сутки в/м

3. Оксигенотерапия.

Задания

1. Осуществите первичную сестринскую оценку и выявите нарушенные потребности пациента.

2. Выявите проблемы, поставьте цели, составьте план.

3. Объясните пациенту правила сбора мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам.

4. Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечного введения оксациллина.

Примерный эталон ответа:

1. Источниками первичной информации для сестры являются история болезни и беседа с пациентом в соответствии с принятой моделью сестринского процесса, в данном случае моделью В. Хендерсон.

У пациента нарушены потребности: в дыхании, в питании, в поддержании адекватной температуры тела, в движении, в ощущении безопасности и др.

2.

Проблема Цель Вмешательства Периодичность
1. Не пользуется плевательницей. Научить пользоваться плевательницей. 1.Провести беседу с пациентом, как пользоваться плевательницей, на 1/3 заполненной дезраствором. Контролировать действия пациента ежедневно.
2. Дефицит самообслуживания. Дефицит компенсирован. 1.Оказывать необходимое содействие в осуществлении личной гигиены. Ежедневно по мере необходимости.
3. Риск образования пролежней. Пролежней не будет. 1.Рассказать о том, что такое пролежни и какова вероятность их развития в данном случае, а также, как этого избежать. 2.Напоминать пациенту каждые 15 минут менять положение тела. 3.Ночью помогать сменить положение тела каждые два часа. 4.Выдать поролоновые прокладки, объяснив, как ими пользоваться. Ежедневно.

3. Студент доступно и грамотно объяснит пациенту, как собрать мокроту на общий анализ.

4. Студент демонстрирует на муляже технику внутримышечного введения оксациллина с указанием мест чередования инъекций в соответствии с алгоритмом манипуляции.

ЗАДАЧА 2

В терапевтическое отделение больницы поступил пациент Н., 35 лет с диагнозом: “Крупозная пневмония нижней доли левого легкого. Тяжелое течение.”

Осуществляя первичную оценку состояния пациента, сестра выявила: Болен 3 дня, жалуется на колющую боль в левой половине грудной клетки, кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, одышку, головную боль, слабость, повышение температуры тела до 39 град.

Пациент курит по пачке сигарет в день. Разумеется, слышал, что это вредно, но конкретной информации о воздействии на легкие и другие органы не имеет. В настоящее время очень хочет курить, но не может, т.к. сразу же начинается кашель, что вызывает боль в левом боку (пробовал пока был дома). С его слов когда-то бросал курить, но выдержал всего два дня, т.к. резко снизилось настроение и ухудшилось самочувствие.

Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, отмечается гиперемия кожных покровов. На губах герпес. Температура 39,5 град, ЧДД 26 в минуту, пульс 100 в минуту, ритмичный, малого наполнения, АД 110/60 мм рт.ст.

Из листа назначений:

1. Постельный режим.

2. Диета 10.

3. Анализ мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам.

4. Ампициллин 0,5х4 раза в день в/м.

Задания

1. Осуществите первичную оценку состояния пациента и выявите нарушенные потребности.

2. Выявите проблемы, поставьте цели, составьте план сестринского вмешательства.

3. Объясните пациенту правила сбора мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам.

4. Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 0,5 г. ампициллина в соответствии с алгоритмом манипуляции.

Примерный эталон ответа:

1. Источниками первичной информации для сестры являются история болезни и беседа с пациентом в соответствии с принятой моделью сестринского процесса, в данном случае моделью В. Хендерсон.

У пациента нарушены потребности: в дыхании, в поддержании адекватной температуры тела, в поддержании личной гигиены и заботиться о своей внешности, способность обеспечить свою безопасность, трудиться, знать, как укрепить здоровье.

2.

Проблема Цель Вмешательства Периодичность
1. Дефицит самообслуживания. Дефицит самообслуживания компенсирован. 1. Оказывать необходимое содействие в осуществлении гигиенических мероприятий. 2. Оказывать необходимое содействие при приеме пищи. 3. Оказывать необходимое содействие при переодевании. Ежедневно по мере необходимости.
2. Отсутствие конкретных сведений о вредном влиянии табачного дыма на легкие и другие органы. Имеет необходимую информацию. Провести цикл бесед о вредном влиянии курения: 1. Влияние курения на дыхательную систему. 2. Влияние курения на иммунитет. 3 Влияние курения на эрекцию. 4. Влияние курения на головной мозг. Ежедневно, после прекращения лихорадки.
3. Не знает альтернативных способов прекращения курения. Знает альтернативные способы прекращения курения. 1.Провести цикл бесед о программе малых шагов. 2.Перечислить другие методы. Ежедневно после прекращения лихорадки.

3. Студент грамотно и доступно объяснит пациенту как собрать мокроту на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам.

4. Студент демонстрирует на муляже технику внутримышечной инъекции ампициллина согласно алгоритму манипуляции.

ЗАДАЧА 3

Пациент А., 70 лет рождения, поступил в клинику на обследование. Предварительный диагноз: “Центральный рак правого легкого.”

Осуществляя первичную оценку состояния пациента, сестра выявила: жалобы на кашель с отделением мокроты слизистого характера, резкую слабость, постоянные боли в грудной клетке справа, усиливающиеся при кашле и физической нагрузке, периодическое повышение температура тела до субфебрильных цифр. Фон настроения снижен. Говорит, что скоро умрет. Считает, что у него рак. Дома курил по две пачки сигарет в день. В настоящее время курит не более 6 сигарет в день.

К пациенту ежедневно приходит жена, чтобы оказывать содействие в уходе, по вечерам очень часто навещает дочь.

Объективно: состояние пациента тяжелое. Кожные покровы бледные. Подкожно-жировая клетчатка развита слабо. Температура тела 36,9, ЧДД 26 в минуту, пульс 92 в минуту удовлетворительных качеств, АД 120/70 мм рт.ст. Пациент адинамичен.

Из листа назначений:

1. Постельный режим.

2. Бронхоскопия.

3. Раствор 2% пантопона 1,0 мл в/м при болях.

Задания

1. Осуществите первичную сестринскую оценку и выявите нарушенные потребности пациента.

2. Выявите проблемы, поставьте цели, составьте план решения проблем.

3. Объясните пациенту и его жене правила подготовки и ход проведения бронхоскопии.

4. Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 2% пантопона 1,0 мл в соответствии с алгоритмом манипуляции.

Примерный эталон ответа:

1. Источниками первичной информации для сестры являются история болезни и беседа с пациентом в соответствии с принятой моделью сестринского процесса, в данном случае моделью В. Хендерсон.

У пациента нарушены потребности: в дыхании, в питании, в поддержании адекватной температуры тела, в поддержании личной гигиены и заботиться о своей внешности, одеваться и раздеваться и способности обеспечить свою безопасность.

2.

Проблема Цель Вмешательства Периодичность
1. Дефицит самообслуживания. Дефицит самообслуживания компенсирован 1. Оказывать необходимое содействие в осуществлении гигиенических мероприятий. 2. Оказывать необходимое содействие при приеме пищи. 3. Оказывать необходимое содействие при одевании и раздевании. Ежедневно по мере необходимости.
2. Пациент находится в состоянии депрессии (стадия переживания потери). Не дать депресси углубиться. 1. Рассказать близким о стадиях переживания потери. 2. Просить читать пациенту рекомендованную книгу (юмористического, жизнеутверждающего, религиозного или мистического содержания в зависимости от склонностей и миропонимания пациента). 3. Вспоминать забавные смешные случаи из жизни, листать семейные альбомы, рассказывать о событиях в семье. Ежедневно.
3. Риск образования пролежней. Пролежней не будет. 4. Каждые 15 минут побуждать пациента к смене положения тела. 5. В ночное время менять положение тела раз в два часа. 6. Следить, чтобы на простыне не было крошек и она была хорошо натянута. 7. После гигиенической обработки кожных покровов с помощью воды и мыла, смазывать участки над костными выступами античептическим кремом. Ежедневно.

3. Студент грамотно и доступно объяснит пациенту правила подготовки и необходимость проведения бронхоскопии.

4. Студент демонстрирует на муляже технику внутримышечной инъекции пантопона в соответствии с алгоритмом манипуляции.

ЗАДАЧА 4

Пациент 28 лет находится на стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагнозом “Язвенная болезнь желудка, впервые выявленная”.

Осуществляя первичную оценку состояния пациента, сестра выявила: жалобы на сильные боли в эпигастральной области, возникающие через 30-60 минут после еды, отрыжку воздухом, иногда пищей, утомляемость, трудности при засыпании. Курит по пачке сигарет в день. Разумеется, слышал, что это вредно, но конкретной информации о воздействии на желудок и другие органы не имеет. Тревожен. Общителен. Холост.

Хотел бы знать о заболевании, основных принципах лечения заболевания, т.к. обеспокоен большим количеством лекарственных препаратов, которые предложено принимать.

В плане обследования:

1. Режим общий.

2. ЭГДС с биопсией.

3. Исследование желудочной секреции.

Задания

1. Осуществите первичную сестринскую оценку и выявите нарушенные потребности пациента.

2.Выявите проблемы, поставьте цели, составьте план решения проблем.

3. Объясните пациенту, как правильно подготовиться к эзофагогастродуоденоскопии и желудочному зондированию и назовите ожидаемые ощущения во время названных исследований.

4. Продемонстрируйте технику желудочного зондирования тонким зондом.

Ответы на тесты мед сестра общей практики 1 — 19 тесты (190 ответов)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: