Педагогический замысел:
— познакомить с куклой, формировать особое отношение к кукле как к ребенку (игровому заместителю человека): учить говорить ласковые слова, заглядывать в глаза, поглаживать по головке и т. п.;
— знакомить с предметами, необходимыми для игры с куклой (предметы одежды, посуды, мебели), учить их показывать и называть (мимикой, жестами, словами);
— вызывать интерес к образным игрушкам, учить радоваться встрече с игрушками и хотеть играть с ними;
— учить выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию действиям и по словесной просьбе взрослого;
— стимулировать первоначальное ассоциирование собственных действий с действиями взрослых («я — мама, это моя дочка» и т. п.);
— учить различать кукол по одежде и прическе («дай такую же…»);
— учить различать игрушки по цвету, величине («дай, найди такую же…»);
— учить соотносить количество игрушек с игровой ситуацией без пересчета количества, пользуясь приемами наложения и приложения;
— учить вместе со взрослым организовывать место для игры с различными образными игрушками;
— располагать образные игрушки в пространстве комнаты, в игровом уголке, на плоскости стола (равномерно по всей поверхности, в ряд, с чередованием один к одному);
— формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытье кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды, уборку постели и застилку коляски и т. п.;
— формировать операционально-техническую сторону игры: действовать двумя руками (удерживать, приближать, поворачивать куклу и другие образные игрушки в процессе раздевания, одевания, кормления куклы и других образных игрушек, мытья куклы и различных резиновых и пластмассовых образных игрушек и посуды; прокатывать машинки рукой на столе, на полу, по наклонной плоскости, перемещая их с помощью веревочки, удерживая за корпус, за специальную палочку и т. п.);
— развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, за игрушкой;
— развивать звукоподражания животным, гулению и плачу куклы и т. п., а также подражания звукам, характерным для различных машин, в процессе игр с образными игрушками.
Оборудование и материалы:
— куклы-голыши;
— куклы разной величины с наборами одежды для различных сезонов;
— кукольные коляски;
— постельные принадлежности для коляски;
— мебель крупного размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита, умывальник);
— посуда различной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник);
— постельные принадлежности (подушки, матрац, одеяло, простыня);
— принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце);
— животные (мягкие, пластмассовые, резиновые и прочие игрушки, изображающие кошку, собаку, утенка, курочку, цыпленка и т. п.);
— различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки, например бабочки;
— игрушки, изображающие сказочных персонажей, — Лесовика, Домового, Деда Мороза, Снеговика и т. п.
Примерный перечень игр
«Познакомимся с Аней», «Кукла Аня играет и отдыхает», «Кукла Аня танцует и поет», «Кукла Аня ходит», «Куклы и медвежонок Пуся», «Во что одета кукла Аня», «Игры-потешки с куклами-подружками», «Кукла Аня и кукла Ваня», «Катаем машины по дорожке», «Катаем в машине зверей», «Катаем кукол в колясках», «Букет из листьев для любимых кукол», «Моем руки Ане», «Купание куклы Ани», «Угостим Аню чаем», «Поим кукол чаем», «Комната для Ани»; «Накормим Аню обедом», «Кормим кукол обедом», «Укладывание Ани спать», «Завтрак куклы Маши», «У нас в гостях кукла Катя», «Кукла Катя хочет спать», «Постелем куклам кроватки», «Постель для куклы-младенца», «Собака и щенята», «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Утка и утята», «Укачаем куклу (мишку, кошечку, собачку и т. п.)». « Уложим куклу (мишку, кошечку, собачку и т,, п.) спать», «Кукла Катя проснулась», «Звоним подружкам-куклам по телефону», «Игрушки играют и отдыхают», «Прогулка с любимыми куклами и мишками», «Большие и маленькие ножки (дети и куклы)», «Игры с деревянными куклами», «Приглашаем кошку Мурку в дом», «Игры с зайчиками», «Зайчики и сова», «В гостях у ежика», «Ухоронка для ежика», «Кукла Аня и белый медвежонок Умка», «День рождения белого медвежонка Умки», «Медвежонок Умка приходит в гости к медвежонку Пусе», «Медвежата Пуся и Умка приходят в гости к кукле Ане», «Прогулка малышей», «Купание малышей-голышей», «Стирка одежды», «Кукла Аня и кукла Катя наряжают елку», «Разговариваем по телефону с Дедом Морозом», «Куклы ждут Деда Мороза», «Новогодний праздник», «Медвежонок Умка на новогоднем празднике», «Медвежата идут на прогулку с детьми», «Оденем кукол на прогулку», «Поделись игрушкой с другом», «Вместе делаем игрушки», «Купаемся и загораем с куклами на речке», «Прогулка за грибами», «Собираем шишки для белок», «Поездка в поезде», «Поездка на автобусе», «Поездка на поезде в осенний лес», «Поездка на поезде в зимний лес», «Летнее путешествие на поезде», «Путешествие с куклами к ручейку», «Купаемся и загораем с куклами и собачкой на речке», «Поездка на автобусе в кукольный театр», «Поездка на автобусе в гости к кукле Ане» и др.
Театрализованные игры
Педагогический замысел:
— познакомить с техникой игрового превращения (преображения);
— учить изменять движения в соответствии с образом, подражая положением рук, ног и туловища, выражением лица, голосом и речью игровому персонажу;
— развивать умение действовать с воображаемыми предметами «понарошку»: расчесываться, умываться, вытирать полотенцем руки и т. п.;
— развивать в процессе режиссерской игры и игры-драматизации игровые действия с изображениями предметов и предметами-заместителями, имеющими внешнее сходство с заменяемыми предметами, направляя внимание ребенка на использование одного предмета многими и многих — одним;
— учить многообразному использованию в театрализованных играх предметов, деталей костюмов и т. п.;
— учить соотносить игрушки, детали костюмов с игровой ситуацией по количеству, величине, форме, пользуясь приемами наложения и приложения;
— развивать умение имитировать в пластике движения животных (кошка, собака, заяц и т. п.), птиц (цыпленок, курица, воробей и т. п.), растений (цветок, дерево), насекомых (бабочка), солнца, разных машин и т. д.;
— знакомить с ролью (кошка, собака, курочка и т. п.), учить брать на себя роль, переименовывать себя в соответствии с ней (я — сердитый петушок, я — веселый петушок и др.);
— побуждать и поощрять принятие роли с использованием режиссерских игрушек и костюмов для драматизации (с помощью взрослого);
— создавать условия для удержания ребенком принятой на себя роли;
— учить подбирать для театрализованной игры игрушки, которые соответствуют тексту потешки, песенки, стихотворения, сказки (мяч, кубик, крылья для бабочки, крылья для жука, шапочку для курочки, цыпленка и т. п.);
— учить выражать голосом, звукоподражаниями эмоциональное состояние персонажа (птичка сердится, радуется и т. п.).
Оборудование и материалы;
— настольная и напольная ширмы;
— плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
— декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);
— наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.);
— куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.);
— рукавички и перчатки с изображениями мордочек животных (кошки, собаки, курочки и т. п.);
— атрибуты для игры-драматизации: большой макет репки из папье-маше или иного материала, домик-теремок;
— мягкие модули;
— костюмы курочки, собачки, кошки, мышки, бабочек и других сказочных персонажей;
— фланелеграф;
— ковролинограф;
— магнитная доска.
Примерный перечень игр
Игры-импровизации: «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Зайчики на полянке», «Бабочки на полянке», «Лягушата и бабочки у озера», «Игры с зайчиками», «Зайчики и сова», «В гостях у ежика», «Прогулка за грибами», «Ухоронка для ежика», «Кто в лесу живет?», «Лесные квартиры», «Лиса и зайцы» (путешествие в зимний лес), «Осенняя, сказка» и т. п.
Театрализованные игры на основе малых форм фольклора
Песенки, потешки, прибаутки: «Баю-баю, баю-баю…» (рус.), «Валенки» (рус.), «Солнышко-ведрышко!» (рус.), «Травка-муравка» (рус.), «Буренушка» (рус.), «Перекликание петухов» (рус.), «Сидит, сидит зайка» (рус.), «Жили у бабуси…» (рус.), «Скок-скок-поскок» (рус.), «Как у нашего кота» (рус.), «Пошел кот под мосток» (рус.), «У Аленки в гостях» (рус.), «Наши уточки», (рус.), «Ай, ду-ду» (рус.), «Котик серенький» (рус.), «Киска, киска» (рус.), «Кисонька-Мурысенька» (рус.), Сорока-белобока» (рус.), «Идет коза рогатая» (рус.), «Ладушки» (рус.), «Водичка-водичка» (рус.), «Наша Маша» (рус.), «Заинька» (рус.), «Гуси вы, гуси» (рус.), «Топ-топ» (кабардино-балкарск.), «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Топ, топ» (польск.), «Ехал Тит на дрожках» (рус.) «На зеленом на лужку» (рус.) и др.
Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят» (обр. А. Толстого), «Теремок», «Колобок».
Театрализованные игры на основе произведений классической и современной литературы:
3. Александрова «Пляска», «Грузовик»; Н. Артюхова «Ручеек»;
А. Барто «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака»;
В. Берестов «Больная кукла», «Про машину»; Е. Благинина «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»;
А. Бродский «Солнечные зайчики»;
П. Воронько «Спать пора», «Пирог»;
О. Высотская «На санках», «Холодно», «Весело, весело»
В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»;
Б. Иовлев «У крылечка»;
С. Кадутикян «Хлюп-хлюп», «Маша обедает»;
М. Клокова «Мой конь», «Белые гуси»;
Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла…»;
С. Маршак «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом»;
С. Михалков «Песенка друзей»;
Э. Мошковская «Я — машина»;
М. Пожарова «Толя и медвежонок»;
А. Прокофьев «Мишка косолапый по лесу идет»;
Н. Саконская «Где мой пальчик?»;
В. Сутеев «Цыпленок и утенок»;
И. Токмакова «На машине ехали»;
Л. Толстой «У Миши были сани»;
К. Ушинский «Два козлика», «Уточки», «Коровка»;
К. Чуковский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок»;
А. Шабад «Лесенка» и др.
Второй этап.
На втором этапе обучения, как и на первом, проводятся игры с песком, водой, различным природным, бросовым материалом и бумагой. Эти игры проводят учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, которые используют их в процессе различных занятий с детьми. Они проводятся на подгрупповых занятиях по формированию представлений об окружающем, на занятиях по развитию речи и формированию элементарных математических представлений, занятиях по труду и т. п. Эти игры используются также в индивидуальной работе (с одним — двумя детьми). (В данном разделе они отдельно не представлены, а включены в различные разделы программы на втором этапе обучения.)
Учитель-дефектолог проводит сюжетно-ролевые игры с подгруппами детей численностью 3—5 человек, объединяя их по уровню интеллектуального развития, а в ряде случаев и по игровым интересам, исходя из особенностей взаимоотношений между ними и педагогических задач нравственного воспитания.
В процессе индивидуальной работы учитель-дефектолог исходит из особенностей развития игровой деятельности детей. Он уточняет, расширяет наиболее значимые для данной игры моменты: речевое развитие ребенка, формирование у него отдельных игровых действий, моделирование взаимоотношений со взрослым и со сверстником.
Воспитатели продолжают формировать игровые навыки, расширяя, уточняя и совершенствуя их. Они также объединяют детей в группы разной численности для совместных игр, привлекая, для этого детей с различным уровнем игровых навыков и речевого развития.
В групповой комнате выделяется место для сюжетно-ролевых игр. Оно может состоять из обязательной части — кукольного уголка, который оформляется в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами. Содержание кукольного уголка меняется по мере того, как дети осваивают различные игровые действия с куклой. Кроме того, содержание кукольного уголка зависит от ситуаций различных сюжетно-ролевых игр, в которые дети играют. Необходимым компонентом сюжетно-ролевых игр является оборудование той игры, которая в данный момент ими проигрывается. Эта игра разворачивается в удобном месте и остается стационарно развернутой на весь период игры, чаще всего на один — два месяца. По мере освоения другой сюжетно-ролевой игры, которую дети осваивают совместно со взрослыми, предыдущая игра сворачивается, но остается еще в поле постоянного внимания детей. Оборудование остальных сюжетно-ролевых игр, в которые дети уже играли, располагается в доступном для них месте на специальных стеллажах в специальных ящиках, коробках с характерными символическими изображениями либо в специальных прозрачных саше на стене групповой комнаты.
На втором этапе обучения дети продолжают активно играть в театрализованные игры, которые организуются взрослыми совместно с детьми.
Для проведения театрализованных игр используются песенки и потешки, кумулятивные сказки, авторские сказки, сказки-импровизации, сюжет которых отражает простейшие ситуации, направленные на режиссерские игры с образными игрушками, на игру-драматизацию. Театрализованная игра может проводиться на основе проигрывания ситуации, создающейся совместно детьми и взрослым и разыгрываемой без предварительного ознакомления детей с потешкой, песенкой, сказкой.
Сюжетно-ролевая игра
Педагогический замысел:
— развивать интерес к ролевым играм, стремление играть вместе со взрослыми и другими детьми;
— организовывать условия для игры: подбор и изготовление атрибутов, расположение их в пространстве для игры и т. п.;
— разнообразить действия с куклой и другими образными игрушками;
— поощрять самостоятельное желание играть в знакомые игры;
— учить использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы;
— продолжать учить воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий, направленных на мытье кукол, раздевание и одевание, сервировку стола кукольной посудой, уборку постели, застилку коляски и т. п.;
— учить выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, по несложному словесному заданию;
— стимулировать и поощрять речевую активность в процессе игр;
— формировать представления об отражаемой области действительности, пригодные для игры;
— воспитывать адекватное отношение, к ролевым действиям, учить понимать смысл действий того или иного персонажа в соответствии с ситуацией игры;
— закреплять знакомые ролевые действия в соответствии с содержанием игры и умение переносить эти игровые действия на различные ситуации, тематически близкие уже известной игре;
— учить располагать атрибуты игры в пространстве комнаты, в игровом уголке, на плоскости стола и т. п.;
— адекватно, в соответствии с функциональным назначением использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий;
— выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной инструкции;
— вызывать потребность в общении, используя как речевые, так и неречевые средства общения;
— использовать в ходе игры различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;
— производить простейшие действия с воображаемыми объектами по подражанию действиям взрослого;
— совместно со взрослым или по подражанию ему создавать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр;
— использовать в процессе ролевых и сюжетно-ролевых игр продукты собственной конструктивной, трудовой и изобразительной деятельности;
— брать на себя роль, называя себя по имени персонажа, и действовать в соответствии с нею при активной помощи взрослого;
— учить понимать намерения, мотивы поведения персонажа (овладевать техникой перевоплощения);
— играть совместно со взрослыми, детьми в строительно-конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, изготавливать для этих игр простые игрушки, машинки, украшения с помощью взрослого;
— учить взаимодействовать с игровым персонажем, учитывая игровую программу партнера;
— отражать в играх приобретенный жизненный опыт, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно;
— передавать характер персонажа, используя движения, изобразительные жесты и речь, при активной поддержке взрослого;
— использовать основные игровые навыки в новой игре;
— изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого.
Оборудование и материалы:
— куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы);
— одежда для кукол;
— оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер и т. п.;
— мягкие модули;
— крупный деревянный строительный материал;
— стационарный автобус из фанеры, картона или пластика (он имеет ограничения с трех сторон, а с четвертой открытый проем — дверь, внутри такого автобуса устанавливаются руль, сиденья — стулья);
— знаки «автобусная остановка», «пешеходный переход», «осторожно, дети» и т. п.;
— игрушечный светофор;
— специальная дощечка с указанием остановки и приспособлением для картинки, означающей название остановки (вывески);
— картинки со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т. д.;
— стационарный прилавок;
— деньги из бумаги, картона, пластика и др.;
— касса и чеки;
— кошельки;
— сумки для покупателей;
— весы;
— счетная машинка (игрушечный или настоящий калькулятор);
— халаты для продавцов, парикмахера, врача, медсестры;
— туалетный столик с зеркалом;
— умывальник;
— полотенца;
— большой и маленький фен;
— набор салфеток;
— пелерина;
— туалетные принадлежности: одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы);
— ножницы;
— набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор «Парикмахер»);
— расчески;
— щетки;
— бигуди;
— ленты;
— альбомы с образцами причесок;
— наборы «Детский парикмахер», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Регулировщик»;
— сумка врача;
— трубка-фонендоскоп;
— шпатель для осмотра горла;
— градусники;
— шприцы;
— вата;
— набор лекарств: йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала);
— грелки;
— бланки рецептов и т. п.
Примерный перечень игр
Игра «Дочки-матери»
Возможные варианты развития сюжетов игры: «У нас в гостях кукла Катя», «Кукла хочет спать», «Завтрак куклы Маши», «День рождения медвежонка», «Прогулка малышей», «Купание малышей-голышей», «Стирка», «Праздник елки», «Оденем доченьку на прогулку», «Кукла Катя проснулась», «Поездка в гости на автобусе».
Игра «Семья»
Возможные варианты развития сюжетов игры: «Утро в семье», «Обед в семье», «Вечер в семье», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка дома», «К нам пришли гости», «День рождения дочки».
Игра «Автобус»
Возможные варианты развития сюжетов игры: «Строим автобус», «Учимся водить автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «Катаемся по городу», «Едем в гости», «Едем в театр».
Игра «Магазин»
Возможные варианты развития сюжетов игры: «Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», «Хлебный магазин», «Магазин одежды».
Игра «Парикмахерская»
Возможные варианты развития сюжетов игры: «Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)», «Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)», «Едем на автобусе в парикмахерскую», «Делаем прически к празднику» и т. п.
Игра «Доктор»
Возможные варианты развития сюжетов игры: «На приеме у врача в медицинском кабинете», «Кукла Катя заболела», «Осмотр у врача», «В процедурном кабинете», «На приеме у врача в поликлинике», «Мама вызывает врача на дом», «Врачи скорой помощи едут лечить Катю», «Скорая помощь увозит Катю в больницу» и т. п.
Театрализованные игры
Педагогический замысел:
— продолжать учить имитировать движения, голоса, «преображаться» в процессе театрализованных игр;
— говорить от имени персонажа, отражая подлинные намерения (Что задумал сделать? Что сказал? Что сделал?);
— учить выбирать вместе со взрослым сюжеты для театрализованных игр, распределять роли на основе сценария, который педагог разрабатывает вместе с детьми, учить использовать предметы в новом значении, исходя из игровой ситуации;
— развивать в процессе режиссерской игры игровые действия с изображениями предметов и предметами-заместителями, имеющими внешнее сходство с заменяемыми предметами и отличающимися от реальных;
— продолжать учить многообразному использованию в театрализованных играх предметов, деталей костюмов;
— развивать умение имитировать движения в пластике в соответствии с эмоциональным состоянием персонажа, входя в образы животных (домашних и диких), птиц (цыпленка, курицы, воробья и т. п.), растений (цветка, дерева), насекомых (бабочки, паучка и т. п.), солнца, изображая различные транспортные средства (поезд, машину, самолет и т. п.) и т. д.;
— уточнять представления о различных ролях (кошка, собака, курочка, медведь, лиса, заяц, еж и т.п.);
— продолжать учить принимать на себя роль, удерживать ее до конца, учить строить ролевое поведение;
— учитывать игровую программу партнера в процессе игры;
— учить самостоятельно выбирать для игры-драматизации игрушку, соответствующую тексту потешки, песенки, стихотворения, сказки (мяч, кубик, крылья для бабочки, крылья для жука, шапочку для курочки, цыпленка и т. п.), — зрительно, тактильно, на слух;
— учить выбирать игрушки для режиссерской игры, ориентируясь на их размер (большой—маленький, высокий—низкий, длинный—короткий), на цвет (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
— продолжать учить выбирать предметы-орудия, природный (вода, листья и т. п.) и бросовый материал при подготовке к драматизации потешек, стихов, сказок;
— развивать произвольные мимические движения с контролем перед зеркалом на основе просмотренного видеофильма, фотографий; по заданию изображать эмоциональные состояния: радость, гнев, испуг, огорчение;
— развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми;
— формировать неречевые (мимику, пантомимику, жест) и речевые средства общения;
— учить технике превращений (по-другому двигаться, говорить, менять выражение лица);
— учить наблюдать за действиями партнеров по театрализованной игре;
— развивать пространственно-временную ориентацию (создание мизансцен, соответствующих различным временам года, и т. п.);
— развивать выразительность имитационных движений, совершенствовать движения руки в играх с куклами-бибабо и пальчиковым театром;
— поддерживать у детей интерес к активному участию в театрализованных играх.
Оборудование и материалы:
— настольная и напольная ширмы;
— плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
— декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);
— наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.);
— куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.);
— рукавички с изображениями мордочек животных (кошка, собака, курочка и т. п.); — атрибуты для игры-драматизации: большой макет репки из папье-маше или другого материала, домик-теремок;
— мягкие модули;
— костюмы курочки, собачки, кошки, мышки, бабочек и других сказочных персонажей;
— игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичка, Домового, Деда Мороза, Снеговика, Красную Шапочку, Доктора Айболита, Крокодила Гену, Львенка и т. п.);
— фланелеграф;
— ковролинограф;
— магнитная доска.
Примерный перечень игр
Варианты игр на развитие воображаемых движений: этюды и пантомимы «Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идет», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнце в разные времена года», «Ветер, ветер…», «Солнечные зайчики» и т. д.
Игры-упражнения на формирование представлений об эмоциях, на распознавание и произвольное проявление чувств, на гармонизацию личности ребенка: «Я грущу и улыбаюсь», «Солнышко и туча», «Салют», «Дождик», «Мусорное ведро», «Пальцы и ладонь», «Ходят в море корабли», «Мы клоуны», «Мы художники», «Паровозик», «Чье имя?», «Пройд и с закрытыми г лазами», «Имя шепчут волны» и т. д.
Варианты театрализованных игр: «Собака со щенятами», «Утята и цыплята», «Зайчики и бельчата», «Лягушата и бабочки у озера», «В гостях у ежей», «Прогулка за грибами», «Кто в лесу живет?», «Лесные квартиры», «Лиса и зайцы» (путешествие в зимний лес), «Осенняя сказка», «Зимняя сказка» (продолжение «Осенней сказки»), «Лесные друзья», «Путешествие в зимний лес», «Золотая осень», «В гостях у солнышка», «Чьи детки лучше?» (спор зверей) и т. д.
Малые формы фольклора, использующиеся для театрализованных игр
Песенки и потешки: «Солнышко-ведрышко!» (рус.), «Буренушка» (рус.), «Пастух» (рус.), «Перекликание петухов» (рус.), «Жили у бабуси…» (рус.), «Лето» (РУС.), «Кукушечка» (рус.), «Наши уточки» (рус.), «Ай, ДУ-ДУ» (рус.), «Друзья-помощники» (рус.), «Уж ты, зимушка» (рус.), «Ласточка» (рус.), «Тили-бом» (рус.), «Совушка» (рус.), «Петушок» (рус.), «Барашенька» (рус.), «Гуси вы, гуси» (рус.), «Божья коровка» (рус.), «Уж ты, радуга-дуга» (рус.), «Отличные пшеничные» (шведск.), «Маленькие пастухи» (шведск.), «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Ой, в зеленом бору» (укр.), «Курица» (англ.) и др.
Сказки: «Заюшкина избушка», «Рукавичка» (укр.), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях» (словацк.), «Три медведя» (обр. Л. Толстого) и др.
Произведения классической и современной литературы для театрализованных игр:
А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Кто как кричит»;
В. Берестов «Мишка, мишка, лежебока»;
Е. Благинина «Аленушка», «Маша обедает»;
Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная», «Помощники весны»;
Л. Лебедева «Мишутка»;
С. Маршак «Усатый-полосатый», «Сказка об умном мышонке», «Детки в клетке», «Два котенка», «Тихая сказка», «Перчатки» (пер. с англ.), «Сказка о глупом мышонке », « Кошкин дом »;
С. Михалков «Песенка друзей»;
Н. Павлова «На машине», «Чьи башмачки?»;
Н. Подлесова «Трусливый огурчик»;
В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал мяу?»;
Е. Трутнева «Скоком-скоком…», «Дед Мороз», «Без нужды и без тревоги…», «Елка»;
Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»; К. Ушинский «Спор зверей», «Утренние лучи», «Еж и заяц»;
К. Чуковский «Цыпленок», «Федорино горе», «Муха-цокотуха».
Третий этап.
На третьем этапе обучения основное внимание обращается на совершенствование игровых действий с природным, строительным и бросовым материалом в процессе дидактических игр и игровых упражнений.
На этом этапе работы продолжается обучение сюжетно-ролевым играм, которое проводит учитель-дефектолог; уточняют и закрепляют навыки сюжетно-ролевой игры воспитатели группы, а также другие специалисты, работающие с детьми (инструктор по физическому воспитанию, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель и др.). Они включают элементы сюжетно-ролевой игры, игры с образными игрушками в свои занятия, наполняя их, таким образом, единым содержанием, связывая ход игрового занятия тематически с проводимой сюжетно-ролевой игрой. Важное значение приобретает использование сюжетно-ролевой игры во взаимодействии с сюжетно-дидактической.
Сюжетно-ролевая игра
Педагогический замысел:
— обогащать опыт действий детей с куклой и другими образными игрушками;
— продолжать учить выполнять игровые действия вместе со взрослым, по подражанию действиям взрослого, по образцу действий взрослого, по простейшим словесным инструкциям;
— стимулировать сопровождение игровых действий речью в процессе сюжетно-ролевых игр;
— вызывать интерес к ролевым играм, радость возможности поиграть в новую игру, желание играть в нее;
— формировать адекватное отношение к ролевым действиям, учить понимать смысл действий того или иного персонажа в соответствии с ситуацией игры;
— закреплять знакомые ролевые действия в соответствии с содержанием игры и умение переносить эти игровые действия на различные ситуации, тематически близкие уже известной игре;
— учить располагать атрибуты игры в пространстве комнаты, в игровом уголке, на плоскости стола и т. д.;
— формировать умение выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытье кукол, раздевание и одевание их, сервировку стола кукольной посудой, уборку постели, застилку коляски и т. п.;
— закреплять интерес и положительное отношение к знакомым играм и игрушкам;
— учить адекватно, в соответствии с функциональным назначением использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий;
— закреплять умение выполнять игровые действия вместе со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной инструкции;
— стимулировать проявление интереса и потребности в эмоциональном общении с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения;
— учить находить соответствующие предметы и игрушки по характерному образу, звучанию и использовать эти игрушки в процессе игровых действий;
— учить использовать в ходе игры различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;
— учить производить по ходу игры простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого;
— учить брать на себя роль и действовать в соответствии с нею при активной помощи взрослого;
— учить выполнять простейшие трудовые действия, отражая представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, ориентируясь на образец, который дает взрослый;
— формировать умение вместе со взрослым или по подражанию ему моделировать различные постройки из крупного и мелкого строительного мате риала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр;
— закреплять умение использовать в процессе ролевых и сюжетно-ролевых игр продукты своей конструктивной, трудовой и изобразительной деятельности, выполненные с помощью взрослого;
— учить создавать простейшую воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею при активной помощи взрослого, проявлять соответствующую эмоциональную реакцию на нее;
— учить играть вместе со взрослыми, детьми в строительно-конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, изготавливать для этих игр простые игрушки, машинки, украшения с помощью взрослого;
— закреплять умение действовать в процессе игры рядом, совместно, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
— учить отражать в играх приобретенный жизненный опыт, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно;
— учить общаться по ходу игры с помощью жестов, мимики, речи (особое внимание обращается, на использование различных речевых конструкций, обращений в процессе игры);
— развивать способность использовать игровую композицию в процессе социально-бытовых действий;
— учить изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр совместно со взрослыми, по подражанию действиям взрослого;
— учить сопровождать игровые действия речью;
— учить понимать и называть наиболее часто употребляемые глаголы, отражающие действия с предметами и игрушками в соответствии с сюжетом игры.
Оборудование и материалы:
— куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы);
— разнообразная одежда для кукол;
— оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер и т. п.;
— мягкие модули;
— крупный деревянный строительный материал;
— стационарный автобус из фанеры, картона или пластика (он имеет ограничения с трех сторон, а с четвертой открытый проем — дверь, внутри такого автобуса устанавливаются руль, сиденья — стулья);
— знаки «автобусная остановка», «пешеходный переход», «осторожно, дети» и т. п.;
— игрушечный светофор;
— специальная дощечка с указанием остановки и приспособлением для картинки, означающей название остановки (вывески);
— картинки со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т. д.;
— стационарный прилавок;
— деньги из бумаги, картона, пластика и др.;
— касса и чеки;
— кошельки;
— сумки для покупателей; — весы;
— счетная машинка (игрушечный или настоящий калькулятор);
— халаты для продавцов, парикмахера, врача, •медсестры;
— туалетный столик с зеркалом;
— умывальник;
— полотенца;
— большой и маленький фен;
— набор салфеток;
— пелерина;
— туалетные принадлежности: одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы);
— детские ножницы;
— набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор «Парикмахер»);
— расчески;
— щетки;
— бигуди;
— ленты;
— альбомы с образцами причесок;
— наборы «Детский парикмахер», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Регулировщик»;
— сумка врача;
— трубка-фонендоскоп;
— шпатель для осмотра горла;
— шприцы;
— вата;
— набор лекарств: йод, таблетки, микстура, капли, лекарство для уколов, порошки, мазь (все игрушечное, сделано из небьющегося материала);
— грелки;
— бланки рецептов;
— термометры;
— пачка горчичников (аккуратно нарезанные прямоугольные листы из бархатной или простой желтой бумаги); — стетоскоп;
— молоточек;
— пипетки;
— палочка для смазывания йодом или мазью;
— зеркало для осмотра носоглотки и ушей;
— «спирт» для смазывания места укола;
— таблицы с картинками для проверки зрения;
— почтовый ящик;
— прилавок;
— настоящие и изготовленные педагогом вместе с детьми марки, конверты, открытки, бумага для писем;
— сумка для почтальона.
Примерный перечень игр
Игра «Семья»