Сказка «мальчик ваня и мудрый учитель»

Сказка «мальчик ваня и мудрый учитель» Жил-был Ваня. Он был очень послушным и добрым мальчиком. Но его большие и умные глаза были почему-то всегда грустными-прегрустными. И только мама Вани знала, в чём тут дело. Ваня не мог правильно говорить. А слова во множественном числе он вообще не понимал. Он никогда не употреблял их в своей речи.

Вот, например, приходит он в магазин и говори: «Дайте мне, пожалуйста, ботинок». Удивлённая продавщица продаёт ему один ботинок, и Ваня идёт с этой покупкой домой. Мама вздыхает, берёт коробку с одним ботинком и идёт менять его на … (ботинки).

Или идёт Ваня в лес, набирает полную корзину грибов, а на вопрос бабушки: «Что ты нашёл в лесу?» отвечает: «Гриб!». Мама снова вздыхает и показывает бабушке … (грибы), собранные Ваней.

В начале учебного года Ваня в школьной библиотеке получал только один учебник. На помощь снова приходила мама и получала за сына все необходимые … (учебники).

Когда приходили гости, он предлагал им лишь один стул. Но гостей было много, и им нужны были … (стулья). Тогда на выручку приходил папа. Он рассаживал гостей по … (стульям).

Весной решено было озеленить территорию вокруг дома. Ваню послали за саженцами. Но он принёс всего одно дерево, а для сквера нужны были … (деревья).

На просьбу бабушки проветрить квартиру, Ваня открывал одно окно. Бабушка же считала, что хорошо проветрить дом можно, лишь открыв все … (окна).

Рисовал Ваня только одним карандашом и одной краской. Поэтому рисунки у него получались скучными. Ведь для того, чтобы картина получилась интересной и красочной, нужны яркие … (карандаши) и разноцветные … (краски).

Сказка «мальчик ваня и мудрый учитель» Мама долго терпела всё это, но, в конце концов, поняла, что Ване не справиться с проблемами в одиночку. Она обратилась за помощью к Мудрому Учителю. Тот сказал, что через месяц Ваня даже не вспомнит о своих сегодняшних проблемах. И, правда, вскоре мальчик уже всё-всё знал о множественном числе слов. Он мог правильно употреблять эти слова в речи и уже не попадал в смешные и нелепые ситуации.

(Педагог или родитель предлагает ребёнку выполнить упражнения, которые давал Ване Мудрый Учитель. С помощью картинок и предметов отрабатываются формы множественного число существительных, прилагательных, глаголов прошедшего времени: лист — листья, стол — столы, окно — окна, стул – стулья, пень – пни, дом — дома и т.д.)

СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ

Подбор слов-синонимов превратится в игру после того, как вы расскажете ребёнку вот такую сказку.

Мышиные проделки

Сказка «мальчик ваня и мудрый учитель» В маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном доме жил на книжной полке старый-престарый словарь. Это такая книга, где собраны все-все слова, какие только есть в языке.

Сказка «мальчик ваня и мудрый учитель» Повадились мыши грызть в словаре страницы. Что ни день, то какое-нибудь слово пропадёт! Зато его описание мыши не трогали. И то хорошо! Словарем этим пользовался старик-архивариус. С памятью у него было неважно. События давно минувших дней он помнил хорошо, а вот отдельные слова – забывал. На помощь и приходил словарь. Но после мышиных набегов в словаре, что ни слово, — то дырка. Как её восполнить?

(Предложите ребёнку помочь старику-архивариусу восстановить слова по их описанию. Для этого педагог или родитель даёт лексическое описание слов синонимического ряда. Прослушав его, ребёнок подбирает синонимы.)

Вот примерные синонимические ряды наиболее употребляемых существительных, глаголов и прилагательных:

Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает. Кто это? (Бедняк, нищий, безработный, беженец, бездомный и т.д.)

Человек, который служит в армии. (Солдат, боец, красноармеец, воин, военный, миротворец и т.д.)

Сильный, разрушительный ветер. (Буря, ураган, шторм, тайфун, торнадо и т.д.)

Женщина, обладающая сверхъестественной силой и творящая чудеса. (Волшебница, колдунья, чародейка, фея, целительница, ведьма и т.д.)

Дети-дошкольники. (Малыши, малютки, крохи, ребятня, ребятишки, детвора, ребятки и т.д.)

Человек, лишенный чувства жалости, причиняющий боль другим. (Тиран, деспот, палач, изверг, мучитель и т.д.

Крайне неблагоприятное стечение обстоятельств, злой рок. (Беда, несчастье, злоключение, бедствие, невезение, напасть, катастрофа, горе).

Процесс, в результате которого что-то делается, совершается. (Работа, труд, дело, служба, занятие, бизнес).

Человек, занятый каким-то делом, работой. (Рабочий, работник, работяга, служащий, труженик, трудяга, бизнесмен, предприниматель).

Человек, вызывающий смех, вынуждающий смеяться. (Весельчак, шутник, балагур, юморист, шут, комик, клоун, Петрушка, паяц).

Отсутствие света. (Темнота, темень, тьма, потемки, мрак).

Отсутствие звуков. ( Тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье).

Струя подземной воды, вырывающаяся на поверхность земли. (Родник, ключ, источник, гейзер, фонтан).

Хороший результат. (Успех, удача, достижение, победа).

Человек, занимающийся обучением или воспитанием. (Учитель, воспитатель, преподаватель, педагог, наставник).

Маленький дом. (Домишко, хижина, лачуга, хибарка, халупа).

Люди, соединенные кровными узами. (Семья, родня, родственники, сородичи, клан, фамилия, семейство).

Испытывать страх. (Бояться, трусить, пугаться, опасаться, робеть, страшиться, дрожать от страха, трястись от страха.)

Перемешать предмет быстрым, резким движением. (Бросать, кидать, швырять, пулять).

Издавать громкие звуки. (Кричать, орать, вопить, галдеть, голосить, надрываться).

Лить слёзы. (Плакать, реветь, рыдать, обливаться слезами).

Добиться победы или успеха. (Победить, одолеть, побороть, осилить, сломить, преодолеть, перебороть, взять верх, одержать победу, справиться).

Воздействовать на кого-то страхом. (Пугать, запугивать, страшить, стращать, грозить, угрожать, давить).

Вести разговор. (Разговаривать, говорить, беседовать, болтать, толковать, балаболить, трепать языком).

Приводить человека в хорошее расположение духа. (Развлекать, забавлять, занимать, веселить, тешить, потешать).

Приводить всё в негодность. (Портить, ломать, разрушать, рушить, крушить, громить).

Нанести удар. (Ударить, стукнуть, двинуть, треснуть, долбануть).

Испытывать упадок сил после работы. (Устать, измучиться, утомиться, умориться, замотаться, изнемочь).

Обладать большой яркостью. (Светиться, блестеть, сверкать, сиять, искриться, бросаться в глаза).

Обладающий значительной величиной предмет, какой? (Большой, огромный, громадный, гигантский, впечатляющий, грандиозный).

Предмет, излучающий жар, какой? (Горячий, жаркий, жгучий, обжигающий, знойный, раскалённый).

Как говорят о человеке, который всё выполняет с большой скоростью? (Быстрый, проворный, торопливый, стремительный, молниеносный).

Тот, кто лишён жалости и сострадания, какой? (Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый).

Человек, нравящийся своим внешним видом, какой? (Красивый, привлекательный, прекрасный, пригожий, прелестный, хорошенький).

Тот, кто не отличается красотой, какой?(Некрасивый, уродливый, страшный, безобразный, отталкивающий, противный, отвратительный, скверный, гнусный, гадкий, омерзительный, мерзкий).

Не радующая солнцем, сырая погода, какая? (Пасмурная, плохая, облачная, непогожая, дождливая, холодная, промозглая, слякотная).

Когда человеку невесело, он какой? (Грустный, печальный, унылый, горестный, скорбный, безутешный.)

Если на предмет или на человека можно опереться, он какой? (Твёрдый, надёжный, незыблемый, крепкий, несокрушимый.)

Предмет, отличающийся богатой отделкой и убранство, какой? (Роскошный, богатый, великолепный, дорогой, пышный, блистательный.)

Человек с хорошим характером, какой? (Добрый, добродушный, мягкосердечный, мягкий, смирный, кроткий, доброжелательный, незлобивый.)

Физически неразвитый человек, какой? (Хилый, чахлый, слабый, болезненный, худосочный, тощий, щуплый).

Тот, кто не испытывает страх, преодолевает любые трудности, какой? (Смелый, бесстрашный, безбоязненный, храбрый, неустрашимый, отважный, удалой, лихой).

Небольшой по размерам предмет, какой? (Маленький, крошечный, крохотный, мелкий, карликовый, малюсенький).

Предмет, несущий в себе тайну, какой? (Таинственный, тайный, секретный, загадочный, потаенный, чудесный).

Труд, требующий большого напряжения, какой? (Напряженный, непосильный, тяжкий, тяжелый, каторжный).

Тот, кто обладает цепким умом, какой? (Умный, понятливый, толковый, смышлёный, разумный, головастый, башковитый).

Приобщить ребенка к подбору слов-антонимов (противоположных по значению) можно также при помощи сказки. Взрослый читает сказку, а дошкольник по контексту подбирает слова с противоположным значением.

Кривое зеркало

Когда-то давным-давно существовало Королевство Кривых Зеркал. Однажды его жителям надоело всё видеть в искаженном виде. Они собрали все зеркала и решили от них избавиться. Но как? Разбить – нельзя. Это может принести несчастье. Было решено отнести зеркала в глухое место: в тёмную и глубокую пещеру. Сказано – сделано. Вскоре о зеркалах и вовсе забыли.

Сказка «мальчик ваня и мудрый учитель» Недалеко от пещеры жила старая колдунья. Увидев, что в пещеру что-то прячут, она решила туда наведаться. Взяла колдунья одно из зеркал, принесла домой и стала в него смотреться. Она не поверила своим глазам! На неё смотрела не старая, а … (молодая) женщина приятной наружности… В зеркале колдунья было совсем не толстая, а … (худая), не горбатая, а … (стройная). В жизни лицо колдуньи было злобным и мрачным, а вот отражение зеркала сделало его … (добрым) и … (весёлым). А уши, о чудо! Они стали не большими, а … (маленькими). Нос уже не был кривым и крючковатым, а стал на удивление …(прямым). Грязное платье колдуньи выглядело … (чистым), старые туфли — … (новыми), а длинная юбка — … (короткой). Налюбовавшись собой, колдунья решила прихватить из пещеры ещё и маленькое зеркальце, которое всегда можно будет носить с собой. Осуществив эту свою задумку, она стала повсюду испытывать волшебные свойства зеркальца. Шла колдунья как-то по лесу и встретила Волка. Конечно, испугалась. Вспомнила о зеркальце, посмотрелась в него и, в одночасье, из трусливой стала … (смелой, храброй). Направила зеркальце на Волка, и тот из свирепого и хищного превратился в … (смирного и миролюбивого). Тут на тропинку позади Волка выскочил крошечный Зайчишка. В зеркальце же он показался … (огромным). Увидев его изображение, Волк испугался и стремглав помчался прочь. Зайчишка от неожиданности замер на месте. Присмотрелся и он к своему изображению в зеркальце и очень удивился! Выглядел он не слабым и тщедушным, а … (сильным и могучим). Гордо вскинул Зайчишка свою ушастую голову и важно зашагал по лесу, всем своим видом давая понять, что он теперь никого не боится!

Колдунья научилась и погоду с помощью зеркал менять по своему усмотрению. Стоило направить их на небо, покрытое тучами, как погода из пасмурной и дождливой становилась … (ясной и солнечной). Но и это ещё не все чудеса. Старушка чувствовала, что и в ней самой стали происходить изменения. Например, была она жадной-прежадной, но, чем больше смотрелась в зеркальце, тем становилась всё более … (щедрой). С детства была она злой, а тут вдруг стала … (доброй). Мало того, из старой и уродливой она преображалась в … (молодую и красивую). Да, да! Об этом ей все стали говорить. В конце концов, из злой и сварливой колдуньи она превратилась в … (милую и добрую) Волшебницу.

Вот такие превращения случаются, если у вас есть волшебное зеркало и большое желание стать лучше.

А теперь, пусть и ваш ребенок представит, что в его распоряжение есть такое «кривое» зеркальце и попробует подобрать слова с противоположным значением вместе с вами. Игру «Кривое зеркало» лучше всего проводить с мячом. Вы заранее готовите список слов-антонимов. Произносите какое-то слово и бросаете мяч ребёнку. Он ловим мячик и вспоминает слово с противоположным значением. Произнося его, возвращает вам мячик. Игру можно проводить, согласуя подбор слов-антонимов с работой над какими-то звуками. Например, звуком «Р»: тихий – гРомкий, весёлый – гРустный, печальный – Радостный, чистый – гРязный. Или, «Ш»: узкий – Широкий, медлительный – Шустрый, тихий – Шумный, гладкий – ШерШавый. Естественно, слова с трудными звуками должен будет подбирать и произносить ребёнок. Сюда же можно добавить и работу над предложениями. Пусть ваш умник (или умница) составит фразу, используя пары слов-антонимов. Например: Пух легкий, а камень тяжелый. Дорога широкая, а тропинка – узкая.

Антонимами могут быть не только прилагательные, но и существительные (отвага-трусость, доброта-злоба, смех-печаль и т.д.), глаголы (открыть-закрыть, дать-взять, говорить-молчать, гасить-зажигать и пр.), наречия (холодно-жарко, весело-грустно, пасмурно-ясно и т.д.).

Поверьте, дети очень быстро втягиваются во все эти словесные игры и без устали подбирают слова, составляют предложения. А речевые проблемы… Они со временем исчезнут. Но отнюдь не по волшебству, а под действием любви и понимания со стороны взрослых.

Уроки тётушки Совы — Времена года — Все серии подряд


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: