Слагаемые таланта в контексте культуры

В.Ф.Овчинников исследует три вида творчества (научное; техническое; художественное), которые в динамическом единстве определяют духовный потенциал общества, его глубинную мощь, национальное своеобразие и обеспечивают его устойчивое развития. Изучение типологических характеристик творческой личности в контексте культуры содержит возможность выхода на новые исследовательские проблемы, связанные с пониманием: менталитета своего народа; его духовного потенциала; творческих устремлений. Творческая личность подразумевает присутствие в ее природе феномена (дара), который проявляется в конкретных свойствах человека, в сущностных примечательных чертах.

Ф.Гальтон[49], исследуя талант как социокультурный феномен, определил черты творческой личности: природная даровитость; энергия — волевые качества выше средней величины; способность к сосредоточенной, напряженной работе.

Г.Гейне и А.Кони рассматривали жизнь выдающихся людей, как солнце: на восходе и на закате, когда его величина видна отчетливее всего. Начало — «восход солнца»: проявление и развитие творческой одаренности, которую каждый человек получает от генетических данных своих предков. Но раскрытие таланта природных способностей творческой личности зависит от целенаправленного трудолюбия и волевых качеств.

История приписывает великим людям удивительную работоспособность, устойчивую мотивацию (направленность), предельную самоотдачу, самоотверженный труд:

1. П.И. Чайковский считал, «что вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, кто ее призывает».

2. Томасу Эдисону приписывают фразу: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

3. Исаак Ньютон говорил, что гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. Когда его спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы классической физики, он отвечал: «Я все время думал об этом».

4. Действительно, упорство и энтузиазм позволили Аврааму Линкольну стать одними из величайших президентов Америки.

5. А. Эйнштейн написал в 1931 году, что считает наиболее сильным мотивом творчества желание оторваться от серости и монотонности будней и найти убежище в мире, заполненном им же созданными образами.

6. «Гений есть не что иное, как дар огромного терпения», — Ж. Бюффон. «Все величие в области мысли есть продукт упорного труда», — Дж. Селли. «Гениальность зависит главным образом от энергии» — А. Мэтью.

7. «Во всех случаях гений — это прежде всего экстремальное напряжение индивидуально свойственных дарований, это величайший, непрекращающийся труд, рассчитанный на века, вопреки непризнанию, безразличию, презрению, нищете, которых вдоволь вкусили Рембрант, Фультон, Бетховен и т. д.»

В.Ф.Овчинников[50] отмечает, что гения порождают: запрос общества; востребованность своим временем; наличие ярко выраженного таланта; волевые качества характера. У общественного развития есть свои взлеты и падения. К.К.Платонов пишет: «Есть они и у таланта. Когда взлет таланта совпадает с взлетом общественного развития и создает в своей области эпоху, талант становится гением». Гений — понятие психологическое и социальное: рождение гения — это проблема биологическая и генетическая; развитие и становление гения — проблема биосоциальная; осуществление гения — проблема социально-психологическая. Каждый человек в выбранной области творчества может стать гением, нужно лишь приложить максимум усилий для самосовершенствования. Однако проявить гениальность — не значит быть гением. Системное выражение феномена творческой личности, подчинено динамике социокультурного процесса: способности; трудолюбие; воля; самосовершенствование.

На каждой стадии развития творческой личности, начиная с детских лет, самодетерминация должна соответствовать определенной фазе культуры. Величайшее благо быть выразителем чаяний своего времени, преодолевать косность привычного, самореализовываться, открывать новые горизонты перед человечеством. Культура живет верой человека в свое высшее предназначение, а вера человека — чувством причастности к высшим ценностям бытия. Духовную культуру нельзя воспитать, сформировать, ее можно приобрести только в процессе самореализации субъекта через преодоление «сопротивления материала», подключив внутреннюю энергию, волю. Культура должна усваиваться рефлексивно как личностный жизненный проект, так как в сфере духовной жизни человеком осуществляется осмысление и выбор идеалов, ценностей не просто на основе усвоения знаний, почерпнутых из учебников, «архивов культуры», но и посредствомпереживания личного жизненного опыта.

В концепциях русских философах Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, П.А.Флоренского, творческая личность предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Личность обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру творя ее.

М.С.Каган[51] определил сущность искусства в контексте человеческой деятельности как силу, целостно творящую культуру. По его мнению, философ и художник имеет дело не с теми или иными фрагментами бытия, а с его целостностью, и даже когда они пристально рассматривают микрокосм, то видят в нем отражение макрокосма. Идеи М.С.Кагана созвучны положениям русского космизма о человеке как о «самодеятельном» творческом существе (сотворце), нацеленном на совершенствование себя и мира и в определенном смысле рожденного дважды: природой и самим собой (деяниями). Человек не внешний наблюдатель развития и обновления мира, а заинтересованный соучастник этого процесса.

По выражению философа Г.Д.Гачева, целое «…постижимо лишь совместными усилиями рассудочного и образного мышления, и поэтому работа здесь идет мыслеобразами»[52].

Б.П.Юсов[53] определил семь уровней экологической интеграции разнообразных духовных процессов творчества:

1) (нижний уровень) Геосфера (геология и климат) — Л.Н.Гумилев определяет как «вмещающий ландшафт», а Г.Д.Гачев — в моделях «национальных образов мира», «национальных космосов» показывает природу как первооснову и источник литературного творчества в народных мифах и фольклоре;

2) Биосфера (растения, животные как органической части ландшафта) — искусство опирается на научные представления о естественном окружении человека;

3) Антропосфера (ноосфера: антропогенный компонент мироздания) — человек (создает особый слой явлений: историческую среду, темп развития которой опережает естественную историю) образует на Земле особое пространство: историческое, социальное, лингвистическое;

4) Техносфера — техническое творчество человека;

5) Артосфера (художественные проявления человека) — это сфера духовной инициативы, т.к. духовно устремленный человек создает небывалые технические устройства — творческий слой, ускоряющий необратимые изменения природы и человеческих этносов, их движение по лицу Земли, возвышение и угасание;

6) Эргосфера (область социальных, исторических и творческих достижений в их совокупности образует сферу духа) — эта сфера идеального, духовного, независимо от номинального занятия по профессии;

7) Космосфера (Астросфера) — бесконечный Космос, в котором несется наша Земля (в словоупотреблении прошлых веков «космос» — это внешняя среда, люди и их культура; «осмос» — это внутреннее, от костей и мышц до духовного содержания человека); в народных поверьях и фольклоре Космос занимает прочное место; религиозное мышление помещает в Астросферу своих персонифицированных Богов; этот мир загадочен для исследователей микро и макромира, пространства-времени, так как ребенок — «маленькая вечность, спящая Вселенная, Космический образ»[54].

Совокупность всех сфер представляет полный гуманитарный синтез мировоззрения творческой личности в контексте культуры. Б.П.Юсов ставит вопрос так широко (на семи уровнях), чтобы на таком фоне обратиться к области художественного творчества к Артосфере. Содержание творческого развития личности в контексте культуры должно коснуться всех сфер — от ландшафта до эргосферы и космоса — Г.Д.Гачев, Л.Н.Гумилев, В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, Тейяр де Шарден и др.

Следует заметить, что в познании духовной субстанции, в стремлении и возможности улучшать ее качество важная роль принадлежит феномену искусства. С давних времен отмечается глубокая связь между духовностью и художественным творчеством. Искусство, являясь опытом эстетического восприятия и моделирования мира, хранит в себе целостность культуры народа, нации, этноса и в процессе художественного творчества осуществляет передачу накопленного опыта, информации и познания.

Связи искусства с науками осуществляются на основе единых духовных корней, как звенья «креатосферы» — сферы духовного раскрытия личности в художественном и научно-техническом видах творчества; духовных культурогенных факторов истории, т.к. «духовная история человечества еще не написана как история мысли и творчества»[55].

Разведопрос: Борис Юлин и Клим Жуков о православной культуре


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: