Сначала нужно довериться богу

….Тем не менее, при самом сотворении мира и человека, Господь создал для первых людей земной рай, предназначив все человечество для блаженства не только на небе, но и на земле, и этим признал, что человек не только должен быть, но и может быть блаженным, иначе святым, в своей земной жизни.

С этой целью, создавая человека, Господь и вложил в природу его влечение к радости, блаженству, ставшее органическою потребностью каждого человека. И Господь Иисус Христос, возвещая Свое Божественное Учение людям, определил конечную задачу человека на земле словами:

«Будьте сынами Отца вашего Небесного», «будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный» (Матф. 5, 45, 48), и тем подчеркнул, что эти слова — не идеал, к которому рекомендуется стремиться, а прямое повеление Божие, какое каждый человек обязан исполнить.

Давая такое повеление и обязывая людей быть совершенными, Господь и сказал, как это сделать, и кто поверил словам Христа Спасителя, тот и становился святым и об этом свидетельствуют сонмы праведников и подвижников нашей Православной Церкви.

Безмерно тяжелою и недостижимою в условиях земной жизни кажется заповеданная Богом цель. Но так только кажется тем, кто не доверяет словам Спасителя, кто не вдумывается в слова:

«Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Марк. 8, 34).

«Не заботьтесь о завтрашнем дне…» (Матф. б, 34)

«Просите и дано будет вам» (Матф. 7, 7, 8).

В этих словах вся программа человеческой жизни, обеспечивающая достижение предназначенных человеку целей, дарующих ему блаженство не только в загробной, но и в земной жизни.

Милосердный Господь как бы говорит человеку: «Ты только доверься мне, а Я уже Сам поработаю за тебя и приведу тебя на небо к Престолу Своему», но люди упорно не отзываются на эти призывы, и не потому даже, что не верят им, а потому, что не имеют решимости всецело положиться на Бога.

Даже те, кто откликается на эти призывы и думает, что идет Ему навстречу, пускаются на хитрости с Богом. Оставляют себе про запас на всякий случай:

— кто земные связи и привязанности, окружая себя друзьями и увеличивая число их, не без тайной мысли использовать их и обратиться к ним за помощью, в случае нужды;

— кто сберегает себе немножко денег, про черный день;

— кто обеспечивает себя самого положением, закрепляя свои позиции службою, чинами, и пр.

Не имеют люди решимости довериться Богу и боятся вручить себя всецело водительству Промысла Божия потому, что думают, что «отвергнуться себя» — значит обречь себя на лишения и страдания, на непосильные для них подвиги и жертвы. Что «отвергнуться себя» — значит лишить себя радостей в жизни, взвалить на свои плечи еще новые скорби и невзгоды, каких и так много на земле. Но это неверно.

Они забыли, что самое тяжкое бремя, какое когда либо существовало на земле и которое более не повторится, было бременем, какое нес на Себе Христос Спаситель, а между тем, Господь назвал Свое бремя легким и иго Свое благом.

Припоминаю один из многих мудрых рассказов из иноческой жизни. Как то однажды один благочестивый мирянин спросил инока: «И какой смысл в том, что вы часами простаиваете на молитве; и каждый день выбиваете по 1000 поклонов. Что с того, что вы расходуете дорогое время на пользу ближним?..»

А инок и ответил: «Попробуй сначала, хотя один день сделать 1000 поклонов, тогда и увидишь, какую от этого получишь пользу»…

Так и я, грешный, говорил Николай Николаевич, могу опытно засвидетельствовать, что имел себе все блага земные доступные человеку и не знал, что значит отказать себе в самых разнообразных требованиях плоти, но ни одно из этих благ не дало мне счастья, какое я получил здесь с того момента, когда отказался от них.

А ведь нет человека, который бы не стремился к этим благам. Ибо нет никого, кто бы не связывал своего счастья с обладанием земными благами, не зная того, что они кажутся заманчивыми лишь до тех пор, пока стремишься к ним и делаются несносным бременем и обузою для тех, кто уже обладает ими».

Николай Николаевич замолчал, а потом, пристально посмотрев на меня, сказал лишь:

«Вот вы можете подумать: хорошо тебе говорить так. Ты уже стар, ничего тебе не нужно, живешь себе в монастыре на всем готовом, забот нет и тебе легко проповедовать теории святости…

А попробуй-ка в миру сделаться святым… Там столько подводных камней и препятствий, что никаких сил не хватит преодолеть их и нечего и браться за непосильную работу. Где же эти радость и счастье, о которых ты говоришь?!

Но, если бы задача переустройства мира на евангельских началах и была по силам человеку, то в чем идея аскетизма, лишь подрывающего эти силы. К чему это самоистязание, отречение от собственной воли и вручение ее часто невеждам, ломающим и физический и духовный организм человека, способного принести неизмеримо большую пользу людям в миру, чем закопавшись в монастырской келлии, где ничегонеделание называется внутренним деланием?!»…

Так, если и не говорят, то думают почти все люди, признавши, что евангелие Господа Иисуса Христа есть сборник идейных пожеланий, в земной жизни неосуществимых. От этого земная жизнь всего человечества строилась и продолжает строиться на началах чуждых евангельским заветам, и отсюда все горе, страдания и мучения людей.

Чтобы что-либо утверждать — нужно сначала испытать. Те, кто испытывал Слово Божие, те знают, что это Слово — реально и верят Христу Спасителю, подчеркнувшему самое «нереальное» место в евангелии, именно описание картины Страшного Суда Господня, такими грозными словами: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Матф. 24, 35).

Сначала нужно довериться Богу, затем отвергнуться себя и перестать заботиться о завтрашнем дне».

И Николай Николаевич объяснил мне, что это значит.

1) Много путей ведет к приобретению сознательной веры, но живая вера появляется лишь с того момента, когда человек сознает себя в опасности и, при том, такой опасности, от которой спасти его никто, кроме Бога, не может. В течение своей земной жизни человек подвергается всякого рода опасностям, но все эти опасности такого рода, что устраняются человеческими способами.

К ним и прибегает человек, не задумываясь над теми опасностями, какие угрожают вечной гибелью его душе, и где никакие человеческие средства и способы спасения не могут ему помочь. Нужно было бы написать целую книгу для того, чтобы нарисовать процесс духовного пробуждения человека, медленного и постепенного, или же быстрого и внезапного.

Пока скажу лишь, что первым признаком такого пробуждения является страх, тот страх, какой мудро называется Божиим и какой постепенно овладевает всем сознанием человека, впервые почувствовавшего себя в опасности.

Он еще не отдает себе ясного отчета в том, какого рода эта опасность, в чем она состоит и с какой стороны ему угрожает, он только трепещет и боится и все теснее прижимается к Богу и ждет от Него помощи и защиты.

И по мере своего приближения к Богу, у него открываются глаза, и он начинает все яснее видеть то, чего почти никто не видит и чему почти никто не верит, начинает видеть — козни диавола, его гениальную игру и безмерно хитрые методы обмана, и способы губительства людей.

Только с этого момента начинается подлинная вера в Бога. Только с этого момента открывается человеку и та опасность, в какой он находится, живя на земле, и какая столь ужасна, что для спасения человека от нее потребовались безмерные страдания и Искупительная Жертва Господа Иисуса Христа.

Диавол — тот, кто посягает на достояние Божие, человеческую душу, питает ее злыми помыслами, культивирует зло, сеет ненависть и злобу, толкает человека на преступления против законов Божиих, против самого Бога…

Как же можно жить на земле, не умея распознавать козней диавола, а ежеминутно попадая в его сети и становясь орудием в его руках, увеличивая собою, своими помыслами и делами мировое зло, давно уже перевесившее чашу весов Божественного Правосудия и грозящее гибелью мира!

В чем значение сих завоеваний человеческого ума, всей суммы человеческого знания, если люди не умеют распознавать диавольских козней. Не видят их выражений во вне. Не умеют угадывать их за лживым обманчивым покровом, а, точно движимые стадным чувством, неудержимо влекутся к диавольским сетям и даже служат диаволу в убеждении, что служат Богу!

Уметь распознавать во вне козни диавола — это самое нужное в жизни, самое главное, без чего невозможно иметь и веры в Бога. Кто не верит в диавола, тот не может верить и в Бога.

Только тогда и выявляется безмерная близость и бесконечная любовь Бога к человеку, когда он увидит козни диавола и познает, как бережно и любовно Господь оберегал его от этих козней, как заботливо предостерегал человека и предотвращал от ежеминутно грозящей ему гибели.

О, если бы люди только могли представить себе всю чрезвычайную силу, все могущество диавола!.. Мир повторяет заученные в катехизисе слова, что диавол побежден и боится одного только крестного знамения. Да, побежден, но побежден Богом, а не людьми и никакие духовные силы человека не были бы в состоянии выдерживать ужасную борьбу с диаволом, если-бы не всесильная помощь Божия, сокрушающая сатанинские козни.

То же самое говорил преп. Серафим, беседуя с Н. А. Мотовиловым. Как-то раз, в беседе с преподобным Серафимом у них зашел разговор о вражьих нападениях на человека.

Светски образованный, Мотовилов не преминул усомниться в реальности явлений злой силы. Тогда Преподобный поведал ему о своей страшной борьбе в течение 1001 дней и ночей с бесами и силой своего слова, авторитетом своей святости убедил Мотовилова в существовании бесов не в призраках или мечтании, а в самой настоящей действительности.

Пылкий Мотовилов так вдохновился повестью старца, что от души воскликнул:

«Батюшка, как бы я хотел побороться с бесами!»

Преп. Серафим испуганно перебил его:

«Что вы, что вы, ваше Боголюбие! Вы не знаете, что вы говорите. Знали бы вы, что малейший из них своим когтем может перевернуть всю землю, так не вызывались бы на борьбу с ними».

«А разве, батюшка, у бесов есть когти?» «Эх, ваше Боголюбие, ваше Боголюбие, и чему только вас в университете учат! Не знаете, что у бесов когтей нет?! Изображают их с копытами, когтями, рогами, хвостами потому, что для человеческого воображения невозможно гнуснее этого вида и придумать.

Таковы в гнусности своей они и есть. Ибо самовольное отпадение их от Бога и добровольное их противление Божественной благодати из ангелов света, какими они были до отпадения, сделало их ангелами такой тьмы и мерзости, что не изобразить их никаким человеческим подобием, а подобие нужно, — вот их и изображают черными и безобразными.

Но, будучи сотворены с силой и свойствами ангелов, они обладают таким для человека и для всего земного необоримым могуществом, что самый малейший из них, как и сказал я вам, может своим «когтем» перевернуть всю землю. Одна только Божественная благодать Всесвятаго Духа, даруемая нам, православным христианам, за божественные заслуги Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, одна она делает ничтожными все козни и злоухищрения вражии».

Вот это-то умение распознавать сатанинские козни и приобретается в безмолвии и тишине, в самоанализе, в изучении своих собственных душевных влечений и движений, в наблюдении за своими привычками и вкусами, в контроле над своими желаниями, и составляет то «внутреннее делание», какое невежественный мир отождествляет с ничегонеделанием.

Такое «внутреннее делание» переносит не только мысль, но и чувства человека из области материальной, мирской, в область духов, в ту область, какая уготована Богом каждому человеку после его смерти и точки зрения из этой духовной области являются единственно правильными при оценке мира и его задач. Потому-то мир и слеп, что не только не сообразуется с этими точками зрения, но даже не знает, в чем они заключаются.

Здесь Николай Николаевич остановился, а затем вдруг, неожиданно, точно встрепенувшись, спросил меня:

«Можно ли, оставаясь на земле, в теле, испытывать небесные ощущения и жить одним духом, вне тела?.. Неверующие скажут, что нельзя, а я говорю, что можно»…

И, действительно, каждое слово Николая Николаевича, каждое его утверждение, каждая мысль, каждое положение, выводы и заключения — были выражением его личного опыта.

Говоря о кознях сатанинских, он говорил не о том, что вычитал из книг и о чем знал теоретически, а о том, что видел. Он видел и диавола и его «хитроумные проделки», как называл Николай Николаевич эти диавольские козни, и беспрестанно воевал с ним.

Князь Николай Давидович Жевахов. Из книги «Очерки духовной жизни».

Москва: «Новая книга России» — «Бобок», 2000 – 180с.

Книга написана князем в 1924 году в итальянском городе Бари (прим. переписчика)

Довериться Богу.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: