Собственно редактирование

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ

ПАМЯТКА

А) КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ

1. Прежде всего, обдумайте тему сочинения. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чём следует писать в сочинении.

2. Продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишите, чтобы её раскрыть?

3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыта ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.

4.Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли? Внесите исправления.

Б) ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ

Перед вами сочинение ученика. Прочитайте сочинение и напишите о нём отзыв.

ОТЛЁТ ПТИЦ

Наступила золотая осень. Вокруг стоят ярко-жёлтые деревья. Жёлтые листья ковром стелются по сырой земле. Скучно, когда идёт дождь. Кругом серое небо. Стаи птиц собираются в тёплые края. Уже часто стали птицы подниматься. Грустно расставаться с родной землёй. Весной птицы опять прилетят.

В) ПЛАН УСТНОГО ОТЗЫВА О СОЧИНЕНИИ

1. Раскрыта ли в сочинении тема? Есть ли отступления от темы, то о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?

2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?

3. Удачно ли названно сочинение?

4. Что вам понравилось и что не понравилось в языке сочинения?

ОТЗЫВ О СОЧИНЕНИИ

1. Тема сочинения раскрыта не полностью.

Нужно было полнее написать о дожде. Ответить на вопрос: “Почему, бывает скучно во время дождя?” и как это сочетается с выбранной темой.

2. Основная мысль.

В тексте описывается подготовка птиц к отлёту на юг, в тёплые края. Она раскрыта не достаточно. Нет ответа на вопросы: “Зачем птицы собираются в тёплые края? Почему они часто поднимаются? Отчего им грустно? И куда, весной птицы прилетают опять?

3. Название выбрано сообразно теме.

4. Вначале текст читается легко. Рассказ соответствует осеннему настроению. Но стройный ход мыслей нарушается, когда появляется предложение: “Уже часто птицы поднимаются”. Возникает пропуск мыслей и приятное впечатление от прочитанного пропадает.

ОТЛЁТ ПТИЦ

Наступила золотая осень. Вокруг стоят ярко-жёлтые деревья. Разноцветные листья толстым ковром стелются по сырой земле.

Скучно, когда идёт дождь. На улицу не выйдешь. Приходиться сидеть в избе и смотреть в окно.

Кругом серое небо. Птицы собираются в большие стаи. Им скоро улетать в тёплые края, на зимовку. Если они останутся, то умрут от голода и холода. Птицы часто поднимаются с земли, кружат над деревней, тренируют крылья. Они громко кричат, словно прощаются; им грустно расставаться с родной землёй. Но по весне, вместе с ярким солнышком, птицы вернуться с юга домой.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

1. Одни и теже слова. Их повтор. Допустим, слово “делать”. В идеале, оно должно встречаться на странице один раз, в крайнем случае – два. Тоже самое относится ко всем другим словам. Чтобы избежать повторов, производят поиск синонимов и других слов-заменителей. Иногда к словам-повторам придумывают разные эпитеты. Например:

…… Вихрастый белобрысый мальчишка добавил: ……

……..Тот же вихрастый, конопатый поварёнок…….

2.Название текста. Его заголовок. Должен быть точным и выражать суть предлагаемой темы.

3.Абзац. При помощи абзацного отступа( или красной строки) выделяют наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения, содержащие: описание нового этапа в развитии действия, характеристику нового героя, авторское отступление и.т.д. — в художественном произведении; описание нового предмета мысли, нового этапа в её развитии, отдельные логические посылки и выводы и.т.д. — в научном труде и другое.

Абзац может состоять из одного предложения, но может включать в себя и значительно количество самостоятельных предложений.

4. Тачное выражение смысла. Правильно строить предложения.

5. Оправданность разных типов предложений.

Допустим, в рассказе на одну страницу, лучше не перегружать текст сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями.

6.Устранять любую тавтологию. Например:

-Энергия солнца – это солнечная энергия.

7.Обращать внимание на окончание слов, особенно “….вшись” и его производные. Иначе, выражаясь фигурально, при частом употреблении подобных окончаний, начинающего литератора, вши заели. Это если, рассуждать по Максиму Горькому.

Например:

-Тучи покрыли его ровным тяжёлым пологом, опустившись над водой.

-Или. Опускаясь над водой, тучи покрыли его ровным тяжёлым пологом.

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ТЕКСТ.

ОБРАЗЫ ЗЕРКАЛА

Я зеркало – кривое, в трещинках, в тяжёлой раме. Мои образы рождаются извне.

Я похожа на книгу, толстую и тяжёлую. В ней много белых листов. Что я здесь напишу?

А как рождается река? Я не знаю. Просто я – сама эта река. Широкая, привольная, чистая и нежная.

Я — голос ветра. Который поёт в ночи баллады о героях и рыцарях.

Вновь выхожу из зеркала и вижу, что я – звезда на небе. Яркая, пульсирующая, гордая.

А может быть ивой лучше? Она гнётся, но не ломается. Она стелется над водой и даёт приют многим животным. Но ведь я могу быть и выдрой, живущей в берегу реки.

Я водоплавающая. Русалка – вот моё имя. Немного холодноватая и бледно-красивая. Я пою протяжные песни, заманивая моряков в свои любовные сети.

Я коварная змея, ужасно гибкая, красивая и по-королевски щедр.

Одним словом, я разная. Вот, собственно и всё!

Досвидания…..

СОБСТВЕННО РЕДАКТИРОВАНИЕ

1. Повторы слов

“….. в тяжёлой раме….. ….. толстую и тяжёлую.” Изменили первое словосочетание. “…… в деревянной раме.”

2.Неправильно построенное предложение. При прочтении оно звучит несуразно, смысл его искажается.

-А может быть ивой лучше?

Следует поменять местами: глагол, существительное и наречие. Теперь предложение звучит так:

-А может лучше быть ивой?

Но сразу возникает повтор слова “быть» ( смотри сам текст). Здесь иначе выстраиваем фразу: “Но я могу стать и выдрой живущей в берегу реки.”

По логике вещей, для более гладкого слога, сюда следует добавить ещё слово и получится: “…..которая живёт…” Но чтобы избежать очередного повтора ( опять смотри сам текст), лучше написать так: “Я могу стать и выдрой, у неё есть норка в глинистом откосе над рекой.”

3.Ещё повтор слова.

“….. и бледно-красивая…… …… ужасно гибкая, красивая…..”

Изменяем вторую фразу: “…… ужасно гибкая, невероятно изящная….”

4.Точное выражение смысла.

Берём предложение: “Просто я – сама эта река. Широкая, привольная, чистая и нежная.” Последнее слово во втором предложении следует заменить, ибо смысловая часть образа звучит не совсем правильно. Река, понятие неодушевленное и, как женщина, не может быть нежной. Поэтому, например, берём слово «глубокая».

Тоже самое следует сказать и другой фразе. Вот она:

-….. я звезда на небе: яркая, пульсирующая, гордая.

Последнее слово требуется заменить. Допустим, написать: “горячая.”

Образы зеркала

Я зеркало — кривое, в трещинках, в деревянной раме. Мои образы рождаются извне.

Я похожа на книгу, толстую и тяжёлую. В ней много белых листов. Что я здесь напишу?

А как рождается река? Я не знаю. Просто я — сама эта река. Широкая, привольная, чистая и глубокая.

Я — голос ветра. Который поёт в ночи баллады о героях и рыцарях.

Вновь выхожу из зеркала и вижу, что я — звезда в небе. Яркая, пульсирующая, горячая.

А может лучше быть ивой? Она гнётся, но не ломается. Она стелется над водой и даёт приют многим животным. Но я могу стать и выдрой, у неё есть норка в глинистом откосе над рекой.

Я водоплавающая. Русалка — вот моё имя. Немного холодноватая и бледно-красивая. Я пою протяжные песни, заманивая моряков в свои любовные сети.

Я коварная змея, ужасно гибкая, невероятно изящная и по-королевски щедрая.

Одним словом, я разная. Вот, собственно и всё!

Досвидания…..

Редактирование базы данных SQL (2) [3042]


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: