Электронная вычислительная машина(ЭВМ), компьютер, вычислитель – это совокупность технических устройств и программных продуктов, предназначенных для выполнения различного рода логических, арифметических и аналитических задач. Назначение компьютера – перерабатывать, хранить и выдавать информацию, посредствам выполнения команд пользователя. Конструктивно каждая модель ПК имеет так называемый «базовый набор» внешних устройств, т.е. такой набор компонентов, дальнейшее уменьшение которого приведет к нецелесообразности использования компьютера для конкретной работы или даже полной бессмысленности работы с ним. Этот набор можно увидеть практически везде, где используют компьютер, в него входят: –системный блок, –монитор, –клавиатура, –мышь.
Внешне системный блок представляет собой металлический корпус с рабочей лицевой и задней панелью. Лицевая панель выполнена в виде набора кнопок управления, карманов и площадок для ввода внешних устройств памяти, а также сетевые сигнальные индикаторы (зеленый и красный). Кнопка Power выполняет роль сетевого включателя; кнопка Rezet обеспечивает мягкую перезагрузку (повторный запуск) компьютера. Задняя панель представлена набором разъемов коммуникационных портов для подключения периферийного оборудования, что расширяет функциональные возможности ПК, а так же придает системе гибкость и универсальность. Системный блок может быть выполнен в виде башни (вертикальное исполнение) и в виде платформы (горизонтальное положение в виде подставки под монитор). Внутренняя структура представляет собой набор устройств, в который входят: системная плата (материнская), отсеки для устройств внешней памяти и блок питания.
Материнская плата – основная плата персонального компьютера. На ней размещаются:
u Процессор – основная микросхема, выполняющая большинство математических и логических операций; его название говорит о названии компьютера Pentium, Celeron, IBM и т.д.;
u Микропроцессорный комплект – набор микросхем, управляющих работой внутренних устройств компьютера и определяющих основные функциональные возможности материнской платы;
u Микросхемы быстрой памяти (КЕШ) – для ускорения операций в памяти компьютера. В кеш-память записывается та информация оперативной памяти, которая изменяется в данный момент;
u Микросхема базовой системы ввода-вывода (BIOS) – предназначена для того, чтобы компьютер начал работать. Базовая система ввода-вывода при включении тестирует состояние компьютера, его элементов и предоставляет элементарные возможности по управлению устройствами компьютера. ПЗУ (постоянное запоминающее устройство), микросхемы, предназначенные для длительного хранения данных, в том числе и когда компьютер выключен. Большая часть этих данных связана с обслуживанием процессов ввода-вывода, поэтому содержимое ПЗУ часто называют BIOS. Данные в ПЗУ заносятся при его изготовлении и не могут быть изменены пользователем;
u Оперативная память – (оперативное запоминающее устройство ОЗУ) – набор микросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включен;
u Шины – набор проводников, по которым происходит обмен сигналами между внутренними устройствами компьютера;
u Разъемы для подключения дополнительных устройств (слоты).
u Видеокарта – (видеоадаптер) – совместно с монитором видеокарта образует видеоподсистему персонального компьютера. Видеокарта не всегда была компонентом ПК. Физически видеоадаптер выполнен в виде отдельной дочерней платы, которая вставляется в один из слотов материнской платы и называется видеокартой. Видеоадаптер взял на себя функции видеоконтроллера, видеопроцессора и видеопамяти;
u Звуковая карта – одна из наиболее поздних усовершенствований персонального компьютера. Она подключается к одному из слотов материнской платы в виде дочерней карты и выполняет вычислительные операции, связанные с обработкой звука, речи, музыки.
НГМД – накопитель гибких магнитных дисков (флоппи-диск). Для оперативного переноса небольших объемов информации используют так называемые гибкие магнитные диски (дискеты), которые вставляют в специальный накопитель – дисковод. Наиболее популярны 3,5-дюймовые диски. Дискеты-трехдюймовки обычно заключены в пластмассовый корпус, магнитный слой защищен от случайного прикосновения металлической пластиной (шторка), которая сдвигается в тот момент, когда дискета вставляется в дисковод. Информация записывается с двух сторон диска по дорожкам (по спирали – начиная от центра, идет к внешней дорожке). Новый диск необходимо подготовить для записи данных, т.е. отформатировать (создать файловую систему). Форматирование это процесс разметки диска на дорожки, сектора и кластеры. Кластер – ячейка памяти, в которой храниться определенный объем информации, благодаря этому файл не обязан храниться на диске в виде одного непрерывного куска. Размер одного кластера 512 Байт. Это повышает гибкость файловой системы и эффективность использования дискового пространства. Объем флоппи-диска – 1,44 Мбайт. Чтобы произвести форматирование нужно активировать пиктограмму «Мой компьютер»/вызвать контекстное меню «Форматировать»/Начать. Для того чтобы выстроить сохраненную на логическом диске информацию в последовательную цепочку используют дефрагментацию диска: Мой компьютер/Свойства/Сервис/Выполнить дефрагментацию. «Дефрагментация диска» — это системная служебная программа, выполняющая анализ локальных томов с последующим поиском и объединением фрагментированных файлов. Дефрагментация применяется только клогическим дискам. Программа дефрагментация объединяет фрагментированные файлы на жестком диске компьютера, после чего каждый файл тома занимает непрерывное пространство. В результате доступ к файлам выполняется эффективнее. Объединяя отдельные части файлов, программа дефрагментации также объединяет в единое целое свободное место на диске.
Дисковод компакт-дисков CD-ROM. Аббревиатура CD-ROM (Compact Disk Read-Only Memoru) переводится на русский язык как постоянное запоминающее устройство на основе компакт-диска. Принцип действия этого устройства состоит в считывании числовых данных с помощью лазерного луча, отражающегося от поверхности диска. Цифровая запись на компакт-диске отличается от записи на магнитных дисках очень высокой плотностью, и стандартный компакт-диск может хранить примерно 650-900 Мбайт данных.
Клавиатура реализует диалоговое общение пользователя с ПЭВМ.
Клавиатура есть у каждого компьютера. С его помощью в компьютер вводят информацию или отдают компьютеру команды. Прабабушкой клавиатуры компьютера была пишущая машинка. От нее клавиатура получила в наследство клавиши с буквами и цифрами.Но компьютер умеет делать больше дел, чем пишущая машинка, и потому у его клавиатуры намного больше клавиш. Разные клавиши служат для разных дел. Например, у обычной пишущей машинки нет клавиш для стирания того, что написано, а у клавиатуры — есть. Такая пишущая машинка не может вставить новое слово между двумя другими, а компьютер — может, и для этого тоже есть специальная клавиша.Когда мы играем в компьютерные игры, то чаще всего используем клавиши со стрелками. Их еще называют курсорными клавишами. С помощью этих клавиш можно управлять тем, как бегает по экрану герой игры. Очень часто в играх используются клавиши СTRI и ALT. Одной клавишей герой стреляет, а другой — прыгает. Это довольно большие клавиши, к тому же они находятся в самом низу клавиатуры, и потому ими пользоваться удобно.Самая длинная клавиша — ПРОБЕЛ. Ее можно нажать даже с завязанными глазами. И потому ее тоже очень часто используют в играх.
Esk – отмена ввода данных или экстренный выход из программы
8 Enter – «входить, вступать», подтверждение ввода данных
Tab F — табуляция, перемещение курсора из колонки в колонку или установка абзаца
CapsLock – для переключение режимов прописных и заглавных букв
n Sift – для изменения режима работы др. клавиш; однократное нажатие (удержание) дает заглавную букву
Ctrl – управляющая, используется одновременно с др. клавишами
Home – «дом», для перемещения курсора в начало текущей строки
End — «конец», для перемещения курсора в конец текущей строки
Alt – работает при одновременном нажатии с др.клавишами изменяя их режим
Insert – «вставить», осуществляет переключение клавиатуры из режима вставки в режим замены и обратно.
Delete – «удалять», для удаления символа после курсора (справа)
Backspace © — «удалять», для удаление символа перед курсором (слева)
Page Up – просмотр документа – «страница вверх»
Page Down – просмотр документа – «страница вниз»
Alt(Ctrl)+Sift – переключение раскладки клавиатуры с русской на английскую и наоборот
Ctrl+Alt+Del – вызов диспетчера задач или ели в DOS – мягкая перезагрузка ПК с клавиатуры
в нижнем ряду находится самая заметная (самая длинная) клавиша – пробел.
Стрелки управления курсора (?; ?; ?; ) – перемещение курсора вверх, вниз, вправо, влево по листу
Три индикатора на индикаторной панели: первый – свидетельствует о включении малой цифровой клавиатуры; второй – свидетельствует о активации режима заглавных букв (CapsLock),отключается повторным нажатием кнопки.
МЫШЬ — очень удобная пластмассовая машинка для употребления компьютером. Это небольшая коробочка, внутри которой крутится резиновый шарик. Когда мышка двигается по столу или по специальному коврику, шарик крутится, а на экране двигается указатель мышки(курсор).
Как и клавиатура и джойстик, мышь служит для управления компьютером. Это как бы клавиатура наоборот. У клавиатуры более 100 клавиш, а у мыши — всего 2, но зато мышь можно катать по столу, а клавиатура стоит на одном месте.
У мыши есть кнопки. Обычно их две — правая кнопка и левая. На левую кнопку удобно нажимать указательным пальцем. Поэтому эта кнопка используется очень часто. (У тех, кто не моет руки перед игрой с компьютером, эта кнопка особенно быстро пачкается). Правая кнопка используется реже — когда надо сделать что-то очень хитрое или умное.
Бывают мыши с тремя кнопками. У них между правой и левой кнопками есть еще средняя кнопка. Эта кнопка замечательна тем, что она одна из самых бесполезных вещей на свете. Много лет назад были очень умные люди, которые ее придумали, но программ для таких мышей не делают, а трехкнопочные мыши еще встречаются.
МОНИТОР
При работе с компьютером больше всего информации мы получаем, глядя на экран монитора. Монитор чем-то похож на телевизор. Но телевизор нельзя смотреть вблизи, потому что он очень вредно действует на глаза. Монитор тоже действует на глаза, но не так сильно, как телевизор. Изображение у мониторов более четкое.
Мониторы бывают разные. Они различаются размерами экранов и качеством изображения. Размер экрана измеряют дюймами. Если вы не знаете, что такое дюйм. то возьмите спичку и сломайте ее пополам. Длина такой половинки и есть дюйм.
Измеряют экран наискосок — между противоположными углами. Обычные мониторы имеют 14 дюймов. Часто также встречаются мониторы с размером 15 дюймов. Бывают и еще больше, но дома ими редко пользуются.
Если у вас мониторы с размером 14 дюймов, то на него надо обязательно надеть защитный экран — он намного снизит вред от излучения монитора. БЕЗ ЗАЩИТНОГО ЭКРАНА РАБОТАТЬ С ОБЫЧНЫМ МОНИТОРОМ НЕЛЬЗЯ!
Гораздо лучше мониторы, у которых размер 15 дюймов. Они стоят дороже, но их качество выше. С такими мониторами можно работать и без защитного экрана, хотя он и им не помешает.