Специфика предмета «иностранный язык»

Иностранный язык был всегда в нашей школе обязательным учебным предметом, хотя соотношение его в учебном плане с другими предметами постоянно менялось. Как и любой другой предмет, иностранный язык является существенным фактором, формирующим личность школьника. Изучение иностранного языка воспитывает внимание к слову и развивает филологический (лингвистический) кругозор. Он развивает культуру общения и поведения, приобщает школьников к культуре другого народа, служит дополнительным окном в мир. Иностранный язык необходим для разностороннего развития учащихся и полноценной реализации их возможностей в будущей самостоятельной жизни. Это определяет и ведущую цель обучения иностранного языка в школе: воспитание, развитие и образование учащихся средствами данного предмета на основе и в процессе практического овладения ими иноязычной речевой деятельности. Владение иностранным языком способствует развития экономики страны, укреплению экономических и культурных связей, взаимопониманию между народами.

Теоретическим и практическим уровнем методики обучения иностранного языка в последние года является то, что он значительно повысился; наиболее известные методисты, которые внесли вклад в первой половине XX века: Л.В. Щерба, И.В. Рахманов, С.М.Беляев, Грузинская И.А.; современные ученые: А.А.Миролюбов, Г.В. Рогова, И.Л.Бим, С.Ф.Шатилов, Л.Л.Леонтьев, И.А.Зимняя, Е.И.Пассов, И.А.Китайгородская.

Ведется поиск новых путей обучения иностранному языку в зависимости от многообразия условий обучения:

  • в общеобразовательной школе
  • в школах или классах с углубленным изучением иностранного языка
  • на факультативах
  • для изучения иностранного языка в детском саду и в начальной школе
  • широко распространены расширенные курсы обучения иностранному языку, профильное обучение

Особенностью организации обучения иностранному языку является:

— деление класса на подгруппы

— наличие учебно-методического комплекса

— введение факультативных курсов

В действующей программе усилена воспитательная направленность содержания обучения, сокращен и более рационально распределен материал по годам обучения.

Спецификой нашего предмета является то, что учащиеся усваивают не только сумму определенных знаний (например, правил, лексических единиц), но в большей степени сумму навыков и умений. Поэтому иногда говорят о беспредметности иностранного языка в школе, так как языковые средства – это всего лишь средства выражения определенного содержания.

Обучение иностранному языку складывается из обучения четырем видам речевой деятельности (или способам иноязычного общения):

  • аудирование
  • говорение
  • чтение
  • письмо (но только в определенных пределах)

Требования к каждому году обучения и конечной цели изложены в программе по иностранному языку для средней школы. Как учебный предмет он находится как бы посередине таких предметов как математика, физика, история с одной стороны, и труд, пение, рисование с другой стороны.

Учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета можно сформулировать и основные требования к личности учителя иностранного языка и к современному уроку.

Для учителя очень важны:

  • артистизм
  • эмоциональность
  • знание приемов обучения
  • поддерживание интереса и внимания учеников
  • создание благоприятного психологического климата на уроке

Учеными создана профессиограмма учителя иностранного языка, где перечислены его основные умения и функции, например:

  • организаторские
  • коммуникативные
  • диагностические и т.д.

Основной целью урока является не сообщение знаний, не лекция, а формирование речевых навыков и умений. Поэтому содержанием урока иностранного языка будет определенный комплекс упражнений, выполняемый в строгой последовательности. Урок должен носить воспитательную и общеобразовательную ценность и с помощью иностранного языка и содержанием, и формой должен развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор и воспитывать их.

Что касается языкового материала, то обучение фонетики предполагает все звуки и звукосочетания немецкого языка, ударения в словах и интонацию всех коммуникативных типов предложения, лексика по классу:

  • 5 кл. – 400-500 единиц
  • 6-7 кл. – 250-300 единиц
  • 8-9 кл. – 110-150 единиц

Это так называемый активный словарь для употребления в устной речи. Таким образом, объем активного словаря к концу 9 класса составляет около 1000 лексических единиц. Кроме того, предполагается усвоение рецептивного словаря в объеме около 800 лексических единиц.

Грамматический материал делится на:

  • активный словарь, куда входят все основные грамматические явления, предлоги
  • рецептивный (пассивный) словарь. В рецептивный минимум вошли такие темы, как «Склонение прилагательных», «Придаточные времени, кроме wenn als», «Придаточные определительные», «Глагольные формы Passiv».

В отношении говорения учащиеся должны вести диалоги:

  • диалог-расспрос (типа интервью, односторонний диалог)
  • двусторонний диалог – расспрос
  • диалог – обмен мнениями, используя оценочные мнения.

Сюда же включаются умения:

  • умение поздороваться
  • умение представиться
  • умение обратиться с вопросом
  • умение обратиться с просьбой
  • умение поблагодарить
  • умение дать совет
  • умение выразить приглашение к совместным действиям
  • умения рассказывать о себе, о своем друге, о школе
  • умение давать характеристику к персонажам текстов.

Пересказ в чистом виде не является коммуникативным типом устной речи.

В аудировании выделяют два вида:

  • аудирование с полным пониманием
  • аудирование с пониманием основного содержания

Кроме того, обрабатывается умение добиваться понимания с помощью:

  • переспроса
  • уточнения
  • вежливо перебивая собеседника
  • с помощью компенсаторных умений (мимики, жестов)

Контроль аудирования осуществляется с помощью:

  • пересказа на родном языке
  • тестовых заданий

Особенности методики преподавания второго иностранного языка


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: