Иностранный язык был всегда в нашей школе обязательным учебным предметом, хотя соотношение его в учебном плане с другими предметами постоянно менялось. Как и любой другой предмет, иностранный язык является существенным фактором, формирующим личность школьника. Изучение иностранного языка воспитывает внимание к слову и развивает филологический (лингвистический) кругозор. Он развивает культуру общения и поведения, приобщает школьников к культуре другого народа, служит дополнительным окном в мир. Иностранный язык необходим для разностороннего развития учащихся и полноценной реализации их возможностей в будущей самостоятельной жизни. Это определяет и ведущую цель обучения иностранного языка в школе: воспитание, развитие и образование учащихся средствами данного предмета на основе и в процессе практического овладения ими иноязычной речевой деятельности. Владение иностранным языком способствует развития экономики страны, укреплению экономических и культурных связей, взаимопониманию между народами.
Теоретическим и практическим уровнем методики обучения иностранного языка в последние года является то, что он значительно повысился; наиболее известные методисты, которые внесли вклад в первой половине XX века: Л.В. Щерба, И.В. Рахманов, С.М.Беляев, Грузинская И.А.; современные ученые: А.А.Миролюбов, Г.В. Рогова, И.Л.Бим, С.Ф.Шатилов, Л.Л.Леонтьев, И.А.Зимняя, Е.И.Пассов, И.А.Китайгородская.
Ведется поиск новых путей обучения иностранному языку в зависимости от многообразия условий обучения:
- в общеобразовательной школе
- в школах или классах с углубленным изучением иностранного языка
- на факультативах
- для изучения иностранного языка в детском саду и в начальной школе
- широко распространены расширенные курсы обучения иностранному языку, профильное обучение
Особенностью организации обучения иностранному языку является:
— деление класса на подгруппы
— наличие учебно-методического комплекса
— введение факультативных курсов
В действующей программе усилена воспитательная направленность содержания обучения, сокращен и более рационально распределен материал по годам обучения.
Спецификой нашего предмета является то, что учащиеся усваивают не только сумму определенных знаний (например, правил, лексических единиц), но в большей степени сумму навыков и умений. Поэтому иногда говорят о беспредметности иностранного языка в школе, так как языковые средства – это всего лишь средства выражения определенного содержания.
Обучение иностранному языку складывается из обучения четырем видам речевой деятельности (или способам иноязычного общения):
- аудирование
- говорение
- чтение
- письмо (но только в определенных пределах)
Требования к каждому году обучения и конечной цели изложены в программе по иностранному языку для средней школы. Как учебный предмет он находится как бы посередине таких предметов как математика, физика, история с одной стороны, и труд, пение, рисование с другой стороны.
Учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета можно сформулировать и основные требования к личности учителя иностранного языка и к современному уроку.
Для учителя очень важны:
- артистизм
- эмоциональность
- знание приемов обучения
- поддерживание интереса и внимания учеников
- создание благоприятного психологического климата на уроке
Учеными создана профессиограмма учителя иностранного языка, где перечислены его основные умения и функции, например:
- организаторские
- коммуникативные
- диагностические и т.д.
Основной целью урока является не сообщение знаний, не лекция, а формирование речевых навыков и умений. Поэтому содержанием урока иностранного языка будет определенный комплекс упражнений, выполняемый в строгой последовательности. Урок должен носить воспитательную и общеобразовательную ценность и с помощью иностранного языка и содержанием, и формой должен развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор и воспитывать их.
Что касается языкового материала, то обучение фонетики предполагает все звуки и звукосочетания немецкого языка, ударения в словах и интонацию всех коммуникативных типов предложения, лексика по классу:
- 5 кл. – 400-500 единиц
- 6-7 кл. – 250-300 единиц
- 8-9 кл. – 110-150 единиц
Это так называемый активный словарь для употребления в устной речи. Таким образом, объем активного словаря к концу 9 класса составляет около 1000 лексических единиц. Кроме того, предполагается усвоение рецептивного словаря в объеме около 800 лексических единиц.
Грамматический материал делится на:
- активный словарь, куда входят все основные грамматические явления, предлоги
- рецептивный (пассивный) словарь. В рецептивный минимум вошли такие темы, как «Склонение прилагательных», «Придаточные времени, кроме wenn als», «Придаточные определительные», «Глагольные формы Passiv».
В отношении говорения учащиеся должны вести диалоги:
- диалог-расспрос (типа интервью, односторонний диалог)
- двусторонний диалог – расспрос
- диалог – обмен мнениями, используя оценочные мнения.
Сюда же включаются умения:
- умение поздороваться
- умение представиться
- умение обратиться с вопросом
- умение обратиться с просьбой
- умение поблагодарить
- умение дать совет
- умение выразить приглашение к совместным действиям
- умения рассказывать о себе, о своем друге, о школе
- умение давать характеристику к персонажам текстов.
Пересказ в чистом виде не является коммуникативным типом устной речи.
В аудировании выделяют два вида:
- аудирование с полным пониманием
- аудирование с пониманием основного содержания
Кроме того, обрабатывается умение добиваться понимания с помощью:
- переспроса
- уточнения
- вежливо перебивая собеседника
- с помощью компенсаторных умений (мимики, жестов)
Контроль аудирования осуществляется с помощью:
- пересказа на родном языке
- тестовых заданий