Типология – это способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Потребность в типологии возникает, когда наука имеет дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решает задачу их упорядоченного описания и объяснения.
Типология культуры – это качественно-содержательная характеристика конкретно-исторических форм бытования культуры (этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и др.). Проблема типологии культуры является одной из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной теории культуры. Определение типа культуры, определение его статуса, смыслового наполнения детерминировано основополагающим принципом, под углом зрения которого анализируется культурный контекст и выявляются наиболее общие качественные черты.
Среди основных принципов типологии культуры можно выделить следующие: формационный, цивилизационный, концептуальный, религиозный, регионально-территориальный, этнонациональный, демографический, культурно-исторический. Они выделяются по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традиции, по типу структурной сложности культуры, системности (интро или экстравертные) и т.д.
Формационный принцип в отечественной гуманитарной науке является наиболее известным. Он устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства. Каков способ производства, такова и культура первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.
Цивилизационный принцип встречается у многих авторов, но трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации. Анализируя культуру под углом зрения цивилизации, многие исследователи пришли к содержательно близким выводам об отрицательном воздействии цивилизационных процессов на культуру, так как они порождают чуждые ей явления.
Концептуальный принцип дает возможность осмыслить культуру через призму господствующего в обществе мировоззрения. Концептуально-мировоззренческое представление о мире, о месте и роли в нем человека, о значимости его деятельности, о взаимоотношении с другими людьми и многое другое дают обширный материал для выстраивания определенной модели мира.
Религиозный принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от характера религиозного воззрения. При этом все многообразие религиозных верований можно свести к двум: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на древнюю (языческую) и культуру, в которой господствует одна из форм мировых религий: христианская, буддистская, мусульманская и др.
Регионально-территориальный принцип позволяет производить типологический анализ культуры, характеризующейся общностью черт, присущих определенному региону. Региональная культура носит, как правило, межнациональный, межэтнический характер и складывается в результате интегративных (объединительных) культурно-исторических процессов. Кроме того, можно выделять локально-региональные культуры отдельных областей, районов страны, имеющих свои специфические особенности, отличающие данный регион от других регионов.
Этнонациональный принцип определяет типологический анализ культуры по общности этнонациональных характеристик. Национальные культуры существуют, как правило, на определенной территории локального расселения этноса. Подобный тип культуры тесно связан с этнонациональной ментальностью. Несмотря на то, что национальная культура внутри себя характеризуется чертами общности, в сравнении с другими в ней подчеркиваются черты отличия.
Демографический принцип типологизации культуры ориентируется на выявление, прежде всего, особенностей и общностей возрастных и половых признаков, детерминирующих качество культурных ориентаций. Наряду с этим существенное значение приобретает плотность народонаселения, его численность, состав, социальная занятость.
Культурно-исторический принцип является наиболее распространенным и устоявшимся для понимания и использования. Он акцентирует духовные доминанты исторических периодов и эпох, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культуры.
Конкретно-исторический тип культуры – это форма бытования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценностей. В современном культурологическом знании выделяются следующие исторические типы европейской культуры:
-природно-символический тип – это древнейшие, ранние формы культуры, характеризующиеся опредмеченностью культурных ценностей в природных явлениях;
-антропокосмогонический тип – это античные формы культуры, выражающие единство природокосмического и человеческого начал;
-христианско-религиозный тип — это культура раннего и позднего средневековья, основанная на христианской доктрине;
-универсально-гармонический тип – это культура эпохи Возрождения, утвердившая идеалы гуманизма, титанизма, человеческого духа, универсальности, индивидуальности, преобразовавшая духовные ценности античности;
-протестанско-реформистский тип – это культура, отразившая идеи протестантизма, оппозиционного религиозно-реформаторского движения против консервативно-деспотической идеологии католицизма.
-критико-просветительский тип — это культура, провозглашающая в качестве приоритетных высокие нравственно-просветительские и демократические идеал;
-романтически-утопический тип – это культура, которая основывается на мировосприятии, возникшего в результате разочарования итогами буржуазной революции в Европе, не оправдавшими просветительские идеи совершенствования человека и общества;
-индивидуально-прагматический тип – это культура, в которой господствовала система ценностей, сложившаяся в эпоху зрелых буржуазных отношений, когда доминирующими становятся институт частной собственности, прагматические интересы человека, личная инициатива, предприимчивость и целеустремленность в приумножении материальных благ;
-демократически-технотронный тип – это современная культура высокоразвитых цивилизаций, характеризующаяся двуединым влиянием техники: позитивно-демократическим и негативным.
-тоталитарно-бюрократический тип – это преимущественно официальная культура, подчиняющаяся строгим установкам господствующей идеологии.
Указанные принципы, на основе которых происходит выделение типов культур, весьма часто совпадают с принципами, лежащими в основе разделения единого культурно-исторического процесса на отдельные периоды, что весьма важно не только для науки о культуре, изучающей конкретные этапы, но и для целостного понимания социально-культурных процессов.
Историческая периодизация культуры представляет собой разделение ее на определенные временные отрезки. В этих хронологических рамках качественно-содержательная характеристика культуры остается тождественной самой себе. А смысловые изменения, которые в ней происходят, не являются тотальными, кардинально-принципиальными. На определенном временном отрезке культура накапливает некие количественные изменения, но они в определенном промежутке соответствуют данному качеству или типу культуры. Пока не нарушена мера качественно-количественного соответствия, тип культуры будет неизменен.
Следует обратить внимание и на тот случай, когда типологизация не может быть соотнесена с периодизацией. Это касается, в основном, регионально-территориального и этнонационального принципов.
Всякой культуре соответствует определенные топос (пространство) и хронос (время). Время более текуче и подвижно, пространство более постоянно, но в некоторых случаях оно также подвержено изменению. Так, еще совсем недавно мир имел дело с мощным государством – Советским Союзом, для которого была свойственна единая политика, экономика и культура. Сегодня на постсоветском пространстве существуют более десяти самостоятельных государств, в культуре которых произошли большие изменения. Активно возрождаются национальные языки, получая статус государственных, в некоторых случаях берут верх национальные и религиозные традиции, ранее предававшиеся забвению, получают второе рождение самобытные и оригинальные формы в искусства.
Можно классифицировать основные концепции, в которых рассматриваются проблемы типологии и периодизации культуры.
Универсалистский подход включает в себя концепции: Г.Гегеля, К.Маркса, К.Ясперса.
Локальный подход включает в себя концепции: Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина.