Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности

1. Расширение рамок слухового восприятия:

— показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемым парами, тройками и т.д.;

— показ частей тела по тому же принципу;

— выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;

— ответы на развернутые вопросы, усложненные по синтаксической структуре;

— прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;

— письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз:

— чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.

2. Преодоление слабости слухо-речевых следов:

— повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;

— заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;

— повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления;

чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин., 30 мин., на следующий день и т.д.);

— составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;

— перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца

этих слов.

3. Преодоление трудностей называния:

— анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;

— смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разнообразные признаки

предметов;

— классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;

— упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным

и переносным значением.

4. Организация развернутого высказывания:

— составление рассказа по серии сюжетных картинок;

— пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем — по свернутому, затем — без плана;

— развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);

— отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности

1. Преодоление пространственной апрактогнозии:

— схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;

— изображение плана пути, комнаты и т.д.;

— конструирование по образцу, по словесному заданию;

— работа с географической картой, часами.

2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками

«движения» и т.д.):

— наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;

— заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

— составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.

3. Конструирование сложноподчиненных предложений:

— уточнение значений подчинительных союзов;

— заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;

составление предложений с заданными союзами.

4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:

— картинное изображение сюжета конструкции;

— введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.);

— введение логико-грамматических конструкций в развернутый смысловой контекст;

— предъявление конструкций письменно, а затем устно.

5. Работа над развернутым высказыванием: — изложения, сочинения;

— импровизация на заданную тему;

— толкование сложных по смысловой структуре слов.

ДИНАМИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ

Динамика восстановления речевой функции зависит как от формы афазии, нейродинамических факторов работы мозга в целом, интеллектуально-характерологических особенностей больного, так и от организации восстановительного обучения: контакт с больным, дозировка логопедической нагрузки, адекватность логопедических приемов работы и т.д. Коме того, имеет значение этап заболевания. В настоящих методических рекомендациях приведены описания типовых результатов восстановления речевой функции у больных с разными формами афазии на трех этапах восстановительного обучения.

Как распознать шизофрению


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: