Объект и предмет прикладной культурологи как область научного знания
ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ — область культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры, определяющая механизм создания благоприятной культурной среды, обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности.
Прикладная культурология как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, юриспруденцией, теорией управления и, в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры.
Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека; предметом прикладной культурологии становится процесс постижения индивидом результатов этой деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры. При этом прикладная культурология призвана:
— раскрыть сущность и природу ценностей, созданных и создаваемых человеком;
— обучить людей технологии создания этих ценностей, дать им инструментарий культурного творчества;
— познакомить с нормами и правилами социально-культурного творчества;
— научить оценивать явления и процессы социально-культурной деятельности в соответствии с научно обоснованными критериями.
Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направления, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности.
В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества.
Становление и развитие прикладной культурологии
Интеграция научного знания о становлении, функционировании и развитии культуры, необходимость научного обеспечения различных направлений и форм социально-культурной деятельности и объективная потребность в эффективной реализации нравственно-эстетического потенциала мировой и отечественной культуры предопределили утверждение культурологии как единой науки о культуре, вставшей в один ряд с философией, экономикой, социологией, политологией. За короткий период начала 90-х годов культурология получила признание в системе гуманитарных наук, введена в качестве обязательной дисциплины для всех вузов России, внедряется в учебные программы средней школы и систему повышения квалификации, стала предметом широкого обсуждения научной общественностью. Cегодня реальное место культуры в духовной жизни мирового сообщества предопределило настоятельную потребность завершить многовековой процесс становления единой науки о культуре, которая призвана обеспечить комплексное осмысление закономерностей происхождения, становления, развития и функционирования современной культуры, раскрытие сущности, природы, структуры и специфики духовного производства, разносторонний анализ созданных и создаваемых национальных и общечеловеческих ценностей. Утверждение культурологии как явления духовной жизни, отрасли науки и одной из базовых дисциплин, изучаемой во всех типах высших учебных заведений, обусловлено глубокими качественными изменениями в духовной сфере, значительным ускорением общественного развития, достижениями современных гуманитарных наук и, в первую очередь, настоятельной потребностью конструктивно использовать созидательный потенциал культуры для решения возникших накануне третьего тысячелетия кардинальных социальных проблем. Культурология в целом не может ограничиться лишь вершинами культуры, она призвана раскрыть объективные реальности современного мира, все многообразие процесса создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных ценностей, показав в этом процессе и достижения, и противоречия, и явные слабости и недостатки. Культурология начала XXI века видит свои главные задачи в познании закономерностей, принципов и средств повседневного функционирования культуры как компонента общей социальной регуляции различных форм жизнедеятельности наряду с политикой, экономикой и социальным управлением, исходит из необходимости раскрытия механизма формирования в каждом человеке практической культуры, которая обеспечивает регуляцию социального бытия, утверждает культуру труда, познания, быта, досуга, семейных отношений, делового и неформального общения. Культурология как область научного знания ныне находится на начальном этапе становления, переживает сложный и противоречивый период поисков, ошибок, дискуссий. Сегодня продолжаются бурные споры о предмете культурологии, о границах этой науки, ее структуре и понятийном аппарате. становление и развитие культурологического знания, и в первую очередь философии культуры, прошло три этапа. Первый – от античности до XVIII века – характеризуется попытками рассматривать культуру «в континууме онтологических, теологических и эпистемологических проблем». Второй связан со стремлением увидеть в культуре, при всей ее разнородности, предмет самостоятельного философского рассмотрения. При этом в понятие «культура» включалась и экономическая, и политическая жизнь, т. е. все, что не относилось к природе и Богу. Развитие в XX веке наряду с философией культуры конкретно научных культурологических дисциплин и художественно-образного постижения культуры средствами литературы, изобразительного, музыкального, театрального и других искусств предопределило становление третьего этапа истории культурологической мысли, позволившей «подняться от интуитивного ощущения целостности культуры к ее теоретическому осмыслению как системы, отличающейся наивысшей степенью сложности по своему устройству и полифункциональности, системы исторической, саморазвивающейся и саморегулирующейся, органически связанной со своим творцом и творением – человеком – и находящейся в постоянном взаимодействии со своей природной и социальной средой». На третьем этапе развития культурологической мысли удалось преодолеть эмпирическую заземленность и фактологическую ограниченность частных культуроведческих дисциплин, подняться до широкого философского обобщения сущности, природы и механизмов функционирования культуры, раскрыть в ней единство гносеологического, аскиологического и проективного.