Становление технологий социально-культурной деятельности как педагогической категории

Технологии социально-культурной деятельности относятся к области педагогических технологий и содержат все их сущностные характеристики, имея при этом свои особенности, обусловленные спецификой социально-культурной деятельности.

Становление и развитие технологий социально-культурной деятельности зависит от влияния объективных и субъективных факторов. До введения термина «технология» использовались понятия «организация» и «методика». А. Д. Жарков [11] обращает внимание на то, что организация и методика социально-культурной деятельности рассматривались в двух плоскостях:

— по вертикали — внешняя среда для взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, обеспечивающих функционирование учреждений социально-культурной сферы;

— по горизонтали — внутреннее состояние учреждений социально-культурной сферы.

Каждое учреждение социально-культурной сферы имеет развитую внутреннюю макроструктуру, которая отражает уровень самостоятельной активности населения и обеспечивает его функционирование, состояние материально-технической базы и профессионального мастерства специалистов. Организация рассматривается как функция управления, как деятельность в системе учреждений социально-культурной сферы. В понятие «организаторская деятельность» входит умение ставить цели и задачи, принимать решения, подбор и расстановка кадров, распределение обязанностей между ними, ответственность за деятельность, контроль, эффективность использования материально-технических и людских ресурсов, финансирование учреждений.

Ю. А. Стрельцов разделяет методику на «конструктивную» и «практическую» [39].

Конструктивная методика – методическое проектирование содержания будущей практической деятельности, системы и последовательности действий организаторов и участников. Результат конструктивной методики – планы, сценарии, методические разработки и другие методические материалы. Практики опираются на подготовленные методистами проекты. Это горизонтальный срез методики, где конструктивная и практическая методика синтезируются в целое. В вертикальном срезе методика определяет специальные знания, умения, навыки, способности для выполнения практической деятельности. Методическую деятельность подразделяют на накопление опыта и его использование в практике. Продуктом накопления является духовное выражение, знания, методические материалы — новое состояние самого субъекта деятельности в виде идей, предложений. Продуктом практики являются мероприятия, обряды, программы, праздники.

В организации и методике отсутствует такой важный компонент, как взаимодействие субъекта и объекта в процессе деятельности, вариативность, возможность коррекции процессов по достижению результата и его гарантированность [11, с. 35 — 45]. Современные требования к теории и практике социально-культурной деятельности определили качественно новое понятие – технологии, а организация и методика явились базой для развития технологий социально-культурной деятельности.

Термин «технология» как педагогический стал использоваться сравнительно недавно. Поэтапное описание педагогического процесса мы встречаем ещё у классиков педагогики: А. Дистверга, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоци и др. Я. А. Коменский писал, что «можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием. Только при этом условии его работа будет высокорезультативной». Школа – мастерская человечности, она «живая типография», которая «печатает» людей» [14]. С середины 50-х годов появляется новый технологический подход к построению самого образовательного процесса или технология образования.

Как профессиональная педагогическая категория технологии стали привлекать исследователей с начала 60-х годов. Причина того – увеличивающийся поток сообщений об авторских школах, индивидуальных методах, интенсивных курсах, обещающих устойчивый результат. Появление новой дисциплины за рубежом объяснялось развитием аудивизуального образования и программированного обучения. Педагоги-практики первоначально считали, что педагогическая технология – это всего лишь средство записи и воспроизведения звука и проекции изображений, а также описание способов их применения на уроке.

Так в начале 70-х наблюдается расширение понятия педагогической технологии как системы действий, повышающих эффективность обучения путем цикличного обновления учебных планов и программ. Каждый цикл включал постановку целей, тестирование альтернативных стратегий и материалов, оценивание педагогической системы в целом.

С конца 70-х годов происходило дальнейшее изменение содержания понятий педагогических технологий. В них включали идеи и опыт, выведенные из таких различных областей знания, как психология, социология, профессиональный менеджмент и системный анализ в сочетании с усовершенствованиями в оптике, акустике и микропроцессорной технике для разработки методик оптимального усвоения знаний обучающимися.

В 1978 году в «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологий» П. Митчеллом была предпринята попытка дать определение педагогической технологии: «Педагогическая технология есть область исследований и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогических систем для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов» [8].

Дискуссия несколько утратила свою остроту с публикацией в 1986 году официального определения, которого придерживается ЮНЕСКО. В новом и более широком смысле это «систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» [35, с.21]. Само слово технология произошло от греч. «техне» — искусство, ремесло, наука, + «логос» понятие, учение. Основные признаки технологии СКД: стандартизация в системе массовой деятельности, вынесение творческого процесса на более высокий уровень, упорядочение системы СКД на основе иерархии организаций и соответствующих им специфических технологий. Специфика их связана с сознанием человека, наличием воспитательного компонента, в необходимости учета философского, психологического, медицинского и экологического аспектов.

Исторически педагогическая технология развивалась и действовала тактически, а не стратегически. Внимание главным образом было сосредоточено на реализации успешного усвоения материала. Единственный же путь нахождения чего-либо ценного в педагогической стратегии развития личности и создания для этого адекватных средств – системный взгляд на педагогическую технологию.

Утренний эфир / Экзамены студентов социально-культурной деятельности


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: