Статистические ряды распределения

Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения оформляются в виде статистических рядов распределения и таблиц. Ряд распределения– это упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определенному признаку. Другими словами, это группировка, в которой для характеристики групп применяется численность группы.

Атрибутивные ряды распределения – ряды распределения, построенные по качественным признакам.

Вариационные ряды распределения – ряды распределения, построенные по количественным признакам. Вариационный рядсостоит из двух элементов: варианты и частота. Варианта (обозначается х)– отдельное значение варьирующего признака, которое он принимает в ряду распределения. Частота (обозначается f) – численность отдельных вариант, т.е. частота повторения каждого варианта. Частота, выраженная в долях единицы или в процентах к итогу, называется частость (обозначается w).

По способу построения вариационные ряды бывают дискретными и интервальными.

Дискретный вариационный ряд характеризует распределение единиц совокупности по дискретному признаку, принимающему только целые значения. Для его построения следует перечислить все встречающиеся варианты значений признака и подсчитать частоту повторения. При графическом изображении дискретных вариационных рядов используется полигон распределения, или полигон частот. Для его построения в прямоугольной системе координат по оси абсцисс в одинаковом масштабе откладываются ранжированные значения варьирующего признака, а по оси ординат наносится шкала для выражения величины частот. Полученные на пересечении абсцисс и ординат точки соединяются прямыми линиями, в результате чего получают ломаную линию.

Интервальный вариационный рядстроится в случае непрерывной вариации признака у единиц совокупности (величина может принимать в определенных пределах любые значения, отличающиеся друг от друга на сколь угодно малую величину), а также в случае, когда число вариант дискретного признака достаточно велико. Для графического изображения интервального вариационного ряда применяетсягистограмма. При построении гистограммы на оси абсцисс откладываются величины интервалов, а частоты изображаются прямоугольниками, построенным на соответствующих интервалах. Высота столбиков должна быть пропорциональна частотам. В результате мы получим график, на котором ряд распределения изображен в виде смежных друг с другом столбиков.

В ряде случаев для изображения вариационных рядов (как дискретным, так и интервальным) используется кумулятивная кривая(или кумулята). Для ее построения надо рассчитать накопленные частоты или частости. Накопленные частоты (обозначаются S) показывают, сколько единиц совокупности имеют значение признака не больше, чем рассматриваемое, и определяются последовательным суммированием частот интервалов. При построении кумуляты интервального ряда распределения нижней границе первого интервала соответствует частота, равная нулю, а верхней границе – частота данного интервала.

Вычислим для нашего случая оптимальное количество интервалов.

  • Оптимальное количество интервалов
  • K=1+3,3221*lg50=6,64?7
  • Длина интервала ?х=R/k=40/7?6

Таблица частот

Интервал 5 — 11 11 -17 17 — 23 23 — 29 29 — 35 35 — 41 41 – 47
Частота
Относительная частота 18/50 7/50 8/50 4/50 9/50 3/50 1/50
Варианты Пешком Привозят родители Общественный транспорт Такси Всего
Кратность
Относительная частота 28/50 13/50 6/50 3/50
Частота % 56% 26% 12% 6% 100%

Мода – «добираются пешком»

Круговая диаграмма

Статистические ряды распределения

Выводы:

Обработав собранную информацию, мы выяснили, что:

  • в среднем на дорогу из дома до школы учащиеся тратят около 19 минут;
  • чаще всего на дорогу у школьников уходит 10 минут;
  • более половины учащихся тратят на дорогу из дома до школы не менее 20 минут;
  • чаще всего учащиеся добираются до школы пешком.

Наглядно данная информация проиллюстрирована с помощью гистограммы и полигона распределения частот, круговой диаграммы.

В результате проведенного опроса 50 старшеклассников средней школы г. Волгограда были получены следующие результаты

Время, затраченное на дорогу из дома до школы (в минутах) Количество одинаково ответивших учащихся
Каким образом учащийся добирается до школы Количество одинаково ответивших учащихся
Привозят родители
Пешком
На автобусе
На такси
Всего

Таблица распределения частот

Варианта Время (мин)
кратность
относительная частота
частота%

Вычислим для нашего случая оптимальное количество интервалов.

  • Оптимальное количество интервалов
  • k=1+3,3221*lg50=6,64?7
  • Длина интервала ?х=R (размах) /k=40/7?6

Таблица частот интервала

Интервал 5 — 11
Частота
Относительная частота 18/50
Варианты Пешком Привозят родители Общественный транспорт Такси Всего
Кратность
Относительная частота
Частота %

Статистика. Урок 4. Вариационные ряды


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: