Структура программ на паскале

Программы в Турбо-Паскале пишутся по определенной структуре, которая соответствует схеме:

Структура программ на паскале

Каждый раздел заканчивается точкой с запятой. В конце программы ставится точка.

Заголовок необязателен, но желателен, чтобы по нему можно было быстро распознать программу.
Пример заголовка: program raschet;
Здесь program – ключевое слово, raschet – название программы.

Список модулей. Модули содержат библиотеки вспомогательных программ: вычисление стандартных функций, поддержка графического режима экрана и др. Модули бывают стандартные и созданные программистом. Стандартные модули Турбо-Паскаля записаны в файле turbo.tpl, кроме модуля Graph, который находится в файле graph.tpu.

Раздел описания констант. В принципе, любую программу можно написать без использования имен констант, применяя вместо них числа. Но иногда использование имен констант целесообразно, т. к. их имена, подобранные в соответствии со смыслом выполняемых действий, облегчают чтение программы. Кроме того, использование имен констант облегчает проведение изменений в программе. В этом случае достаточно изменить значение константы в разделе описания. В общем виде раздел описания констант выглядит так:

Const =; … ; =;Раздел описания типов. В этом разделе описывают нестандартные типы данных, образованные программистом.

Раздел описания меток. Перед любым оператором можно поставить метку, что позволяет перейти к нему из любого места программы оператором goto. Например:

10: … … … goto 10;

Использовать метки без крайней необходимости не следует, т.к. это усложняет чтение и понимание программы.

Раздел описания переменных. Каждая встречающаяся в программе пере-менная должна быть описана. В общем виде раздел описания прееменных вы-глядит так:

Var, … ,:;…, … ,:;Пример раздела описания переменных:Var a, b, c, x, nomer: integer; y, z, result: real;

В разделе описания переменных обычно описывают также массивы. Пример описания одномерного массива из пятидесяти элементов:

Процедуры и функции

При решении ряда задач необходимо повторять одни и те же действия при различных значениях параметров в разных частях программы. Для этого используют подпрограммы – процедуры и функции. Главное различие между ними в том, что функция может быть использована в выражении, например:

х: =sin(а); Процедура может быть вызвана, например: write(a);

Процедуры и функции представляют собой важный инструмент Турбо Паскаля, позволяющий писать хорошо структурированные программы

Процедура – это особым образом оформленный фрагмент программы, имеющий собственное имя. Упоминание этого имени в тексте программы приводит к активизации процедуры и называется ее вызовом.

Функция отличается от процедуры тем, что результат ее работы возвращается в виде значения этой функции, и, следовательно, вызов функции может использоваться наряду с другими операндами в выражениях.

Процедуры и функции в Паскале бывают стандартные и нестандартные, т.е. определённые пользователем. Стандартные функции и процедуры не требуют описания

Нестандартные процедуры и функции необходимо описать, чтобы компилятор мог установить связь между оператором вызова и теми действиями, которые предусмотрены в процедуре (функции). Описание процедуры (функции) помещается в разделе описаний и внешне выглядит как программа, но вместо заголовка программы фигурирует заголовок процедуры (функции).

Раздел операторов. Операторы могут быть простые и составные. Составной оператор состоит из нескольких простых операторов и ограничен операторными скобками begin и end.
Операторы присваивания имеют вид a: = b;
Например:

X: = — 0.25;A: = T + sqr (P); X: = X – 0.11;

В любом месте программы можно использовать комментарий, т.е. пояснительный текст. Он ограничивается символами { } или (* *). Комментарий игнорируется компилятором и потому влияние на программу не оказывает.

Ввод и вывод данных

Для ввода данных с клавиатуры в Паскале используют операторы вида
read(a1, a2, …, an);
readln(a1, a2, …,an);
Эти операторы приостанавливают выполнение программы до тех пор, пока с клавиатуры не будут введены значения переменных a1, a2, … an. Значения при наборе разделяются пробелом. Если есть два оператора read, данные для второго оператора будут вводиться в той же строке, что и для первого. Оператор readln обеспечивает переход курсора к новой строке.

Для вывода информации на экран в Паскале используются операторы вида
write(y1, y2,…,yn);
writeln(y1, y2,…,yn);
Оператор writeln после вывода всех значений переводит курсор на следующую строку.
Операторы вывода можно записывать в виде
write(b : m);
write(b : m : n);
Здесь b – имя переменной, m – поле для записи значения переменной, n – поле для записи дробной части.

Условный оператор

Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор — это средство ветвления вычислительного процесса.

Структура условного оператора имеет следующий вид:

IF THEN ELSE ,

где IF, THEN, ELSE — зарезервированные слова (если, то, иначе); — произвольное выражение логического типа; , — любые операторы языка Турбо Паскаль.

Операторы повторений

Используются для циклов. Циклы – это многократно повторяемые последовательности однотипных действий. Бывают циклы с известным числом повторений и с неизвестным числом повторений. Для организации цикла с известным числом повторений в Паскале служит оператор вида
FOR := ТО DO .

Здесь FOR, TO, DO — зарезервированные слова (для, до, выполнить);

Циклы с неизвестным числом повторений бывают двух видов: с предусловитем и с постусловием.

— Оператор цикла с предусловием (можно использовать в циклах с неизвестным или с известным числом повторений). Вид оператора: While b do s;

Здесь b – логическое выражение, s – тело цикла. При выполнении оператора предварительно проверяется значение логического выражения. Пока оно истинно, выполняется тело цикла, т.е. операторы циклической части. Когда оно становится ложным, происходит выход из цикла. Если с самого начала значение логического выражения ложно, тело цикла не выполнится ни разу.

— Оператор цикла с постусловием в Паскале также используется в циклах с неизвестным числом повторений и с известным числом повторений. Вид оператора: repeat s until b;

Здесь s – тело цикла, b — логическое выражение. При выполнении оператора сначала выполняется тело цикла, а затем проверяется логическое условие. Таким образом, обеспечивается, по меньшей мере, одно выполнение тела цикла. Цикл повторяется, пока логическое выражение ложно. Когда оно становится истинным, происходит выход из цикла.

Оператор выбора

Оператор выбора позволяет выбрать одно из нескольких возможных продолжений программы. Параметром, по которому осуществляется выбор, служит ключ выбора -выражение любого порядкового типа (любого кроме типов REAL и STRING).

Структура оператора выбора такова:

CASE OF [ELSE ] END

Здесь CASE, OF, ELSE, END — зарезервированные слова (случай, из, иначе, конец).

Урок1. Структура программы на языке Паскаль


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: