Структурные элементы культурной деятельности

1. Коммуникативный срез культуры. Многоуровневая система знаковых единиц, которые люди используют для коммуникации (вербальный язык, язык жеста, телодвижений, профессиональный язык и т.д.).

Язык- важнейший фактор культурной реальности, определяет культурное своеобразии народов.

2. Семантический срез культуры: духовные ценности, смыслы, значения, знаки и символы культурной активности.

Духовные ценности показывают аксиологическое качество культуры, говорят о наличии различных оценочных шкал. Духовные ценности- ориентиры сознания, соотнесенные с положительным культурным значением.

Смыслы -самостоятельные единицы культурной активности. Культурный смысл рождается на базе исторического опыта, обобщает заинтересованное отношении к явлениям, и дает возможность использовать смысл в практической деятельности .

Культурные знаки и символы- как элементы культурной активности, которые рассматриваются с точки зрения ценностно-смысловой природы.

Нормативно-эталонный срез культуры.

Культурная норма- стандарт поведенческой и духовной активности для представителей конкретной культуры.

4. Информационный срез культуры-знания, представления, образы внешнего мира (картина мира)

Каждый этнос создает и закрепляет в художественных мифах образах определенную картину мира, которая отображает мироздание и его место в нем.

Культурные универсалии вырастают из основного мифа, связанного с архитипическими категориями- золотое яйцо, мировое дерево, жизнь-смерть, верх-низ. Они рассматриваются как онтологические и экзистенциальные константы человеческого бытия, фундаментальные категории картины мира, рисуемые культурами любого народа.

Основные структурные элементы культуры: миф

Мифологическое сознание — колыбель духовной жизни человечества. Оно разрушается:

  • Во-первых, под действием интеллектуально-логических способностей человека (развитие письменности, возникновение научных знаний).
  • Во-вторых в результате усложнения социальной жизни, которая требовала перехода от шаблонной малоосмысленной регуляции к регуляции осмысленной, ориентированной на общие принципы.
  • В- третьих, как следствие углубления социальной дифференциации, которая усиливала различия между людьми, вела к иерархии, неравенству людей в общине, выделению личности.

Миф- первая форма ориентации человека в среде себе подобных. Мифы создаются на основе аффектации. Мифология аппелирует не к выяснению общих тенденций, законов, правил, господствующих в природе и обществе, не к причине, а к конкретному образному, чувственному восприятию.

Миф — социокультурный феномен, который выполняет регуляторную и социализационную функцию в обществе. Яркая чувственная насыщенная картина мира, способствующая неглубокому пониманию, но обладающая высокой эмоциональной достоверностью.

Свои мифы творит каждое общество — мифологическая картина мира составляет образную основу его духовной жизни.

Реклама- главное средство формирования идеологического восприятия жизни, в частности материальных стандартов потребления. В этом случае реализуются экономические установки и расчеты — в современном обществе миф лишь внешне слабо рационален — по сути он реализует определенные экономические, политические, нравственные установки и интересы.

Религия

Отличие зрелой религии от мифа: Вебер — учение о нарастающей рациональности. Религия -важный этап рационального осмысления человеком своего мира и его взаимоотношений. Это этап формирования целенаправленной системы представлений о мире.

Рационализация религии проявляется:

  • Религия выделяет два мира: посюсторонний (зависимый от людей) и потусторонний (где господствует Бог). Раздвоение мира означает придание ему священного статуса, требующего поклонения. Мифологические боги превращаются в идеальные, непогрешимые, обладающие абсолютной святостью логические конструкции, воплощающие неодолимую логику явлений.
  • Религия организует взаимоотношения человека с Богом, Высшим Разумом. Индивид начинает самостоятельно регулировать свое поведение. Он достигает совершенства через этическое воздаяние, используя главный регулятивный механизм религии- признание божественными требования регулировать поведение посредством совести, понятия долга, чести, ответственности.
  • Религия организует жизнь не ситуативно-конкретно, а на основе всеобщего принципа о должном, благе. Основу религиозной мотивации составляют обобщенные понятия, формулы взаимодействия с другими людьми. Религия породила ценностно-осмысленную регуляцию поведения.
  • Религия создает иерархию ценностей. Она вырабатывает представления об особо ценном и менее важном. Это придает социальной регуляции гибкость, преодолевает однолинейность поведения мифологического человека, приводит к иерархиезации санкций.

Мировые религии- 5 религиозно-обусловленных систем социальной жизни (конфуцианство, индуизм, буддизм, ислам, христианство). Можно отнести и иудаизм, потому что оно содержит базовые предпосылки для христианства и ислама.

Идеология

Термин идеология ввел французский мыслитель 18в. Дестю де Траси.

Идеология — система рационально-логического обоснования поведения людей, их ценностей, норм взаимоотношений. В ней два начала: рационально-логическое и оценочное. Есть общие моменты с религией и наукой, поэтому идеология внутренне сложна и противоречива.

Идеология- духовное образование, социальное мировозрение, предусматривающее ответы на вопросы по поводу социальных отношений, социальной справедливости, исторических перспектив общества и т.д. Она концептуально оформлена, имеет форму научного знания и обладает известной убедительностью (но не наука).

Идеология вырабатывается сознательно и целенаправленно профессионалами (политики, ученые, историки).

  • Первый ярус — базисный, в котором находят идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности.
  • Второй ярус связан с конституцией конкретного государства -общенациональные ценности, которые являются основой единства, конкретного общества, гарантией от распада. Общенациональная идеология- система рациональной аргументации, обоснования фундаментальных ценностей и норм, разделяемых всем обществом независимо от социальной принадлежности, возраста, места проживания и т.д.
  • Третий ярус обосновывает желательные для данной социальной группы формы социального устройства, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы. Групповые идеологии выражают групповые интересы, рассматривают проблемы с определенной точки, что приводит к ангажированности идеологических постулатов. Идеология может работать только на свой класс. Относительная истинность конкретных идеологий

Механизмы социального функционирования идеологии:

  • Познавательная функция идеологии.
  • Оценочная функция- вырабатывает адекватные ценности, чтобы ими руководствоваться в повседневной жизни.
  • Программно-целевая функция- ставит перед человеком определенные стратегические и тактические цели.
  • Футуролого-прогностическая функция- предлагает модель лучшего будущего.
  • Интегративная функция- сплочение общества на основе единой цели, общих проблем и действий.
  • Защитная функция- взаимодействие с другими идеологиями- либо борьба, либо сосуществование.
  • Социально-организующая функция – принципы организации и управления обществом.

Идеология сегодня

Ф.Фукуяма- к.20в. можно рассматривать концом идеологии, как формы социального самопознания

Э.Хобсбаум — развал СССР поставил под сомнение все идеологии, крах идеологии вообще.

Карно, Л.Нитхмахер- идея постисторического общества- сочетание порядка и прогресса. Основные противоречия преодолены, у Запада остались только административные и технические проблемы.

Романтический пессимизм М.Хайдеггера, К.Шмитта, Э.Юнгера- культурные последствия постистории- общество, живущее без борьбы, в управляемой скуке постоянного воспроизводства.

Современные теории Хобсбаума, Фукуямы, Бодрийяра — настаивают на культурном оскудение мира и тотальной победе идеологии общества потребления. Идеологический конфликт исчерпан и общество станет идеологически однородным- формирование единой идеологии зрелого капитализма.

Направление подготовки: Социально-культурная деятельность


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: