Сущность обращения к аллаху с мольбами и его место среди обрядов поклонения

Об авторе

Его звали Бакр ибн ‘Абдуллах Абу Зейд. Он принадлежал к известному племени бану Зейд из племён Куда‘а, живущих в центре Неджда. Родился в городе Шакра в начале месяца зу-ль-хиджжа 1364 года от хиджры. Позже переехал в эр-Рияд. В 1388 году от хиджры он заочно закончил с отличием факультет Шариата.

Шейх получил достойное воспитание. Его семья была благородной, состоятельной и известной своей праведностью и богобоязненностью.

Шейх много беседовал с учёными, посещал их лекции и уроки в Мекке и Медине. Среди его наставников и учителей были бывший муфтий Саудовской Аравии шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз и шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты. Последний оказал огромное влияние на своего ученика, привив ему любовь к арабскому языку и страсть к его глубокому изучению, что наложило отпечаток на все его сочинения и на стиль его речи.

Шейх трудился в области судопроизводства в Медине, а также был имамом и хатыбом в Мечети Пророка * в Медине. В 1400 году от хиджры был назначен уполномоченным саудовского Министерства юстиции.

Был назначен членом Высшего Судебного Совета, затем — представителем Королевства в Международной Ассоциации Исламского фикха, и занимал должность председателя Ассоциации с 1405 года от хиджры и до самой своей кончины. Также являлся членом Ассоциации Исламского фикха при Лиге мусульманского мира.

В 1413 году от хиджры стал членом Ассоциации крупнейших мусульманских учёных и Постоянного Комитета исламских исследований и фетв.

Во время работы в области судопроизводства продолжил учёбу заочно в высшей Академии судопроизводства и получил степень магистра, а затем — доктора.

Шейх Бакр — автор многих трудов, из которых около пятидесяти уже изданы. Его исследования точны и подробны и в то же время отличаются красотой и богатством языка.

Шейх (да помилует его Аллах) скончался во вторник 28 числа месяца мухаррама 1429 года от хиджры, что соответствует 5 февраля 2008 года по христианскому летоисчислению.

Введение

Хвала Аллаху и мир и благословение Посланнику Аллаха, членам его семьи, его сподвижникам и всем кто верен ему.

Небольшой труд, который предлагается вашему вниманию, посвящён обращению к Аллаху с мольбами (ду‘а — ????). Что представляет собой обращение к Всевышнему с мольбами? Какова его сущность? Какое положение занимает оно среди обрядов поклонения? Какие правила мы должны соблюдать при обращении к Господу с мольбами и поминании Его? Каков этикет обращения к Всевышнему с мольбами? Что способствует получению ответа на мольбу? Ответы на эти вопросы вы найдёте в книге моего покойного отца шейха Бакра ибн ‘Абдуллаха Абу Зейда (да покроет его Всевышний Аллах Своей безграничной милостью). Книга называлась «Исправление представлений об обращении к Аллаху с мольбами», однако некоторые братья (да воздаст им Всевышний Аллах благом) выразили желание издать её под названием: «Обращение к Аллаху с мольбами: его сущность и правила».

Да вознаградит Всевышний Аллах тех, кто способствует распространению полезного знания и да помилует Всевышний шейха, простит ему и возвысит его степень в Раю. Амин!

‘Абдуллах ибн Бакр Абу Зейд

Часть первая. Обращение к Аллаху с мольбами: определение, этикет и причины получения ответа

В этой главе собраны полезные сведения об обращении к Аллаху с мольбами. Они почёрпнуты из текстов Корана и Сунны, а также из слов и жизни наших праведных предшественников, унаследовавших своё знание от Посланника Аллаха *.

В краткой форме раскрыты следующие темы: «Сущность обращения к Аллаху с мольбами и его место среди обрядов поклонения», «Необходимые условия и этикет обращения к Аллаху с мольбами», «Как получить ответ на мольбу». В последней теме упоминается о важности следования примеру Посланника Аллаха * и знания периодов времени, мест и состояний, способствующих получению ответа на мольбу.

Важно отметить, что здесь собраны самые основы, и целью автора не было подробное раскрытие упомянутых тем. Он желал собрать наиболее важные и полезные сведения об обращении к Аллаху с мольбами.

Глава первая

Сущность обращения к Аллаху с мольбами и его место среди обрядов поклонения

Однокоренные слова ду‘а (????) и да‘ва (????) являются отглагольными существительными и имеют значения «обращение», «испрашивание», «просьба».

Обращение к Аллаху с мольбами — поклонение Всевышнему и одно из проявлений покорности Ему. Раб Всевышнего обращается к Господу с мольбами, прося у Него помощи, защиты, милости и блага. Обращаясь к Всевышнему с мольбами, верующий показывает, что нуждается в Господе и не может обойтись без Него и признаёт собственное бессилие и слабость.

Если мы посмотрим на первую суру Корана — «Аль-фатиху» — нам откроется много удивительного. Всевышний Аллах начал Свою Книгу с ду‘а.

«Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому. Милосердному, Властелину Дня воздаяния!» — ду‘а-восхваление.

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем» — ду‘а-просьба.

Две последние суры Корана завершает ду‘а-просьба, но при этом в них содержится и ду‘а-восхваление.

А теперь задумаемся о месте обращения к Аллаху с мольбами среди обрядов поклонения и высоте его положения в Пречистой Сунне.

Абу Хурайра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Нет пред Аллахом ничего более благородного, чем обращение к нему с мольбами» [Ат-Тирмизи; Ибн Маджа; Ибн Хиббан. Аль-Хаким назвал его достоверным и аз-Захаби согласился с ним].

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Лучшее поклонение — обращение к Аллаху с мольбами» [Аль-Хаким назвал его достоверным и аз-Захаби согласился с ним].

Ан-Ну‘ман ибн Башир ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Обращение к Аллаху с мольбами есть поклонение», а потом прочитал: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (40:60)[1].

Обращение к Аллаху с мольбами занимает столь благородное и высокое место среди обрядов поклонения потому, что объединяет в себе столько проявлений покорности Всевышнему, сколько не объединяет ни один другой вид поклонения. Обращение к Аллаху с мольбами требует «присутствия сердца», то есть максимальной сосредоточенности и собранности, а также поклонения Всевышнему посредством устремления к Нему, связывания с Ним чаяний, надежды на Его милость, упования на Него, стремления к Его награде и страха перед Его наказанием.

Обращение к Аллаху с мольбами также требует поклонения Ему, которое раб осуществляет своим языком, то есть восхваления и прославления Его, поминания Его, свидетельствования о Его единственности, возвеличивания Его и страстного и смиренного воззвания к Нему.

Обращение к Аллаху с мольбами также требует телесного поклонения Всевышнему — смиренного склонения пред Господом, демонстрации собственной слабости и бессилия, признания, что нет силы и могущества ни у кого, кроме как при содействии Аллаха, и так далее.

Поэтому Всевышний Аллах сказал в одном из ясных аятов Своей Книги:

ﮋ ﯣ ﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩﯪ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﮊ

«Скажи: “Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши мольбы. Вы сочли это ложью, и скоро оно [наказание] станет неотступным”» (25:77).

То есть: если бы не ваше поклонение.

Ду‘а-поклонение — это обращение к Всевышнему Аллаху посредством всех очевидных и сокрытых видов поклонения — слов, действий и намерений, которые наполняют сердца верующих осознанием величия Всевышнего Аллаха. Сюда же относится отказ от всего, что Аллах запретил.

Ду‘а-просьба — это когда раб Всевышнего взывает к своему Господу, прося Его о том, что приносит ему пользу в мире этом и в мире вечном или о защите от того, что может причинить вред или об избавлении от постигшей беды. Этот вид ду‘а наполняет сердца надеждой на милость Всевышнего и страхом перед Его наказанием, а также смирением перед Ним.

Всевышний Аллах сказал:

ﮋ ﭝ ﭞ ﭟ ﭠ ﭡﭢ ﭣ ﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﮊ

«Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (40:60).

В этом аяте ду‘а-просьба названа поклонением. А в другом аяте Книги Всевышнего этот вид ду‘а назван религией.

Всевышний Аллах сказал:

«Взывайте же к Нему, очищая пред Ним свою религию» (7:29).

А в достоверном хадисе Посланника Аллаха * сказано: «Обращение к Аллаху с мольбами есть поклонение». Этот хадис приводят авторы четырёх «Сунан» и других сборников хадисов. Ни о каком другом виде поклонения не сказано, что он «есть поклонение». Этот хадис можно уподобить другому, в котором сказано: «Хадж — Арафат».

Это указание на важность обращения к Аллаху с мольбами. Поэтому Всевышний Аллах назвал его молитвой:

ﮋ ﯞ ﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣ ﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬﯭ ﮊ

«Среди бедуинов есть и такие, которые веруют в Аллаха и Последний день и считают, что их пожертвования приблизят их к Аллаху и помогут заслужить молитвы Посланника» (9:99).

Имеется в виду обращение Посланника Аллаха * с мольбами к Аллаху за них.

Всевышний Аллах также сказал:

«Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (9:103).

То есть обращайся к Всевышнему с мольбами за них. Слово «молитва» используется в арабском языке в значении обращения к Аллаху с мольбами.

Ду‘а-поклонение и ду‘а-просьба неразрывно связаны. Ничто из них не может быть обращено не к Аллаху, а кто поступает так, тот взывает не к Аллаху и, как следствие, придаёт Аллаху сотоварищей, то есть совершает великий ширк, который выводит его из религии. Таково согласное мнение мусульман (иджма‘ — ?????).

Кто возьмётся изучать коранические аяты, содержащие предостережение от придавания Аллаху сотоварищей, тот непременно обнаружит, что в большинстве случаев Всевышний Аллах предостерегает нас от ширка именно в обращении к Нему с мольбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что обращение к Аллаху с мольбами входит в число наиболее важных составляющих исламской религии, относительно которых распространяются сомнения, неверные утверждения и нововведения.

Обращение к Аллаху с мольбами — самое благородное дело пред Аллахом. И это прекрасный способ приучить себя проявлять терпение и искренность на пути Всевышнего, уповать на Него, предавать себя Его воле и вручать Ему исход дел своих.

Обращение к Аллаху с мольбами помогает верующему отдаляться от слабости и лени и даёт ему драгоценную возможность наслаждаться «беседой» с Господом.

Обращение к Аллаху с мольбами помогает верующему укреплять веру и увеличивает его убеждённость в правильности выбранного пути. Всевышний Аллах любит, когда Его рабы обращаются к Нему с мольбами: «Аллах гневается на того, кто не обращается к Нему с мольбами». Эти слова Абу Хурайра ** передаёт от Посланника Аллаха *, и их приводят аль-Бухари в «Аль-адаб аль-муфрад», Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

Обращение к Аллаху с мольбами — лёгкое поклонение, не ограниченное определённым местом, временем и положением. Человек может обращаться к Господу с мольбами днём и ночью, на суше, на море и в воздухе, в путешествии и в своём доме, будучи бедным и богатым, здоровым и больным, вслух и про себя, тайно и явно. Обращение к Аллаху с мольбами — неотъемлемая часть жизни верующего. Оно сопровождает его по жизни, поскольку раб Всевышнего нуждается в Господе, в Его милости и защите всю свою жизнь, от колыбели до могилы, и обеспечивает ему постоянную связь с Господом.

Обращение к Аллаху с мольбами способствует избавлению от бед и несчастий. Вспомним пророка Ибрахима (мир ему):

«И я обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря обращению с мольбами к моему Господу я не буду несчастен» (19:48).

Вспомним также пророка Закариййу (мир ему):

«А ведь раньше благодаря обращению к Тебе, Господи, с мольбами я не был несчастен» (19:4).

Сколько бед обошло людей стороной благодаря их мольбам, сколько трудностей было преодолено благодаря обращению к Аллаху с мольбами, сколько грехов простил Аллах Своим рабам благодаря их мольбам!

Обращение к Аллаху с мольбами подобно щиту, который защищает человека от несчастий и от Шайтана.

Всевышний Аллах сказал:

«Пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие» (4:102).

Сколько благ, тайных и явных пришло к людям благодаря тому, что они обращались к Всевышнему с мольбами. Сколько раз обращение к Аллаху с мольбами становилось причиной побед, помощи от Всевышнего и Его содействия, а также возвышения степеней в этом мире и в мире вечном. Обращение к Аллаху с мольбами обладает множеством достоинств, а милость Всевышнего к Его рабам поистине безгранична…

Все эти блага являются ответом на мольбу, поскольку ответ может приходить в разной форме.

Ду‘а-просьба по праву относится к числу важнейших религиозных обязанностей в исламе. Поэтому пророки и посланники Всевышнего много обращались к Всевышнему с мольбами. Всевышний Аллах сказал о них в суре «Пророки»:

ﮋ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬ ﯭﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﮊ

«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны пред Нами» (21:90).

В Коране и Сунне содержится множество адресованных нам побуждений обращаться к Всевышнему с мольбами. Ислам говорит нам, что обращение к Аллаху с мольбами вкладывает в сердца рабов Всевышнего любовь к Нему и укрепляет связь верующих с Ним. Обращение к Аллаху с мольбами — оружие верующего и его неприступная крепость. Это благо, которое даруется рабу Всевышнего: обращаясь к Всевышнему с мольбами, он копит для себя это благо, а забывая взывать к Господу и пренебрегая этим, он лишает себя этого блага.

Если человек совсем не обращается к Всевышнему с мольбами — это повод предположить, что вера его слаба и далека от совершенства. Отказываясь обращаться к Господу миров с мольбами, человек как будто отворачивается от Аллаха. А кто отворачивается от Аллаха, от того отворачивается Аллах…

После всего сказанного становится очевидным, что обращению к Аллаху с мольбами отводится очень важное место в жизни мусульманина. Оно важно для нас как при жизни, так и после смерти. При жизни человек обращается к Аллаху с мольбами за самого себя и за других. У того, кто обращается к Аллаху с мольбами за своего брата по вере в его отсутствие есть основания ожидать ответа, поскольку ангел в этот момент говорит: «И тебе да будет то же!», о чём упоминается в Сунне.

В обращении к Аллаху с мольбами — защита для верующего от врагов, опасностей и всякого зла.

К тому же обращение к Аллаху с мольбами и поминание Его помогают прогнать Шайтана. Великий учёный ислама Ибн ‘Абду-ль-Барр (да помилует его Аллах) сказал: «Широко известно, что Шайтана можно прогнать с помощью чтения Корана, поминания Аллаха и азана, и об этом говорится в хадисах и упоминается в словах наших праведных предшественников…»[2].

А после смерти человека обращение к Аллаху с мольбами становится нитью, которая связывает ныне живущих мусульман с уже умершими: живые обращаются к Всевышнему с мольбами за тех, кто уже покинул этот мир:

«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не вселяй в наши сердца ненависти и зависти к тем, кто уверовал» (59:10).

А в достоверном хадисе, в котором упоминается то, что может принести верующему пользу после его смерти, сказано: «…и праведный потомок, который обращается к Аллаху с мольбами за него».

Обращение к Аллаху с мольбами за умерших, а также раздача милостыни от их имени приносит умершим пользу. В этом вопросе мусульманские учёные единодушны.

Глава вторая

01. Сущность обращение к Аллаху с мольбами и его место среди обрядов поклонения (аудиокнига)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: